Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

все краткие ответы.docx

— 170.59 Кб (Скачать)

     2. Способности – это постоянный  личностный компонент, который  влияет на наше поведение.

     Ситуативные переменные.

     1. Трудность поставленной цели  – константная переменная.

     2. Случай (стечение обстоятельств)  – временные переменные.

     Два типа казуальности:

     1. Личностная каузальность (причины  поведения в личности: старания  или способности).

     2. Ситуативная каузальность (в ситуации: случай или трудность).

     «Теория каузальной атрибуции» Г. Келли состоит из двух разделов:

     1.      Модель анализа вариаций (МАВ) (принцип ковариации)

     2.      Теория каузальных схем (ТКС) (принцип конфигурации) 

     1.МАВ используется, когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них (неоднократные наблюдения => одна причина)Структура атрибутивного процесса: личность, стимул (объект), обстоятельства. Соответственно три вида причин: личностные, стимульные и обстоятельственные.

     Чтобы правильно подобрать причину  Келли вводит три критерия:

     -          Подобия: подобно ли поведение Петрова поведению других людей;

     -          Различия: Отлично ли поведение Петрова к данному объекту от поведения его к другим объектам (лекциям);

     -          Соответствия: Является ли поведение субъекта одинаковым в разных ситуациях.

     Далее Келли предлагает свод правил по которым  следует строить заключение:

     2. ТКС. Если в реальной ситуации человек не располагает информацией о реакциях субъекта на аналогичные стимулы или о реакциях других людей на тот же самый стимул, то он должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну (на практике люди осуществляют атрибуцию быстро, часто используя одно единственное наблюдение и включая прошлый опыт). В данном случае человек пользуется тремя принципами: а. Обесценивания; б. Усиления; в. Систематического искажения информации (ошибки атрибуции) 

     Данная  схема отражает интерпретацию причин чужого поведения и НЕ касается вопроса  о том, какую информацию предпочитает индивид при объяснении собственного поведения.

     Социальные  психологи обнаружили обобщенную тенденцию, которую назвали фундаментальной ошибкой атрибуции. Она состоит в преувеличении значения личностных (диспозиционных) факторов в ущерб ситуативным, или «средовым» влияниям. Именно это и обнаружили Росс и его коллеги: наблюдателям ведущие кажутся гораздо более знающими, чем участники. Хотя на самом деле в высшей степени маловероятно, чтобы ведущие были более эрудированными, чем участники, так как каждый получил свою роль благодаря случайному распределению. И что самое интересное: это было известно и наблюдателям! И все равно, вынося свои суждения об исполнителях разыгранной викторины, наблюдатели оказались не в состоянии учесть влияния социальных ролей и попали в ловушку, приписав увиденное личностным качествам.

        Итак, Фундаментальная ошибка атрибуции тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение человека, в то же время переоценивая влияние диспозиции.

     1 закон.Один из существенных результатов  экспериментального исследования  каузальной атрибуции заключается  в установлении систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей. Когда мы действуем сами, нашим вниманием управляет окружающая среда. Когда мы наблюдаем за действиями другого человека, в центре внимания находится именно этот человек, а окружающая среда отходит именно на второй план (человек это фигура, окр. среда - фон). Например, если поменять угол зрения, посмотреть на себя с позиции наблюдателя (видеозапись себя), то бОльшая значимость будет приписываться своей собственной персоне.

     2 закон. Важная закономерность, обнаруженная во многих экспериментах, состоит в преувеличении человеком собственной роли в той ситуации, в которую он оказался вовлечен - пускай даже в пассивной роли. Сам факт участия в каком-то событии заставляет нас почувствовать (часто безосновательно) свою способность влиять на его ход и результаты. «Иллюзия контроля».

 

     9.Виды  атрибуции. Атрибутивные  ошибки.

 

     Атрибуция (от латинского «наделяю, придаю, приписываю»). Это приписывание личных качеств и причин поведению, поступкам партнера по общению. Каузальная (от латинского кауза «причина») атрибуция – это потребность и способность человека понимать и прогнозировать причинно-следственные отношения, интерпретировать причины, мотивы поведения. Ее изучением занимались многие психологи мира ==> не существует единой теории атрибуции.

     Виды  атрибуции.

     Хайдер  выделил два типа казуальности:

     1. Личностная каузальность (причины  поведения в личности: старания  или способности).

     2. Ситуативная каузальность (в ситуации: случай или трудность).

     Пример: учитель заинтересован в том, почему ребенок плохо учится, в  чем причина его плохой успеваемости?

     Келли выделил 3 типа атрибуции, в зависимости от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем:

     1.Личностная  – причина приписывается лично  совершающему поступок

     2.Стимульная  атрибуция – причина приписывается  тому объекту, на который направлено  действие

     3.Обстоятельственная  - причина совершающегося приписывается  обстоятельствам.

     Типичные  ошибки атрибутивного  процесса.

     1. Фундаментальная ошибка атрибуции – зависимость атрибуции от позиции наблюдателя. При объяснении чужого поведения человек использует личностную каузальность, при объяснении своего поведения – ситуационную каузальную атрибуцию. В этом заключается ошибка.

     Росс  – западный психолог – ввел это  понятие.

     Причины шибки:

     1) Потребность в понимании и  прогнозировании чужого поведения.  Поведение человека становится  более понятным, если поведение  объясняется личной каузальностью.

     2) Распределение внимания. Причиной  поведения является объект внимания. Для наблюдателя объектом внимания  является человек, для действующего  лица – ситуация.

     2. Эгоцентрическая атрибуция (проективная).

     Исходим из собственных мотивов и приписываем  их другому человеку.

     Причина: стремление человека предпочитать общество людей, чьи убеждения, поведение  похожи на его собственные (эти люди понятнее). Другому человеку приписывается  по аналогии с собой свои собственные  качества и эмоциональные состояния: «Все люди подобны мне» или «Другие  противоположны мне».

     Пример: добрый отзывчивый человек воспринимает других сквозь розовые очки ==> может  ошибиться.

     3. Защитная атрибуция.

       Атрибуция в этом случае выполняет  функцию защиты и поддержания  самооценки.

     При объяснении собственных достижений в случае успеха, высоких результатов, мы прибегаем к личностной атрибуции, при неудачах – к ситуативной. При объяснении чужих результатов  – наоборот: причины неудач ищем в личности, а успехи приписываем  везению.

     4. Контрзащитная атрибуция – в условиях гласности собственные успехи приписываются случаю, а неудачи – своим способностям (их отсутствию); чужие результаты интерпретируются противоположным образом.

     5. Эффект первичности.

     Проявляется в том, что начальная информация является более значимой для формирования представления о другом человеке, чем последняя*. При восприятии незнакомых и малознакомых срабатывает этот эффект.

     * Стойкость и устойчивость первого  впечатления о человеке, которое  накладывает отпечаток на восприятие  всех других признаков, выполняя  роль своеобразного фильтра; отсеиваются,  не воспринимаются те качества, которые не соответствуют первоначальному  впечатлению.

     Пример: если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные  черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются.

     6. «Эффект Ореола», («Галоэффект»).

     Информация, полученная до знакомства, определяет первоначальное отношение к человеку.

     Эффект  ореола объясняется через формирование специфической установки на воспринимаемого (“отличник”, “прохвост”), и направленное приписывание ему на основе этой установки  определенных качеств. Таком образом, информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется на тот образ, который  уже был задан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет  роль “Ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия (Андреева).

     !!!Эффект первичности и эффект ореола в более широком плане можно рассматривать как проявление особого процесса восприятия человека человеком – стереотипизации. Таком образом, одним из возможных оснований возникновения заблуждений и снижения точности восприятия человека человеком является стереотипизация (стереотипизацию можно рассматривать как частный вариант атрибуции и как самостоятельный механизм восприятия человека человеком).

 

    10.Механизмы  межличностного восприятия.

     Представление о другом человеке тесно связано  с уровнем собственного самосознания. Эта связь двоякая: с одной  стороны, богатство представлений  о себе определяет богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе.

     В ходе познания другого одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка и попытка  понять его мысли, его поступки на основе этого построение собственного поведения. Однако в эти процессы включены два человека, все это  приводит к тому, что анализ себя через другого подразумевает  две стороны: идентификацию и рефлексию. Кроме того, в это процесс включается каузальная атрибуция.

     1.Идентификация буквально означает отождествление себя с другим, уподобление себя ему. В реальных ситуациях люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о том, что думает партнер строится на основе попытки поставить себя на его место. (Как я понимаю его).Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.

     Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, переживание за другого человека. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин был введен в психологию Э. Титченером.

     Как особые формы эмпатии выделяются:

     1)сопереживание – переживание тех эмоциональных состояний, что испытывает другой, через отождествление себя с ним;

     2)сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта.

     Впрочем, также необходимо решение еще  одного вопроса: как партнер по общению  понимает меня? Т.е. процесс понимания  осложняется явлением рефлексии.

     2.Рефлексия в социальной психологии означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (как он понимает меня). Это не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный процесс зеркального отражения друг друга.

     Традиция  исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в  конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон как он есть, Джон каким он себя видит, Джон каким его видит Генри, Генри как он есть, Генри каким он себя видит и Генри каким его видит Джон. Впоследствии Т. Ньюк и Ч. Кули добавили: Джона, каким ему представляется его образ и Генри, каким ему представляется его образ. (о себе, о другом, как его воспринимает другой)

     3.Каузальная  атрибуция. Каузальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Интерпретация возможна если человек знает причины, но в реальной жизни часто эта информация отсутствует. Тогда дефицит восполняется приписыванием. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим, либо на основе собственных мотивов, предполагаемых в такой же ситуации.

     Мера  и степень приписывания зависят от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду факт, что типичное поведение (терпеливое поведение преподавателя на экзамене) есть поведение, предписанное ролевыми образцами, поэтому легче поддается интерпретации. Напротив. Уникальное поведение допускает много различных интерпретаций. То же самое и во втором случае.

     Характер  атрибуций зависит также от того, выступает ли субъект сам участником процесса или его наблюдателем. В этих случаях выступает разный тип атрибуций: или личностная атрибуция (когда причина приписывается. совершаемому поступок), стимульная атрибуция (когда причина приписывается объекту на который направленно действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен все приписывать обстоятельствам.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"