Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

все краткие ответы.docx

— 170.59 Кб (Скачать)

ных данных. Потребность  в высоко-   психологический  анализ

квалифицированных исследователях:

модераторах и  других

     КМ  в решении практических задач  рассматриваются в основном применительно  к анализу общественного мнения в сфере СМИ и маркетинга. КМ позволяют богатый, индивидуализированный  материал и увидеть нек-рые закономерности восприятия социальной информации.

     В последнее время в условиях равноценности  кач-ва потребительских товаров  решающим фактором сбыта становятся эмоции покупателя.

     Стимулом  к повышению интереса к кач. исслед-ям послужило распространение информации об их возможностях. Сейчас крупные  производители потреб-х товаров  и услуг разрабатывают банки  качественных данных и в целом  больше доверяют кач. исслед-ю.

Выделяют индивидуальные кач.методы(глубин.интервью) и групповые.

     Фокус-группы - групповые интервью, кото. проходят в форме групповой дискуссии на заданную тему. Осн. принципы применения к другим КМ

     Расширенные креативные группы (ECG) - более продолжительные, активно применяются проективные методики и другие способы работы с БС.    Более четкие требования к кол-ву участников (8 человек лучше всего) и их псих. св. важ. (чаще всего - креативность).   Отбор - по скрининговой анкете.   Получаем информацию об объекте даже на уровне спонтанных реакций.

     Peer - группы  -  отличаются от фокус-групп кол-вом участников (2-3 человека).  Использование - групповое мнение высокостатусных людей.    В индивидуальной работе. Интересующие нас люди могут вести себя более напыщенно. А друг с другом они могут вести себя более естественно.   Используются достаточно редко - их не любят и заказчики и испытуемые.

     Номинальные группы I . Каждого участника опрашивают индивидуально.

     Пример:

     1. 8 отдельных глубинных интервью

     2. Обобщения

     3. Делим на 8 частей, даем обсудить 8 другим людям опять в индивидуальном  порядке

     4. Опять обобщаем и даем первым 8 человекам.

     Используем  для статусных людей, которых  сложно собрать вместе.

     Номинильные группы II

     Группу  собирают, но не дают людям разговаривать  друг с другом. высказываются только по очереди. Применяют тогда, когда  конфликт между участниками может  быть достаточно силен.

     Brain Storm  Как можно больше решений одной проблемы

     Синектика  Отличается от Brain Storm тем, что модератор жестко ограничивает участников от решения проблемы, а побуждает их просто рассуждать.   Цель: не решить проблему, а увидеть ее новыми глазами.   Здесь также используются техники, в т.ч. проективные.   Методика личной аналогии: “Представьте себя чаем Brook Bond. Что Вы чувствуете?”  Техника примерного отступления: модератор внезапно меняет тему разговора: “а теперь подумайте о путешествиях...”

     Дельфи-группы   Используются для прогнозов.   Эксперты говорят, что произойдет и почему. Это самое главное и позволяет влиять на события.

     Десантные группы   Проводятся в реальной обстановке. Пример: покупатели какого-либо магазина.   Плюсы: люди “свеженькие” и застигнутые врасплох. Им не нужно вспоминать “как они обычно ходят в магазин”. Они могут показать конкретные недостатки.

     Группы  конфликта     Конфликт формируют специально. Приглашают людей, которые лояльно относятся к разным маркам. Пример: позвать клиентов МТС и Be-line и дать им поспорить. В группе люди более активно объясняют свой выбор.

     Группы  обсуждения без лидера.   Для оценки персонала, для решения кадровых проблем. Задача модератора - обрисовать проблему и найти повод удалиться.    Уменьшение влияния эксперта - модератора.

     Сензитивные группы   Проводят, когда продвигают новые товары. Исследователь пытается навязать восприятие нового продукта, а потом пытается понять, что не срабатывает.

     Группы  модификации поведения   Понять насколько человек нуждается в товаре и насколько хорошо он может обходиться без этого  товара.

Адаптационные группы    Задача - понять отношение к фирменным товарам. По сути - дегустационные группы. Приверженность марке.

  

 

     4.Характеристика  метода наблюдения. Виды наблюдения  в социально-психологическом  исследовании и  сферы его применения. Отличие научного  наблюдения от  житейского.

 

     Наблюдение

     Это направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Старый метод в соц.психологии. Играет важ.роль в изучении действий индивидов, открытого пов-я. Явл. и кач.методом тоже. Иногда противопоставляется эксперименту, как несовершенный. Главный вопрос – что наблюдать и как фиксировать.

     Науч.набл-е.:

     1.Ясная,исслед-я  цель.

     2.Планируемая  процедура.

     3.Данные  фиксируются в протоколе или  по опред.системе.

     4.Инф-я  должна поддаваться контролю  на обоснованность.

     Виды:

     -включ./невключ

     -откр./скрыт.(зеркало  Гизелла)

     -полевое/лабор.

     -случайное/систематическое

     -сплошное(фиксируем  все, что видим)/выборочное

     -констатирующее/оценивающее/смешан.

     -структурир.(по  чет.схеме)/неструктурир.

     -контролируемое/неконтрол.

     -лонгитюдное/преодич./единичное

     Ошибки наблюдения(должно быть неск.наблюдателей, сложно вычленить на уровне факта, а не интерпретации):

     1)Гала  –эффект(обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий)

     2)Эффект  снисхождения(все в пол.ключе)

     3)Ошибка  сред.тенденции(оценка всех испытуемых  усредняется)

     4)Логич.ошибка(предубежденность.Свое  представление переносим на другого,судим  по себе)

     5)Восприятие  по контрасту(раз тебе хорошо, то кажется, что другим плохо)

     Достоинства:

     -универсальность

     -гибкость

     -отсут-ие  опосредующих звеньев(непосредственно  с клиентом без искажений)

     Недостатки:

     -субъективность(объед-е  с наблюдаемым объектом, влияние  установки наблюдателя, эффект  соц.фасилитации)

     -ограниченность  времени (связана с утомляемостью)

     -необходимость  неск.наблюдателей

     -уникальность  происходящего

     Сферы применения. Наблюдение используется тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

     3 случая:

     1)для того чтобы получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования (открыть перед исслед-лем новые пласты).

     2) когда надо получить иллюстративные данные(оживить статистику или рез-ты масс.соц.опросов).

     3) выступает в качестве основного приема получения первичной информации(здесь важно учесть и плюсы и минусы метода)

     Отличие от житейского. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны и бесплановы, в отличие от этого, научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, психолог воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

 

     5.Характеристика  метода опроса. Особенности  проведения интервью  и анкетирования.  Этапы разработки  анкеты.

  

 Опрос – метод сбора первич.вербал.инф-ии, основанный на непосредств. или опосредов.соц.-псих.контакте между респондентом и исследователем.

     1).анкетирование-  опосред.

     2).интервью  – непосредств.

     Структура опроса:

     1.Фаза  адаптации – готовим респондента к опросу, легкие соц.-дем.вопросы, моменты описания инструкции)

     2.Фаза  сбора инф-ии

     3.Выход  из ситуации

     30-40 мин. на интервью

     15-20 мин. на анкету

     Композиционное построение анкеты.

     В первой части анкеты содержится обращение  к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется  порядок заполнения анкеты. Если анкетирование  анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

 

 В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность  респонденту за его труд по заполнению анкеты.

     Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке  и выбраковке анкет, кодификаторы и  т.д.

     Принцип конструирования анкет:

     1.По  формал.внеш.хар-кам анкеты: выделяться  из общ.потока, цвет, формат бумаги, удобство заполнения, пространство  листа на должно быть монотонным, картинки, хор.кач-во печати.

     2.По  формал.-содержат.хар-кам: обращение  к респонденту(мотивируем его  значимостью),инструкция к заполнению, сами вопросы.

     Типы вопросов:

     1).Содержательные  – нужны для получения инф-ии

     2).Функцион-е  – те, кот.способствуют общему  успеху(контактные, фильтр-вопросы)

     3).Шкала  лжи(напр., 3 вопр. из одной тематики  – должен ответить одинаково)

     Требования  к вопросам:

     - должны быть понятны(не использовать  теминологию, использовать спец.сленг  для опред.группы)

     - должны быть однозначными

     - должны быть вар-ты ответов  и да, и нет, и не знаю.

     - превышать  возможности памяти и компетенции  опрашиваемых;

     - вызывать  отрицательных эмоций и задевать  самолюбие респондентов;

     - навязывать  мнение социолога;

     - быть  перегружены вариантами ответов.

     3.По  содержат. хар-кам: содержат. обоснованность  анкеты(соответ-е сод-я цели)

     Интервью.Структура, как у анкеты, но есть нюансы («и в завершение, пару вопросов»)

     Особенности интервью:

     1.Непосред.контакт  испытуемого с исслед-лем.

     2.Проблема  фиксации (скрытый диктофон –  нар-е этики, надо согласовывать  – можно ли записывать на  диктофон, делать пометки)

     3. Выбор времени для разговора  (не стрессовая ситуация и чтобы  у чел-ка было много времени)

 

     6.Характеристика  методов анализа  документов в социально-психологическом  исследовании. Биографический  метод и метод  контент-анализа.  Общая характеристика, технологии применения.

 

     Изучение  док-тов. При помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"