Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

все краткие ответы.docx

— 170.59 Кб (Скачать)

     Все методы анализа документов разделяются  на

     1.традиционные (качественные)

     2. формализованные (качественно-количественные).

       В основе любого метода лежат  механизмы процесса понимания  текста, т. е. интерпретации исследователем  информации, содержащейся в документе. 

     1).Контент-анализ. Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей.

     Отличит.особенность:выдел-е  смысловых единиц в сод-ии текста(категорий) и последующий замер частоты  и\или объема их упоминаний в исследуемых  док-тах.

     Процедура контент-анализа:

     1.Сост-е  программы исслед-я(цель,объект,выборка,единицы  к-а)

     2.Сост-е  категориал.сетки. Сост-ся протокол  – сводная таблица с кодами(а11,а12,а13,в31,в32).

     3.Пилотажное  кодирование части текста.

     -устойчивость  к-а.(сначала кодирует 1 чел., а 2-ой  проверяет)

     -обоснованность  – насколько то, что мы получаем, соответствует действительности. Обычно  проверяется экспертами.

     4.Квантификация  текстого материала (т.е. процесс  кодирования).

     5.Статистич.обработка  мат-ла.

     6.Интерпретация  получ.данных. Выводы.

     2).Биографический  метод.

     Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.).

       Биографические данные, полученные  с помощью различных методов,  для облегчения их последующего  анализа упорядочиваются в хронологической таблице. Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе динамического анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии:

     1.Хронология 

     2.События,  факты

     3. Характеристика 

     4.Оценка  периода 

     Основными направлениями реконструкции и  интерпретации биографического  материала являются:

      - определение факторов развития  данного человека (среды развития, собственной деятельности человека  и др.);

     - определение индивидуальных фаз  жизненного пути;

      - анализ структуры факторов в  каждой фазе; - выявление связей  между фазами индивидуального  развития.

 

     7.Барьеры  непонимания и  способы их преодоления.  Часть 3.

 

       В  условиях  человеческой  коммуникации  могут  возникать   совершенно

       специфические коммуникативные барьеры. Они чаще носят социальный или психологический характер.

       Причины:

       1.Отсутствует общее понимание ситуации общения, вызванное

       различиями  глубокого плана, существующими  между партнерами. Это  могут

       быть  социальные  (политические,  религиозные,  профессиональные)  различия,

       (различное  мироощущение,

       мировоззрение, миропонимание). Такого  рода  барьеры  порождены  объективными

       социальными  причинами,  принадлежностью  различным  культурам.

       Естественно, что процесс коммуникации  осуществляется  и  при  наличии  этих

       барьеров:  даже  военные  противники  ведут  переговоры. 

         2.Барьеры  могут носить   чисто выраженный психологический характер. Они  могут  возникнуть  или  вследствие индивидуальных психологических особенность общающихся (например,  чрезмерная застенчивость одного из  них,  скрытность  другого,  присутствие  у  кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в  силу  сложившихся между общающимися  особого  рода  психологических  отношений:  неприязни  по отношению  друг  к  другу,  недоверия  и  т.д. 

             Перечень барьеров, возникающих в ходе речевой коммуникации:

       1.отключение  внимания  слушающего,

       2. умышленное снижение  в  своем   представлении   авторитета   коммуникатора   и др.

       3.Еще  одна группа барьеров - «барьеры непонимания»  -  умышленное  или   неумышленное   «непонимание»   сообщения:

       -фонетическое (плохая артикуляция говорящего,  слишком  быстрый  темп  речи);

       -семантическое   (использование   незнакомых   терминов,   так    называемого

       «новояза»,    жаргона);

       -стилистическое    (неудачное    структурированное информации, замысловатые конструкции фраз,  повторы);

       -логическое  (неумение выстроить  последовательную  аргументацию).     

       Способы преодоления ком.барьеров:

       1.Преодоление  избегания(а+б =управление вниманием)

       А)Привлечение  внимания

       Б)Поддержание  внимания

       2.Использование  авторитета. Надежность источника. Так, при обучении лучше иметь «средний» авторитет, а при агитации — высокий.

       3.Преодоление  отд.уровней непонимания:

       1).Преодоление  фонетич.барьера(говорим скороговорки,меняем  темп речи в зав-ти от аудитории  – детям, старикам и иностранцам  – медленно и внятно)

       2).Преодоление  семантич.барьера(подстраиваемся под  тезаурус слушающего,аудитории)

       3).Преодоление  стилист.барьера(правило рамки –  начало и конец разговора и  цепи – во-первых, во-вторых и  т.д.).

       Помогает  также эмпатич.слушание(сначала  понять, потом критика). 

       Положительный результат достигается активным, или рефлексивным, слушанием. Активное слушание такая организация коммуникации, за счет которой партнеры лучше понимают друг друга: все более и более осмысленно говорят, проверяют и уточняют свое понимание, совместно выясняют степень его адекватности.

       Выделяют  четыре вида активных ответных реакций  в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание: 1) выяснение, 2) перефразирование, 3) отражение чувств и 4) резюмирование:

       Основными причинами неэффективности любого реального общения являются склонности и привычки человека прибегать при взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения.  
1.Понимающее общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния.  
Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.д. Эти приемы часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим общением или техникой рефлексивного общения.  
2.Принижающе-уступчивое общение-это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а также неоправданные уступки собеседнику. 
3.Директивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели. Эти цели как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности могут в широком смысле состоять в достижении взаимовыгодных соглашений с партнером, в психологическом воздействии на него, в отстаивании своих интересов в условиях разногласий и конфликтов или в собственной защите от агрессивных нападок и угроз со стороны собеседника.  
4.Защитно-агрессивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства, игнорируя потребности и интересы партнера.  
Итак, эффективное общение должно включать в себя понимающие и директивные приемы реагирования и по возможности исключать агрессивные и принижающе-уступчивые реакции при взаимодействии с другими людьми.

 

     8.Теория  каузальной атрибуции.  Фундаментальная  ошибка атрибуции.

 

     КАУЗАЛЬНАЯ  АТРИБУЦИЯ  (от лат. causa - причина + attribuo - придаю, наделяю) - феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Ее можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам - внешним или внутренним. Первичное понятие каузальная атрибуция со временем было заменено более широким понятием «атрибутивные процессы», поскольку люди в процессе познания приписывают другим людям не только причины поведения, но и личностные черты, мотивы. Кроме того, в атрибутивные процессы включается и самоатрибуция, т.е. восприятие и познание себя.

     1.«Индивидуальные  различия». (интерналы чаще всего  употребляют личностную атрибуцию,  а экстерналы обстоятельственную (ситуационную).

     2. «Культурные различия». На Западе  бытует мнение, что почти все  события обусловлены людьми, а  не ситуацией, и что каждый  может справиться почти с любой  проблемой. Индусы реже американцев  ищут объяснение чьих-либо поступков  в личных чертах характера,  скорее они объяснят все происходящее  сложившейся ситуацией. Некоторые  языки способствуют внешней атрибуции.  Вместо слов «я опоздал», испанская  идиома позволяет сказать «часы  явились причиной моего опоздания»

     3.  «Время». Услышав, что кто-то защищает навязанную ему позицию, люди поначалу полагают, что это истинные чувства человека, но спустя неделю они приходят к мысли о большей значимости ситуации.

     4. «Социальный контекст». Общественные  условия. Стереотипы, существующие  в группе. Поддержание положительного  образа своей группы (успех своей  группы и неуспех чужой группы  объясняются внутренними причинами,  а неуспех своей группы и  успех чужой – внешними. Например, болельщики футбольных команд.)

     5. «Мотивационная предубежденность атрибуции» (ошибка). Особенно ярко проявляется в случае успеха или неудачи. Исходя из большинства исследований, наблюдается тенденция: успех приписывается собственным усилиям, а своя неудача внешним обстоятельствам.

     Атрибутивные  теории изучают наивную психологию «человека с улицы» - как он интерпретирует свое поведение и поведение других».

     Основоположником  исследований атрибутивных процессов считается  Ф. Хайдер. Суть предложенной им концепции такова. Человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира.( Хотя «популярные» специально делали ошибки, а «непопулярные» выступали безошибочно, зрители впоследствии говорили об обратном.) Хайдер указывает на этот факт как на пример приписывания (атрибуции) «плохих» качеств «плохим» людям.

     Хайдер  выделял различные переменные (личностные и ситуативные), которые могут  стать причиной поведения.

     Личностные  переменные:

     1. Старания – это производное  от интенции («намерение») и настойчивость  (усилия). Старания – временный  компонент личностной детерминированности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"