Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

Кроме того, при правильном использовании психологическое  тестирование:

 позволяет с достаточной  степенью объективности выявить  психологические особенности и  состояние клиента, помогает установить  контакт, присоединиться к клиенту,  может облегчить формирование  и поддержание доверия клиента,  является источником материала  для структурирования беседы, дает  возможность оптимизировать активность  и состояние клиента, может  служить средством воздействия  на клиента.

 

55. Механизмы защиты: проекция

Защитные механизмы психики  служат для устранения или минимизации  негативных, травмирующих переживаний. Эти переживания могут быть связаны  с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. В конечном итоге действие защитных механизмов направлено на сохранение стабильности самооценки человека, его  представлений о себе и образа мира.

Как защитный механизм по своей  теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психолог, психотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции - частая тема в кабинете психолога и в практике психотерапии.

 

56. Опишите метод  систематической десенсибилизации.

Этот терапевтический  метод предложил южноафриканский  терапевт Джозеф Вольпе, который понимает его как «поэтапное устранение невротических  привычек страха». Его задача — снижение эмоциональной восприимчивости  по отношению к определенным ситуациям.

Систематическая десенсибилизация основывается на явлениях генерализации  аффекта и условного рефлекса, когда аффективное переживание  страха непроизвольно связывается  с нейтральными стимулами тех  ситуаций, которые вызывают страх. В  силу этого становится возможным  обратный процесс — добиться угашения условного рефлекса, связав эти стимулы  с позитивным подкреплением.

Процесс происходит в три этапа.

(1) 1-я операция посвящена еще не симптомам, а разучиванию тренировки релаксации или же закреплению уже освоенных техник (напр., аутогенная тренировка, ступенчатый активный гипноз, медитация).

Чаще всего за основу берут тренинг релаксации Якобсона. При этом напрягают и  расслабляют мышцы и варьируют  дыхание и речь так, чтобы по команде  в любой момент можно было достичь  иммобилизации.

(2) Пациенту дают список нарастающих устрашающих ситуаций, т.е. устанавливают иерархию страхов. Они должны выяснить, какие сферы страха более сильные, а какие более слабые, и распределить описания своего состояния за шкалой от 0 (нет страха) до 100 (максимальный страх).

(3) Оба предыдущих этапа посвящены анализу проблемы и подготовке к терапии. На этапе собственно терапии пациент в расслабленном состоянии актуализирует для себя на короткое время (около 10 с.) содержание представлений за иерархией страхов; как только он начинает ощущать страх, то сразу сигнализирует об этом терапевту, который удлиняет фазу релаксации, пока не зафиксирует прекращение реакций страха.

Постепенное приближение  к ситуациям, которые вызывают каждый раз больший страх, может объединяться с другими процессами (не только с релаксацией), напр., с ролевыми играми в группе с людьми, которые  не имеют страхов.

Разновидностью  систематической десенсибилизации являются методы конфронтации (погружение в пугающую ситуацию). Они отличается преимущественно тем, что с появлением реакции страха контакт не обрывают, а даже форсируют (усиливают), допуская, что реакция страха (при внимательном надзоре терапевта) спонтанно прекратится.

 

57.Опишите конгитивную  модель депрессии

Когнитивная модель содержит три специфичных понятия, объясняющих психологическую структуру депрессии: 1) когнитивная триада, 2) схемы и 3) когнитивные ошибки (неправильная обработка информации).

Концепция когнитивной  триады.

Когнитивная триада складывается из трех основных когнитивных паттернов, детерминирующих отношение пациента к самому себе, собственному будущему и своему текущему опыту. Первый компонент  триады связан с негативным отношением пациента к собственной персоне. Пациент считает себя ущербным, неадекватным, неизлечимо больным или обделенным.

Вторым компонентом когнитивной  триады является склонность к негативной интерпретации своего текущего опыта. Пациенту кажется, что окружающий мир  предъявляет к нему непомерные требования и/или чинит ему непреодолимые  препятствия на пути достижения жизненных  целей. Третий компонент триады связан с негативным отношением к собственному будущему. Обращая взгляд в будущее, депрессивный видит там лишь нескончаемую череду тяжких испытаний и страданий. Он полагает, что ему до конца  дней суждено терпеть трудности, разочарования и лишения.

Другой важной составляющей когнитивной модели является понятие  схемы.

Любая ситуация складывается из великого множества разнообразных  стимулов. Индивид избирательно реагирует  на отдельные стимулы и, комбинируя их в паттерн, определенным образом  концептуализирует ситуацию. Сравнительная  устойчивость когнитивных паттернов, которые мы называем "схемами", служит причиной того, что человек  одинаково истолковывает однотипные ситуации.

Когда человек сталкивается с каким-то событием, у него активируется схема, связанная с этим событием. Схема - это своего рода форма для  отливки информации в когнитивное  образование (вербальное или образное представление). В соответствии с  активированной схемой индивид отсеивает, дифференцирует и кодирует информацию. Он категоризирует и оценивает происходящее, руководствуясь имеющейся у него матрицей схем.

При мягких формах депрессии  пациент, как правило, способен более  или менее объективно оценить  свои негативные мысли. С усугублением депрессии негативные идеи приобретают  все большую силу, несмотря на отсутствие каких бы то ни было объективных  подтверждений их правомочности. Поскольку доминирующие идиосинкразические схемы приводят к искажению реальности и систематическим ошибкам в мышлении, депрессивный пациент все менее склонен признавать ошибочность своих интерпретаций. В самых тяжелых случаях идиосинкразическая схема безраздельно властвует в мышлении пациента. Пациент всецело захвачен персеверативными, повторяющимися негативными мыслями; ему чрезвычайно трудно сосредоточиться на внешних стимулах (например, чтении или вопросах собеседника), и он неспособен к произвольной умственной активности (вычислениям, решению задач, воспоминаниям). В этом случае мы приходим к заключению, что идиосинкразическая когнитивная структура приобрела автономный характер.

Убежденность пациента в  достоверности его негативных идей сохраняется благодаря следующим  систематическим ошибкам мышления (см. Beck, 1967).

1. Произвольные умозаключения: пациент делает выводы и умозаключения при отсутствии фактов, поддерживающих эти заключения, или вопреки наличию противоположных фактов.

2. Избирательное абстрагирование: пациент строит свои заключения, основываясь на каком-то одном, вырванном из контекста фрагменте ситуации, игнорируя ее более существенные аспекты.

3. Генерализация: пациент выводит общее правило или делает глобальные выводы на основании одного или нескольких изолированных инцидентов и затем оценивает все остальные ситуации, релевантные и нерелевантные, исходя из заранее сформированных выводов.

4. Переоценивание и недооценивание: ошибки, допускаемые при оценке значимости или важности события, столь велики, что приводят к извращению фактов.

5. Персонализация: пациент склонен соотносить внешние события с собственной персоной, даже если нет никаких оснований для такого соотнесения.

6. Абсолютизм, дихотомизм мышления: пациент склонен мыслить крайностями, делить события, людей, поступки и т. д. на две противоположные категории, например "совершенный-ущербный", "хороший-плохой", "святой-греховный". Говоря о себе, пациент обычно выбирает негативную категорию.

 

58.Опишите метод  релаксации 

Аутогенная тренировка или  метод прогрессивной релаксации. Аутогенная тренировка относится к активным психотерапевтическим методам воздействия на регуляцию непроизвольных функций организма. Под аутогенной тренировкой понимается овладение системой приемов, с помощью которых человек приучается в определенных пределах самостоятельно управлять психоэмоциональным состоянием и тем самым обеспечивать лучшее качество и большую эффективность своих действий в напряженных жизненных ситуациях. При помощи аутогенной тренировки человек может совершенствовать практически все психические функции, в том числе волю, творческую фантазию, восприятия, память. Таким образом, человек активно воздействует на самого себя, способствует лучшему развитию своих психофизиологических возможностей. Возможность нормализации функций высшей нервной деятельности, вегетативных функций и эмоциональной сферы при помощи несложных приемов делает аутогенную тренировку довольно распространенным методом, имеющим большое число сторонников. Им с успехом пользуются спортсмены, космонавты и представители других самых различных профессий. Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта Иоганна Шульца (1932 г.), но в нашей стране официальное признание эффективности аутогенных тренировок как действенного лечебного и психопрофилактического метода состоялось на IV Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров (1963 г.). Аутотренинг, как правило, проводится с закрытыми глазами в одном из следующих поз:

1. В позе «кучера», при  которой, сидя на стуле, следует  наклонить туловище вперед, опустить  на грудь голову, закрыть глаза,  удобно поставить ноги на полную  ступню, а руки положить на  передние поверхности бедер и  расслабить мышцы и связки. При  этом весь груз тела без  мышечного напряжения переносится  на связочный аппарат позвоночника.

2. Полулежа в кресле  с высоким подголовником и  подлокотником.

3. Лежа на спине, подложить  под голову невысокую подушку,  руки слегка согнуть в локтевых  суставах и расположить вдоль  туловища ладонями вниз, ноги  несколько развести и развернуть  кнаружи.

Занимая исходное положение, следует принять максимально  удобную позу, при этом должно исключаться  любое, даже минимальное напряжение мышц. Исключаются также внешние  раздражители, особенно на первых занятиях, такие, например, как шум, свет, застегнутый  воротник, тесная одежда, затянутый  брючный ремень и т.п. Важно выдерживать  строгую последовательность усвоения упражнений, т.к. усвоение предыдущего  является условием освоения последующего. Формулы самоприказы произносятся мысленно вслед за врачом или самостоятельно.

 

59. Опишите методику  рефрейминга из НЛП

Рефрейминг (англ. frame-рамка) — термин, который широко использует НЛП для описания используемых им процедур переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных (возможно даже патогенных) психических шаблонов. Рамка вокруг рисунка является хорошей метафорой, позволяющей понять суть и механизм рефрейминга. В зависимости от того, что именно попадает в рамку, изменяется информация о содержании картины, а следовательно, и восприятие того, что на ней изображено. Многие метафоры, сказки, анекдоты можно рассматривать как примеры рефрейминга, где события помещают в определенную «рамку».

Технология Р. была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х гг. ХХ века в результате их тщательного и систематического наблюдения за работой Милтона Эриксона и других психотерапевтов. Сторонники НЛП описывают рефрейминг как принцип, что «в любой ситуации есть позитивный ресурс», только его нужно увидеть и постараться использовать. Рефрейминг, по их мнению, это изменение контекста или ценности рассматриваемого явления.

Традиционно различают два  основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания. Рефрейминг контекста: в разных ситуациях одно и то же поведение может оказаться и полезным и вредным. В данном случае если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию. Рефрейминг содержания: состоит в том, чтобы изменить ценность самого сообщения. Например, если человек лжет, значит у него есть хоть какая-то цель. Рефрейминг содержания направлен в первую очередь на изменение восприятия объекта, что для субъекта проявляется в смещении смысловых акцентов и приводит к возникновению новых ощущений.

 

60. Опишите проявление  рационализации как  механизма  психологической защиты

Когда девушка бросает  парня, он может изменить свое отношение  к ней, рационализируя, что она  не так уж и хороша ("А характер какой ужасный!.."), и это помогает ему пережить трудную ситуацию. 

Если я обидел своего знакомого, я защищаюсь, оправдывая свои действия тем, что он сам заслужил такое  обращение ("Ведь он, негодяй, сколько  подлости людям сделал"). И мне  от такого объяснения (рационализации) становится легче, совесть не мучает, мое "Я" и моя самооценка защищены. 

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"