Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

 

18.Экзистенциональный  вакуум и ноогенный невроз  в логотерапии.

Ноогенные неврозы возникают  не из-за конфликтов между влечениями и сознанием, а из-за конфликтов между  различными ценностями; иными словами  они являются результатом нравственных конфликтов или, говоря более обобщенно, духовных проблем. Значительное место  среди таких проблем занимает экзистенциальная фрустрация. Логотерапия считает своей задачей помощь пациенту в поисках смысла его жизни. Поскольку логотерапия помогает пациенту осознать скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. Она фокусируется на духовных реалиях, таких как подлежащий осуществлению потенциальный смысл пациента, и самое его воля к смыслу. Впрочем, любой анализ, даже если он абстрагируется в ходе терапевтического процесса от ноогенного или духовного измерения пациента, стремится побудить его осознать, к чему он действительно стремится в глубине души. Логотерапия расходится с психоанализом в том, что рассматривает человека как существо, миссия которого состоит прежде всего в осуществлении смысла и воплощении в жизнь ценностей, а не просто удовлетворении влечений и инстинктов, примирении конфликтующих инстанций "Оно", "Я" и "Сверх-Я" или приспособлении к обществу и среде. Экзистенциальный вакуум, иначе - экзистенциальная фрустрация - распространенный феномен, характеризующийся субъективным переживанием скуки, апатии и пустоты. Человек настроен цинично, лишен чувства направленности жизни и ставит по сомнение большинство жизненных занятий. Экзистенциальный вакуум является широко распространенным явлением в двадцатом-веке. Это вполне понятно и может быть объяснено двойной утратой, которую человек претерпел в ходе его становления подлинно человеческим существом. В начале своей истории человек утратил некоторые из базисных животных инстинктов, которые определяли и обеспечивали поведение животных. Такая обеспеченность, подобно раю, закрылась для человека навсегда; человек должен осуществлять свой выбор. В дополнение к этому, однако, человек претерпел и другую потерю в более недавнем своем развитии: традиции, которые поддерживали его поведение, сейчас быстро ослабевают. Никакой инстинкт не говорит ему, что ему делать, и никакая традиция не подсказывает, что он должен делать; скоро он уже не будет знать, что он хочет делать. Все больше и больше он руководствуется тем, чего добиваются от него другие, все больше и больше оказываясь жертвой конформизма.Такие распространенные явления, как алкоголизм и юношеская преступность, нельзя понять, если не учитывать лежащий в их основе экзистенциальный вакуум. Это справедливо также и в отношении психологических кризисов пенсионеров и пожилых людей. Более того, существуют разного рода маскировки и мимикрии, в которых проявляется экзистенциальный вакуум. Иногда фрустрированная потребность смысла компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную волю к власти - стремление к обогащению. В других случаях место фрустрированной потребности смысла занимает стремление к удовольствию. Вот почему экзистенциальная фрустрация часто выливается в сексуальную компенсацию. Мы можем наблюдать в таких случаях, что сексуальное либидо становится чрезмерно активизированным и агрессивным, заполняя экзистенциальный вакуум.

 

19.Сравнение консультирования  и психотерапии как видов психологической  помощи.

Психологическая консультация и психотерапия - они представляют собой процесс психологической  помощи человеку в становлении его  как продуктивной, развивающейся  личности, способной к самопознанию и самоподдержке, выбору оптимальных  стратегий поведения и их использованию  в реальном межличностном взаимодействии, преодолению возникающих трудностей, ответственному и осознанному отношению  к своей жизни.

Консультирование - ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов.

Психотерапия - стремление к  глубокому анализу проблем с  ориентацией на бессознательные  процессы, структурную перестройку  личности.

Кроме того, выделяют специфические  черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

1. Консультирование ориентировано  на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной  жизни психологические трудности  и проблемы, жалобы невротического  характера, а также люди, чувствующие  себя хорошо, однако ставящие  перед собой цель дальнейшего  развития личности;

2. Консультирование сориентировано  на здоровые стороны личности  независимо от степени нарушения;  эта ориентация основана на  вере, что «человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его  жизнь, находить способы использования  своих задатков, даже если они  невелики из-за неадекватных установок  и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка  финансов, болезни, инвалидности, преклонного  возраста» 

3. Консультирование чаще  ориентируется на настоящее и  будущее клиентов, в психотерапии  идет работа с прошлым, прорабатываются  проблемы, вытесненные в бессознательное; 

4. Консультирование обычно  ориентируется на краткосрочную  помощь (до 15 встреч) и т.д.

 

20.Виды психологической  помощи

Психологическая помощь—  область практического применения психологии, ориентированная на повышение  социально-психологической компетентности людей и оказания психологической  помощи, как отдельному человеку, так  и группе или организации. Это  непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных  с трудностями в межличностных  отношениях, а также глубинных  личностных проблем

Психопрофилактика(предупреждение).

Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике  — лекции, семинары).

Психодиагностика (выявление  проблем и др. психологических  показателей).

Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся  в пределах психологической нормы  в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем  и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

Психиатрия (медицинский  вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая  рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому  пути).

Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Также виды психологической  помощи можно разделить на: психологическое  консультирование; психологическая  коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический  тренинг;психотерапия;

Виды психологической  помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием  является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем  работает специалист с клиентом или  пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование  лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

 

21.Конфиденциальность  в работе психолога

Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей  ее использование против интересов  клиентов.

2. Лица, участвующие в  психологических исследованиях,  тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об  объеме и характере информации, которая может быть сообщена  другим заинтересованным лицам  и (или) учреждениям.

3. Участие учащихся, воспитанников,  родителей, педагогов в психологических  процедурах (диагностика, консультирование, коррекция, психотерапия и др.) должно быть сознательным и  добровольным*.

4. Психолог собирает и  использует лишь ту информацию  о клиенте, которая необходима  ему для решения задач, определяемых  планом его работы и спецификой  учреждения, где он работает.

5. Если информация, полученная  от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности  психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена  в форме, исключающей идентификацию  личности клиента экспертами. Для  этого вся информация о клиенте  регистрируется и хранится с  учетом строгой конфиденциальности**.

6. Отчеты о профессиональной  деятельности, результаты исследований  и публикации должны быть составлены  в форме, исключающей идентификацию  личности клиента окружающими  людьми.

7. На присутствие третьих  лиц во время диагностики или  консультирования необходимо предварительное  согласие клиента или лиц, несущих  за него ответственность (в  случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

 

22. Понятие конгруэнтности  в психологическом консультировании

Конгруэнтность - подлинность, открытость, честность; одно из трех "необходимых и достаточных условий" эффективного психотерапевтического контакта и отношения (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках клиент-центрированного подхода. Термин "конгруэнтность" введен в психологию К.Роджерсом для описания: а/ соответствия "идеального я", "я" и "опыта" в жизни человека; б/ динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки, переживания и т.п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае конгруэнтности (и в отличие от эмпатии) речь идет о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям.  
      Конгруэнтность - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей (или, иначе говоря, при соблюдении человеком условия "как если бы" это озвучивание и выражение было адресовано ему самому). Конгруэнтность - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью "эксперта". Конгруэнтность наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле. 

 

23. Невербальные  техники активного слушания.

В общении люди непрерывно передают информацию друг другу не только посредством речи, но и выражением лица, движениями тела, установлением  дистанции и т.п.В консультировании мы посылаем клиентам невербальные сообщения  и "считываем" их невербальные реакции. Крайне важно, чтобы консультант  отмечал невербальные послания клиентов, реагировал на них и одновременно осознавал влияние своего невербального  поведения на клиентов. Четыре основных модальностей невербальных реакций.Невербальное поведение и структурирование времени.Невербальное общение с использованием тела. Невербальное общение посредством голоса.Невербальное общение и структурирование окружения. Факторы невербального общения  в значительной степени ответственны за эмоциональный настрой беседы. Когда невербальные символы сопровождают наши вербальные утверждения, они нередко  модифицируют их смысл.  Разный смысл  словам консультанта придают пара-речевые  элементы (тон голоса, интервалы  между словами, акценты, дикция, паузы, повторы, покашливание, различные "хм-м", "ага", "м-м-м", "ого-го" и  т.п.).Консультант должен обращать внимание на несоответствие вербального и  невербального поведения клиентов и тем самым помогать им выразить реальные, подлинные чувства. Ориентация консультанта в невербальных реакциях увеличивает доверие клиентов. Клиенты  приписывают консультанту глубокую наблюдательность или "шестое чувство" чаще всего в силу его умения "читать" невербальное поведение.На невербальное поведение следует смотреть как  на особый "ключ" к пониманию  чувств и мотивов клиента. Даже одинаковые невербальные проявления могут означать разные вещи в зависимости от контекста.Консультант  использует такие техники как  отзеркаливание, паузы, кивание головой,различные "хм-м", "ага", "м-м-м". Консультант  должен:Быть с клиентом с глазу  на глаз . Быть в открытой позе . Время  от времени наклоняться к клиенту. Когда консультант наклоняется  в сторону клиента, он словно говорит: "Я с Вами, и мне интересно  все, что Вы сейчас расскажете". Такой  позой консультант выражает свою вовлеченность и участие в  контакте. Поддерживать контакт глаз с клиентом, чтобы подчеркнуть  внимание и заинтересованность, но контакт не должен быть непрерывным. В таком случае он становится похожим  на надоедливое "вытаращивание" глаз на клиента. С другой стороны, если взгляд консультанта слишком часто "блуждает" в пространстве, не останавливаясь на клиенте, то создается впечатление  уклонения от контакта. Быть расслабленным . Так как большинство клиентов волнуется в ситуации консультирования, важно, чтобы консультант не был  напряжен и не увеличивал беспокойство клиента. Консультант должен естественно  пользоваться своим телом (невербальное поведение), стараясь показать клиенту  свою эмпатическую вовлеченность в  консультативный контакт.

 

24.Подготовка психолога:  основные компонеты

Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в  себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной  научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых  профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию  в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области  психологического консультирования. Эти  специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:

1. Изучение подготовительного  этапа психологического консультирования.

2. Освоение информации  о содержании работы психолога-консультанта.

3. Овладение методами  работы психолога-консультанта с  клиентом.

4. Ознакомление с особенностями  проведения психологического консультирования  в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое  консультирование, психолого-педагогическое  консультирование, интимно-личностное  консультирование.

5. Работа психолога-консультанта  под руководством более опытного  психолога-консультанта–супервизора.

Изучение процесса подготовки работы психологической консультации включает в себя внимательное ознакомление с комплексом организационных вопросов, включая выбор области консультирования, начала работы консультации и т.д.

Среди тех конкретных задач, которые в практическом плане  должен уметь решать психолог-консультант, могут быть названы следующие:

• Определение круга потенциальных  клиентов – посетителей психологической  консультации, их возможных проблем  в зависимости от содержания работы психологической консультации и  от тех профессиональных требований, которые могут быть предъявлены  к работающим в консультации психологам.

• Подбор кадров психологов и обслуживающего персонала для  работы в психологической консультации. Проведение с кадрами специальной  подготовительной работы по ознакомлению с условиями работы и обязанностями, с организацией взаимодействия друг с другом, с правилами работы консультации.

• Подготовка материальной базы и документации для начала практической работы консультации.

• Подготовка и распространение  информации о работе консультации среди  потенциальных клиентов.

Знакомство с организацией работы психологической консультации включает в себя также освоение того, как создается психологическая  консультация, что входит в минимум  необходимого для нее оборудования, каков оптимальный режим работы психологической консультации и  психолога-консультанта, какой должна быть обстановка в психологической  консультации во время ее работы и  ряд других вопросов.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"