Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

все краткие ответы.docx

— 170.59 Кб (Скачать)

     Ззаконы подражания:

     -подражание  осуществляется от внутреннего  к внешнему (духу религии подражают  раньше, чем обрядам);

     -низшие (имеются в виду низшие по  социальной лестнице) подражают  высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору) и т.д.

     Виды  толп:

     1.Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.  
а)Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.  
б)Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.  
в)Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.  
2.Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.  
а)Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).  
б)Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.  
в)Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)  
г)Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).  
д)Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.  
1). Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.  
2). Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.  
3). Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).  
4). Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

     Свойства  толпы.

     Проявляются в различных сферах:  
- когнитивной; 
- эмоционально-волевой; 
- темпераментальной; 
- моральной.  
1.В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии.  
Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность.  
Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Еще один очень важный эффект толпы — коллективные галлюцинации.

     Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым 
Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.  
Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее. Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо:  
-Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.  
-Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.  
-Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.  
Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.  
2.Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.  
Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них.  
Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.  
Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.  
Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов.  
У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости.  
Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.  
Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.  
3.В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности.  
Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы.  
Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.  
Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно.  
4.В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.  
Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.  
Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.

      
19.Исследования  лидерства в социальной  психологии. Теории  происхождения лидерства.  Стили лидерства.

 

     Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. - демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

     - выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные  функции. Остальные члены группы  принимают лидерство, т.е. строят  с лидером такие отношения,  которые предполагают, что он  будет вести, а они будут  ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление : лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.

       Это дин.процесс в МГ процесс  может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера  готовности других членов группы  принять его ведущую роль могут  не совпадать. Мера влияния  лидера на группу также не  является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах  лидерские возможности могут  возрастать, а при других, напротив, снижаться.

       Отл-е лидера от авторитета: лидер  выступает как авторитет для  группы, но не всякий авторитет  обязательно означает лидерские  возможности его носителя. Лидер  должен организовать решение  какой-то задачи, авторитет такой  просто может выступать как  пример, как идеал, но вовсе  не брать на себя решение  задачи.

     Теории  происхождения лидерства.

     1)Теория  черт (харизматическая  теория) .Лидер - человек обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Но задача составления перечня таких черт не решаема. l940 г. К. Бэрд составил список из 79 лидерских черт: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Но ни одна из черт не занимала прочного места в перечнях, что дало основание усомниться .

     Попытка возродить эту теорию – “Пятифакторная модель личностных черт” Л. Первин и О. Джон. В этой модели выделены 5 блоков базовых личностных качеств , экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость. Первые четыре (высокий или низкий уровень их развития) имеют большое распространение среди лидеров. Недостаток: она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.  
2)Ситуационная теория (на ее основе проведено много экспериментальных исследований лидерства в школе «групповой динамики»). Лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Добавление - главным моментом появления лидера считалось выдвижение его группой, потому что именно по отношению к данному человеку группа ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты.

     Е. Хартли: человек, став лидером в одной  ситуации, приобретает авторитет, и  этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут  лидером и в другой раз. - отдельным  людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так что им «дают посты».  
3)«Системной теории лидерства». Лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы и поэтому изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности не должна сбрасываться со счетов. В этом подходе выдвижение лидера определяется не только личными качествами, групповой деятельностью, но и составом группы. Тут речь заходит о руководстве.  
Могут существовать лидеры как минимум двух типов:

     1.инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение. Ориентацией в первом случае на «дело».

     2.эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе «равенство», благоприятную атмосферу. Ориентация на «сотрудников».    

       Разновидностью этой модели является - «вероятностная модель эффективности руководства», предложенная Ф. Фидлером. В ней различаются: руководитель, «ориентированный на задачу», и руководитель, «ориентированный на межличностные отношения». Установлено, что при высоком и низком уровнях самоконтроля более эффективен руководитель, ориентированный «на задачу», а при среднем уровне самоконтроля - ориентированный «на межличностные отношения».

     Р. Л. Кричевским концепция  ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, Т.е. являющиеся для группы ценностями.

              Стили лидерства.

     К. Левин в школе «групповой динамики» провел эксперимент на выявления стиля лидерства. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 1I-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп демонстрировали разный стиль, и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства получили обозначения: «авторитарный», «демократический» и «попустительский».

     Левин анализирует каждый стиль с 2-ух сторон:

     1.содержание  решений, предлагаемых лидером  группе -содержание,

     2.техника  (приемы, способы) осуществления  этих решений-форма. 

     Тогда можно "расписать" каждый из трех стилей по двум характеристикам: формальная сторона(А) и содержательная сторона(Б). 
Авторитарный стиль.

       А.Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой.  Четкий язык, неприветливый тон.  Похвала и порицания субъективны.  Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов - не система.  Позиция лидера - вне группы.  
             Б. Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий. 
Демократический стиль.

     А.Инструкции в форме предложений. Похвала  и порицание - с советами. Не сухая  речь, а товарищеский тон. Распоряжения и запреты - с дискуссиями. Позиция  лидера - внутри группы.

     Б. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений  отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. 
Попустительский стиль.

     А.Тон  – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция  лидера - незаметно в стороне от группы. Большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости  обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту  идею работает предлагаемое иногда деление  на «официальных» и «неофициальных»  лидеров, когда под «официальным»  лидером понимается как раз руководитель.

     Б. Дела в группе идут сами собой. Лидер  не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят  от нового лидера.

     Но  есть и др.схемы. Например, названы  такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор  эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. 

     Дополнительно.

     В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. 
Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя
1. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.  
2. лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений.  
3. лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.  
4. явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное.  
5. руководство подчиненными в отличие от лидерство обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.  
6. процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.  
7. сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"