Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

все краткие ответы.docx

— 170.59 Кб (Скачать)

     Недостатки  экспериментов.

     1.Вопрос значимости.В экспериментах Аша сравнение длин отрезков – мало значимая задача. Значимой в полном смысле этого слова является для личности ситуация, сопряженная с реальной деятельностью, с реальными социальными связями этой личности. Значимость в этом смысле нельзя вообще повысить перебиранием предметов для сравнения. Конформность, выявленная при решении таких задач, может не иметь ничего общего с тем, как поведет себя индивид в каких-то значительно более сложных ситуациях его реальной жизни: можно легко уступить группе при сравнении длины линий, но сохранить независимость мнения в случае, например, конфликта с непосредственным начальником. Результаты экспериментов Аша вообще не могут быть распространены на реальные ситуации, поскольку "группа" здесь –простое множество людей, собранных специально для эксперимента.

     2.Абстрактная природа участвующих индивидов. Об индивидах в экспериментах Аша известно очень мало. Каковы социальные характеристики индивидов – кто они, каковы их ценности, убеждения и пр. Индивидуальные особенности испытуемых могут иметь определенное значение; тем не менее они недостаточно учитывались.

     3.Сама  модель возможных вариантов поведения,  принимаемая Ашем, весьма упрощена, так как в ней фигурируют  лишь два типа поведения: конформное и неконформное. Но такая модель допустима лишь в лабораторной группе.

       В реальности может возникнуть  третий, вообще не описанный Ашем  тип поведения  - он будет демонстрировать  сознательное признание личностью  норм и стандартов группы.

     Петровский - в действительности существуют не два, а три типа поведения 

     1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы;

     2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

     3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

     Вывод - что  касается традиционных экспериментов по выявлению конформности, то они сохраняют значение как эксперименты, позволяющие констатировать наличие самого феномена.

     Дальнейшие  исследования феномена конформности привели  к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство.

     М.Дойчем и Г.Джерардом были выделены два вида группового влияния: 1.нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма). Большинство давит нормой, подчиняя себе мнение индивида. Он изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, оставаясь внутри при своем мнении. Это означает ВНЕШНИЙ конформизм.

2. информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор) .Меньшинство лишь предлагает индивиду новую информацию, и если индивид доверяет ей, он изменяет свое мнение, происходит принятие точки зрения. Это означает ВНУТРЕННИЙ конформизм.

 

     14.Межгрупповые  отношения. Особенности  межгруппового восприятия. Феномены ингруппового  фаворитизма и  аутгрупповой агрессии.

 

     Межгрупповые  отношения— объективно существующая система взаимосвязей и взаимовлияний, реализуемых в пространстве межгруппового взаимодействия. Они являются одновременно и следствием, результатом, и некоей "предтечей" межгруппового восприятия.

     Особенности:

     1. факт несводимости общегрупповой оценки, видения группы — партнера по взаимодействию к набору индивидуальных представлений о ней,

     2. факт избыточно устойчиво-ригидного образа другой общности

     3. факт упрощения образа другого сообщества за счет жесткой стереотипизации,

     Интерес проснулся в 50-х Тэфшелом.

     1.Первые эксперименты Шерифа в дет.лагере в 4 этапа(1-выявили друж.группы, 2 –разрушили ест.друж.группы  и создали Орлов и Змей– не было враждебности, 3- соревнование по уборке лагеря – рост враждебности,4 –совместный ремонт водопровода – межгуп.враждебность уменьшилась, но не исчезла)

     + теории: Шериф предложил собственно "групповой" подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия

     - теории: при предложенном понимании взаимодействия были утрачены чисто психологические характеристики – когнитивные и эмоциональные процессы

     2.Эксперименты А.Тэшфела. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и внегрупповую враждебность по отношению к чужой группе).

     Тэфшел  спорил с Шерифом настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т.е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений(эксперимент со сторонниками Кандинского и Клее – 2 группы, где участники насчитали больше точек у опред.художника, не обязательно являясь его поклонником, возник эффект своих и чужих).

     Это позволило Тэшфелу заключить, что  причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

     Вывод - область межгрупповых отношений  – это преимущественно когнитивная  сфера, включающая в себя четыре основных процесса:

     1.социальную  категоризацию, 

     2.социальную  идентификацию, 

     3.социальное  сравнение, 

     4.социальную (межгрупповую) дискриминацию. 

     Сам  факт группового членства сам по себе обусловливает развитие этих четырех когнитивных процессов, приводящих в конечном счете к межгрупповой дискриминации. – теории : насколько адекватной является фиксация межгрупповых различий, т.е. насколько воспринимаемые различия соответствуют действительному положению дел.

     Проблема  межгрупповых отношений  в рамках принципа деятельности

     (понимание  проблемы межгрупповых отношений  в отечественной социальной психологии).

     Особенности межгруппового восприятия:

     А).Структурные  хар-ки. Упорядочение индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, а совершенно новое качество, групповое образование.

     1.для  группы-субъекта восприятия это  "целостность", которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе ("все" и так-то или "не все" думают о другой группе так-то).

        2.Относительно группы-объекта восприятия  это "унифицированность", которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов ("все" в другой группе такие или "не все") (Агеев, 1981).

     Б).Динамические его характеристики. Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт "жизни" группы.

     Межгрупповые  отношения и, в частности, представления  о "других группах", могут возникать  при совм.деят-ти и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами(напр.,между бол.группами через соц.-кул.контекст).

     Таким образом, межгрупповая деятельность может выступать

     1.как  в форме непосредственного взаимодействия  различных групп,

     2. так и в своих крайне опосредованных  безличных формах, например, через  обмен ценностями культуры, фольклора,  на основе впечатлений, почерпнутых  из художественной литературы, средств  массовой информации и т.п. 

     В) Важная роль стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип – явление широко распространенное. 2 стороны:

     1.стереотип  помогает быстро и достаточно  надежно категоризировать воспринимаемую  группу, т.е. отнести ее к какому-то  более широкому классу явлений.  В этом качестве стереотип  необходим и полезен, поскольку  дает относительно быстрое и  схематичное знание.

     2.Однако  коль скоро стереотип другой  группы наполняется негативными  характеристиками ("все они такие-то  и такие-то"), он начинает способствовать  формированию межгрупповой враждебности  – выступает как предубеждение,  часто в межэтнич.отн-ях.

     Г)Предлагаемый подход к анализу межгрупповых отношений  является дальнейшим развитием принципа деятельности: межгрупповое восприятие само по себе интерпретируется с точки зрения конкретного содержания совместной деятельности различных групп.

     Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений

     В серии экспериментов проверялось  предположение о зависимости межгруппового восприятия от характера совместной групповой деятельности.

     1.Эксперимент  с 2 гр. студентами (автомат получали, если вся группа покажет хорошие  оценки, исходя из суммы всех  студентов группы, у студентов  – сформ.груп.принадлежность, в контр.группе  – каждый за себя – феномен  не наблюдался). Особенно показательно  это было при объяснении причин  победы или поражения своей  и чужой групп: успех своей группы объясняли,как правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи – факторами внешними (случайными), успех и неудачи чужой группы объясняли строго противоположным образом. В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Пока из этого можно было сделать вывод о том, что межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным

     2.Вопрос:при  всяких ли условиях  межгрупповой деятельности  будет избрана  такая стратегия  во взаимодействии.  Во 2 серии экспериментов не имела места модель "игры с нулевой суммой", поскольку не было однозначной победы или однозначного поражения (отряды просто ранжировались по степени успеха) + два этапа второй серии также различались между собой: на втором этапе межгрупповая деятельность (труд в совхозе) приобрела самостоятельную и социально-значимую ценность, не ограничивающуюся узкогрупповыми целями в межгрупповом соревновании. 

     Результат: в условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его резкое уменьшение.

     Вывод: важнейшим фактором, который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия, явилась не сама по себе ситуация межгруппового взаимодействия, но принципиально новая по своей значимости деятельность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями.

     Итог 1 и 2 серии:можно заключить, что негативная роль такой формы межгруппового взаимодействия, которое организовано по принципу "игры с нулевой суммой" (что приводит к неадекватности межгруппового восприятия), может быть компенсирована иным характером совместной межгрупповой деятельности. Средством такой компенсации являются более общие ("надгрупповые") цели, ценности совместной социально значимой деятельности.

     Межгрупповое  восприятие оказывается  неадекватным (феномен  внутригруппового фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии, которое  оторвано от социально  значимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может, следовательно, быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

     Значение  экспериментов:

     1.Совмест.деят-ть групп может помочь справиться с межгруп.дискриминацией.

     2. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.(напр.,в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношений).

      

     15.Исследование  стереотипов в  социальной психологии. Функции социальных  стереотипов. Механизмы  стереотипизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"