Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

все краткие ответы.docx

— 170.59 Кб (Скачать)
 

     Стереотип (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту.

     Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

     Характеристики: целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженность его так называемым ошибочным компонентом и т.п. Динамические характеристики — устойчивость, ригидность, консерватизм,— свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение.

       Социальные стереотипы формируются очень рано - стереотипы усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с группой, в полной мере осознавать себя ее членом.

     Исследования  показали также, что содержание стереотипов может меняться.

     Общее в опр-ях -  признание его преимущественно  негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию  людей

     Таким образом, социальные стереотипы — это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные значения социальным группам и их типичным представителям. Социальный стереотип (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется «предубеждением».

     Стереотипизация (от греч stereos - твердый и typos - отпечаток) - восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений (стереотип социальный). С. является одной из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного и отражает схематизированность, аффективную окрашенность, свойственную этой форме социальной перцепции.

       С психологической точки зрения  С. представляет собой процесс  приписывания сходных характеристик  всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

     2 уровня познания этой реальности — социологическом и психологическом., Социальные стереотипы, полные этноцентризма, предрассудков, враждебности и т.п.,— явления сугубо отрицательные. Содержание социальных стереотипов относительно независимо от психологического процесса стереотипизации, который выступает только как механизм формирования стереотипов и ни в коем случае — как их причина. Детерминанты содержательной стороны стереотипов кроются, конечно же, в факторах социального, а не психологического порядка. Т.Е. психологическая сторона – это механизм формирования стереотипа – т.е. стереотипизация, социальная сторона – само содержание стереотипизации.

     Являясь универсальным механизмом межгруппового  восприятия, стереотипизация актуализируется  на любом уровне межгруппового взаимодействия.

     Она проявляется даже в четырех взаимосвязанных  процессах:

     1) максимизация межгрупповых различий,

     2) максимизация внутригруппового сходства,

     3) минимизация межгруппового сходства,

     4) минимизация внутригрупповых различий

     Именно  эта тенденция и является самой  существенной психологической характеристикой  и отличительной чертой стереотипизации, а отнюдь не враждебность, предубежденность или другие негативные характеристики, означающие хотя и весьма распространенный, но все-таки частный случай конкретного  содержания стереотипа.

     Психологический механизм стереотипизации во все  времена использовался в различных  реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение  народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных  и порабощенных.

     Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе.

     3.Функции  стереотипов.

     Т.Г. Стефаненко  разделила функции стереотипизации на:

     1.психологические

     а) упрощение и систематизация обширной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды;

     б) сохранение и защита ценностей индивида.

     2.социально-психологические. межгрупповая дифференциация — как правило, оценочная в пользу своей группы - и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной групповой идентичности.

     3.социальные.

       а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и "обычно печальных" социальных событий;

     б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим группам.   

     в) сохранения существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между группами с помощью стереотипов необходимо прежде всего для сохранения этих отношений.

     1.Позитивные функции стереотипов. Стереотипы служат гарантией самоуважения; проецируют во внешний мир осознание внутренних ценностей личности; защищают ее положение и права в обществе, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой.

     2. Негативные функции стереотипов.Однако, в условиях недостатка информации, стереотип нередко оказывается ложным и играет консервативную роль, формируя предвратные представления людей о происходящем, тем самым часто нанося вред взаимоотношениям людей, да и самим людям.

 

         16.Социально-психологическая  характеристика этнических  групп.

 

     Специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии — этнопсихология. В современных обществах наиболее распространенной формой этнической общности, кроме наций  сегодня существуют такие их разновидности, как народность, национальная группа и т.п.

     Традиция  исследования психологии этнических групп  восходит к работам В. Вундта по "психологии народов", где "народ" интерпретировался  именно как некоторая этническая общность. Методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку  эти же самые образования составляют и структуру психологии этнических групп.

     Значение  для Соц.П.Национальная (этническая) принадлежность индивида фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность.

     В психологии этнических общностей различаются две стороны:

     1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи,

     2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.

     1.В  бол-ве иссл-ий набл-ся единодушие  при описании черт национального  характера у отдельных национальных  групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность  и пр.). При выявлении таких  типических, общих черт национального  характера нельзя их абсолютизировать,(т.к.в  любой группе людей переплетаются  национальные и социальные характеристики, +любая черта из выделенных  в национальных характерах различных  групп является и общечеловеческой).

     Поэтому речь идет не столько о каких-то "наборах" черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности: особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.

     Вопрос  т нац.темпераменте и способностях не решен. Все это может дать основание  для националистических спекуляций. Вопрос о способностях этнических групп  вряд ли правомерен.

     Много исследований по стереотипизации. Возникновение  этнических стереотипов связано  с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Из-за «мы-чувства» образ других групп  часто упрощается, складывается под  влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При  этом играет роль прошлый опыт общения  с другой этнической группой. Если эти  отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится  и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и  задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с  этой установкой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу В определенных политических условиях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точно развести социально-психологический механизм возникновения этнических стереотипов и возможные политические спекуляции, построенные на этой основе.

     Сам факт осознания особенностей своей  этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но когда появляется оценка группы -  возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции "своей" этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом этноцентризм есть сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных обстоятельствах.

     Когда этнич.стереотипы приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни.

     В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами В этнические стереотипы всегда мощно вторгаются различного рода внеэтнические влияния, прежде всего социально-исторические, политические, а также обусловленные содержанием культуры и т.д.

     Сложность явлений национальной психологии заставляет с особой тщательностью поставить  вопрос о том, где коренятся причины  национальных особенностей людейУже на довольно ранних этапах исследований было установлено, что круг признаков, позволяющих одной этнической группе отличить себя от других, тем определеннее, чем меньшая этническая общность берется в качестве предмета исследования. Несмотря на ценность отдельных работ и их высокое качество, они остаются полезными на весьма "локальном" уровне.

     Выявление национальных особенностей, в том  числе различий в психическом  складе, остается актуальной задачей, но делать это надо с особой корректностью.

     Вскрыть социально-психологический механизм формирования национального самосознания, выявить его роль в развитии национальных отношений — важная социальная задача.

 
 

     17.Социально-психологическая  характеристика гендерных  и возрастных групп.

 

     Это группы, выделяемые по демографическим  характеристикам: гендерные по принципу пола (мужчины и женщины), возрастные — по принципу возраста (молодежь, лица среднего возраста, пожилые).

     1.Гендерные  группы - «устойчивые социально–психологические общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и репрезентируют нормы полоспецифического поведения». Гендерные группы имеют весьма солидную традицию своего изучения, в частности в американской социальной психологии, но там фигурировало чаще «психология мужчин» и «психология женщин».

     Понятие «гендер» ввелось недавно и используется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (sех), связанных с особенностями мужской и женской анатомии. Гендер – соц.пол..

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"