Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто  объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным  бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами. Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует  защите образа "Я".

Рационализация - это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного "Я" - основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.

Наиболее яркие феномены рационализации получили название "зеленый (кислый) виноград" и "сладкий лимон": 

* феномен "кислый (зеленый) виноград" (известный из басни Крылова "Лиса и виноград") - это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человек обесценивает их, т.е. если субъект не может получить желанный предмет (как Лиса не могла получить виноград), то наделяет его отрицательными чертами.

* защита типа "сладкий лимон" - это преувеличение ценности того, что имеешь (по известному принципу - "лучше синица в руке, чем журавль в небе").

Рационализация - это объяснение человеком собственных намерений и стремлений в целях самооправдания и самоутверждения. Истинные мотивы при этом не осознаются, поскольку осознание их (если они являются социально нежелательными) привело бы к потере самоуважения.

Поражает то, что когда  бы человека ни спросили, почему он поступил именно так, а не иначе, его мотивы (по мнению человека), как правило, оказываются "хорошими". Вследствие действия этого механизма психологической  защиты человек редко признает свои намерения аморальными.

Рационализация актуализируется  тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях  он руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который лежит в  основе рационализации, заключается  в том, чтобы объяснить поведение  и в то же время защитить образ "Я". Вот почему рационализацию считают псевдорациональным (псевдоразумным) объяснением. Рационализация - это объяснение собственных действий и мотивов  таким образом, чтобы они были согласованы с Super-Ego и отвечали желаемому  образу "Я".

 

61. Опишите проявления регрессии как механизма психологической защиты.

Регрессия - возвращение  на более низкий уровень развития, что предполагает менее развитые реакции и, как правило, уменьшение притязаний. Регрессия рассматривается  как механизм психологической защиты, посредством которого личность в  своих поведенческих реакциях стремится  избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции  личность, подвергающаяся действию фрустрирующих  факторов, заменяет решение субъективно  более сложных задач на относительно более простые и доступные  в сложившихся ситуациях. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем  фоне изменения мотивационно-потребностной  сферы в сторону их большей  упрощенности и доступности. Регрессия - защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в  ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает  к более ранним, менее зрелым и  менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы бессознательно используем парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинаем проявлять  детские, не адаптивные черты характера  и модели поведения. Зачастую это  действительно приводит к тому, что  окружающие начинают защищать «беззащитного  ребёнка», но не всегда: регрессия может  срабатывать даже тогда, когда рядом  попросту никого нет. Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится  к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью. Также регрессия характерна для истероидных личностей. Регрессия - это защита от беспокойства, которую использует наше ЭГО, возвращая личность к поведению, свойственному более ранней стадии развития, когда не было серьёзных обязательств и вообще всё было гораздо легче и спокойнее. Часто, когда в семье рождается второй ребёнок, у старшего брата (или сестры) наблюдается регресс в поведении - он начинает говорить, как маленький, просит бутылочку с молоком, и порой даже его простынки оказываются мокрыми. Взрослые тоже могут использовать регрессию. Возьмём, например, человека, переживающего кризис среднего возраста, - он боится старости и смерти. Чтобы уйти от тревожности, связанной с этими бессознательными страхами, человек в своем поведении может регрессировать до подростковой стадии: он ведёт себя безответственно, раскатывает туда-сюда в молодёжной спортивной машине, старается встречаться с более молодыми женщинами и даже ест пищу, которую обычно обожают подростки. Можно привести и другой пример регрессии - вспомним таких взрослых женатых мужчин, которые, если у них в семье что-то не ладится, сразу же бегут домой к маме. В области творчества регрессия сплошь и рядом проявляется путём попыток  замены решения «настоящей» сложной задачи на решение более лёгкой и доступной.

Виды нормальной детской регрессии. Выделяют следующие  виды нормальной регрессии, проявляющейся  у детей:

Кратковременный регресс  навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном  состоянии после болезни или  в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.

Регресс эмоциональной регуляции  — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой  маленький ребенок скорее всего  прибегнет к менее зрелым и  более мощным по своей защитной функции  формам реагирования на аффективные  трудности.

Временный откат, возвращение  к более простой, но соответствующей  возрасту форме поведения после  периода преждевременного использования  более прогрессивной формы поведения.

Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффективного реагирования, возможный  в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов  семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).

Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция  по началу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого  или собственного поведения бросается  в глаза ребёнку.

 

62.Опишите любую  технику из психосинтеза

Круг субличностей

Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам  в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что уже имеете, и то, что  хотели бы иметь в дальнейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах  или подарках). Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, ниже приводятся наиболее часто встречающиеся желания:

закончить учебу;

не болеть, и чтобы не болел никто из близких людей;

иметь достаточно денег;

любить;

быть любимым;

достигнуть успеха в работе/бизнесе;

получить хорошее образование.

Теперь сосредоточьтесь  на том, что вы чувствовали, когда  читали список. Есть у вас субличность, которая говорит вам, что она  тоже хотела бы иметь все это? Или  субличность, осуждающая людей, имеющих  желания, которых нет у вас  или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте  список ваших собственных желаний.

Когда в вашем списке наберется  двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите  список и выберите 5 — 6 самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис» и «ходить  в походы» в одно общее «заниматься  спортом на свежем воздухе». Теперь вьщелите свои самые важные желания  и не включайте те, которым хочет  отдать предпочтение ваша субличность  «Что Подумают Люди?».

На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольце разместите те 5—6 субличностей, которые  являются выразителями ваших желаний.

Нарисуйте (желательно цветными карандашами или красками) символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет  значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

Когда вы закончите рисовать, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Герой-любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более  романтичны, например: Первобытный  Любитель Лошадей и Гончих, Девушка  Из Провинции, Лесная Фея, Мисс Совершенство и др. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл названия.

Теперь раскрасьте свое Я.

Это упражнение в первую очередь позволяет выявить позитивно  направленные субличности, соответствующие  нашим осознаваемым желаниям. Негативные субличности (Скептик, Критик), субличности, соответствующие подавленным желаниям, при выполнении этого упражнения остаются в тени.

Это упражнение можно повторять  много раз, и названия некоторых  субличностей, в том числе и  самых важных, могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять  для себя, чего они хотят, как действуют  и почему меняются.

 

63. Опишите упражнение  или прием из когнитивной терапии.

Упражнение с образами 
1. Попросите клиента представить себе настоящую ситуацию, в которой испытываются сильные эмоции. Потратьте на это некоторое время. Помогите клиенту для живости воображаемого использовать все ощущения. Когда сцена будет отчетливой, попросите его сфокусировать внимание на своем центральном убеждении, гештальте, ориентире. 
2. Проинструктируйте клиента, чтобы он сосредоточился на первом или самом раннем воспоминании, в котором он подвержен своему убеждению. Концентрируйтесь на исходной ситуации, когда возникнет эмоция. Попросите его снова представить сцену и ясно ее визуализировать. Клиенту может помочь произнесение своего ложного убеждения голосом ребенка или подростка. 
3. Относительно деструктивных убеждений спросите своего клиента: «Какие ошибки есть в вашей интерпретации события? Как вы могли его неверно воспринять? Что неправдоподобного говорили вы себе? Почему ваша интерпретация была ошибочной? Кто или что навело вас на ложное восприятие?» 
4. Обсудите вместе с клиентом то, что он оценивает настоящую ситуацию так же неверно, как неверно он оценил и прошлую. 
5. Скорректируйте раннее ошибочное убеждение. Попросите клиента представить, как он переделывает ситуацию, придерживаясь полезных, реалистических мыслей вместо того, во что он верил изначально. Попросите его представить, как он ведет себя и чувствует по-другому, обладая другим образом мышления. 
6. Наконец попросите клиента по-другому представить себе затруднения в настоящем. Исправьте ошибочное убеждение настоящего точно так же, как было исправлено предыдущее.

 

64. Позитивный  и негативный трансфер. Опишите  их проявления.

Аналитическая школа называет этот процесс переносом, или трансфером, и вкладывает в это название тот смысл, что пациент переносит на врача свое эмоциональное отношение к тем людям, которые в прошлом играли важную роль в его жизни, — в частности отношение к родителям в годы формирования его личности. То есть пациент наделяет психотерапевта эмоциональными качествами своих родителей или других людей, которые доминируют в его эмоциональной жизни. Этот перенос может быть позитивным, и тогда он помогает психотерапевту, но может развиться и негативный перенос, когда психотерапевт ощущает неприязнь пациента к себе, и ему приходится работать вопреки этому ощущению. Иногда возникает обратный перенос (контр-трансфер), когда переживания самого психотерапевта и его отношение к пациенту будут нуждаться в анализе. 

 

65.Эссе «Аутентичность  как личностное качество консультанта» 

Аутентичность. J. Bugental называет стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Аутентичность в какой - то степени  обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности  по отношению к клиенту. Аутентичный  человек жаждет быть и является самим  собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном  поведении. Если консультант выполняет  роль только технического эксперта, отмежевываясь  от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность - сомнительной. Соприкоснуться с жизнью клиента  мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед  другими людьми, а как искренность  в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Эффективный консультант  не должен отгонять любые чувства, в  том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно  контролировать свое поведение, поскольку  вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого  поведения. О глубине отношений  с другими людьми. Консультант  обязан оценивать людей - их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и  накле - ивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять  во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Прежде всего, важно не забывать, что  любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант  не способен построить правильные взаимоотношения  с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы Такой  наивный оптимизм может стать  причиной "холодного душа" в  повседневном консультировании и постоянно  вызывать чувство вины. Консультант  должен отказаться от нереального стремления стать совершенным В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу "хорошо", но не идеально.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что  эффективный консультант - это прежде всего зрелый человек Чем разнообразнее  у консультанта стиль личной и  профессиональной жизни, тем эффективнее  будет его деятельность Иногда выражать чувства и попросту слушать, что  говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой  тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его  поведение, а подчас и побуждать  клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как  и в жизни, следует руководствоваться  не формулами, а своей интуицией  и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого  консультанта. К. Schneider (1992) выделяет три  важные постулата квалифицированного психологического консультирования и  психотерапии: 1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант  успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению  к себе. 2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант  способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние.  Подразумевается, что невозможно  быть зрелым всегда и везде.

Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого  взгляда может показаться слишком  величественной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффективного консультанта могут быть и целью психологического консультирования - появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.

 

66.Эссе «Использования  метода обобщения (резюме) в психологическом  консультировании» 

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между  собой утверждений или долгого  и запутанного высказывания. Обобщение  помогает клиенту систематизировать  свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения  клиента, то обобщению подлежит целый  этап беседы или даже вся беседа, чаще всего используется обобщение:-когда  консультант хочет структурировать  начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;-когда клиент говорит очень долго и запутанно;-когда  одна тема беседы уже исчерпана и  намечается переход к следующей  теме или к следующему этапу беседы;-при  стремлении придать некое направление  беседе;-в конце встречи при  стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание  на промежуток времени до следующей  встречи.В консультировании также  важно обобщение чувств. Оно позволяет  определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты  опыта клиента. Очень часто в  беседе мы сталкиваемся с противоречивыми, а иногда и с полярными чувствами  по отношению к значимым для клиента  ситуациям или объектам любви. Здесь  очень ценно обобщение чувств для показа клиенту действительного  единства противоположностей в эмоциональной  сфере.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"