Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

Знакомство начинающего  специалиста с содержанием работы психолога-консультанта в свою очередь  предполагает следующее. Во-первых, ознакомление с тем, что представляет собой  психологическое консультирование, в чем заключается его отличие  от других видов практической деятельности психолога. Во-вторых, выяснение того, что должен знать и уметь делать психолог-консультант, чтобы на достаточно высоком уровне справляться со своими профессиональными обязанностями. В-третьих, ознакомление с основными  видами психологического консультирования, с главными требованиями, предъявляемыми к ним. В-четвертых, знание условий  работы психолога-консультанта.

Освоение методов работы психолога-консультанта предполагает овладение начинающим психологом-консультантом  приемами общения с клиентами, методами психодиагностики, используемыми в  практике психологического консультирования. Эти приемы и методы должны быть освоены будущим психологом-консультантом  практически, в ходе соответствующих  специальных занятий. В число  таких приемов и методов входят, в частности, методы прямого психотерапевтического  воздействия психолога-консультанта на клиента.

 

25.Супервизия в  структуре  подготовки консультанта.

Супервизия — буквально “надзор”, а у нас это называлось бы “наставничество”. Считается, что супервизия – помощь одого профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий. человек, выбирающий помогающую профессию, должен быть способен понимать и прорабатывать собственные проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим коллегам. Для полноценного понимания какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву или даже к серьезному психическому расстройству. Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.

Супервизия необходимое  направление в профессиональной психологической деятельности. Существуют профессиональные тренинги и программы  по которым готовят супервизоров. Супервизия начала свое движение из недр психоанализа и интенсивно развивалась  в его рамках. Первым примером можно  считать случай, когда Зигмунд  Фрейд анализировал маленького сына одного из своих соратников по психоанализу, и эта работа шла, в основном, через  переписку. Отец писал о поведении  мальчика, о его особенностях, а  Фрейд давал рекомендации — как  надо вести себя с ребенком, как  надо его понимать. Супервизия –  это универсальная форма поддержки  терапевтов, позволяющая им сфокусированным  взглядом посмотреть на свои трудности  в работе с клиентами, а также  разделить часть ответственности  за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. Можно  выделить 3 основные функции супервизий:

- образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей терапевта;

- поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов;

- направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта над собственной личностью (недостатки, слепые пятня, уязвимые стороны, предрассудки).

 

26.Виды  психологического  консультирования.

 интимно-личностное психологическое  консультирование, необходимость в  котором возникает довольно часто  и у многих людей. К этому  виду можно отнести консультирование  по таким вопросам, которые глубоко  затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания,  обычно тщательно скрываемые  от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические  или поведенческие недостатки, от  которых человек во что бы  то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными  взаимоотношениями со значимыми  людьми, различные страхи, неудачи,  психогенные заболевания, не требующие  вмешательства врача, и многое  другое. Сюда же может относиться  глубокое недовольство человека  самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.  обычно требует закрытых от  посторонних лиц и одновременно  открытых для общения консультанта  и клиента, доверительных отношений  между ними. Такое психологическое  консультирование требует создания  особой обстановки, так как напоминает  исповедь. Этот вид консультирования  по самой природе тех проблем,  которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим  или кратковременным.

Следующий по значимости и  частоте встречаемости в жизни  вид психологического консультирования – семейное консультирование. К  нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в  семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений  в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода  и после него, решение текущих  внутрисемейных проблем. К последним  относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между  членами семьи, экономики семьи  и ряда других. требует знания психологом-консультантом  сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте  семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием  могут успешно заниматься люди, которые  не имеют или не имели семьи. Как  вполне вероятное можно допустить  и обратное: хорошим психологом-консультантом  по семейным вопросам вряд ли сможет стать  человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить  семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться  в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического  руководства, управления детскими и  взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования  программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других. Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности.

 

27.Основные положения  поведенческой терапии

Поведенческая терапия опирается  на теорию научения и видит причину  человеческих трудностей и проблем  в том, что в определенных неблагоприятных  условиях среды субъект обучился "неправильным" и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его  людям. В отличие от психоанализа и гуманистического направления  терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом  внешнему наблюдателю поведении  человека. Поведенческие терапевты  считают, что от проблемного поведения  можно отучиться, используя специальные  процедуры, основанные на законах обучения.

Целью поведенческой терапии  является устранение неадекватного  поведения (например, чрезмерной тревоги,) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения).

Постулатом поведенческой  терапии является идея о том, что  паттерны поведения играют решающую роль в развитии психологических  расстройств. Например, при депрессии  социальная изоляция является не только следствием депрессии, но и фактором, который утяжеляет депресcивное  состояние пациента. Предполагается, что поведение может быть изменено с помощью применения тех или  иных терапевтических методов.

В поведенческой терапии  используются лишь методы, эффективность  которых была подтверждена экспериментальным  путем, причем предпочтение отдается техникам, которые имеют однозначно позитивное влияние.

Исходным пунктом терапии  является проблема, которая беспокоит  пациента в данный момент. Одним  из основных принципов поведенческой  терапии является правило «здесь и теперь».

«Принцип минимального вторжения» постулирует, что в поведенческой  терапии следует вмешиваться  во внутреннюю жизнь пациента лишь в той степени, в которой это  необходимо для решения его актуальных проблем.

Относительность понятий  «здоровье-болезнь» и «норма-отклонение». Поведенческий терапевт не навязывает клиенту свои представления о  том, что является нормальным и здоровым поведением — целью терапии является выработка поведения, которое будет  оптимальным и желательным для  данного конкретного клиента[13].

В поведенческой терапии  обычно терапевт играет активную и  директивную роль. Техника «выговаривания»  своих проблем и переживаний  в поведенческой терапии не приветствуется. Пациент главным образом отвечает на вопросы, которые ему задают, и  выполняет упражнения, которые рекомендует  терапевт. Терапевт обычно работает по заранее выработанному плану, от которого он не отступает без необходимости.

Одной из особенностей поведенческой  терапии является то, что в ней  иногда используется помощь членов семьи  пациента (с согласия пациента), например, для выполнения «домашних заданий», для помощи при самонаблюдении, для  усиления мотивации, и т. д.

 

28.Метод дерефлексии  в логотерапии

Дерефлексия в своём крайнем  варианте предполагает игнорирование  самого себя. Многие невротики должны всегда помнить: нужно не презирать себя (сверхсовестливость) и не следить за собой (сверхсознательность), - намного важнее всего этого -забыть себя. При этом наши пациенты не должны следовать примеру Канта, который, уволив одного вороватого слугу, не смог пережить связанных с этим страданий и, чтобы справиться с ними, повесил на стене комнаты доску с надписью: "Этого слугу нужно забыть". Это удалось ему не лучше, чем тому человеку, которому было обещано, что он сможет превратить медь в золото, если только во время соответствующих алхимических процедур в течение десяти минут не будет думать о хамелеоне. Впоследствии алхимик уже был не в состоянии думать о чём-либо другом, кроме этого редкого животного, о котором прежде никогда и не вспоминал.

Зачастую намного важнее приложить все силы к тому, чтобы  сначала отвлечь внимание больного от симптома, помочь ему внутренне  настроиться на какое-то конкретное дело, исполнить которое лично  этому человеку настоятельно необходимо, чем исследовать комплексы и  конфликты в надежде ликвидировать  симптом. Ибо не посредством самонаблюдения или даже самолюбования, не посредством  круговорота мыслей вокруг страха можем  мы освободиться от страха, а лишь самоотречением, полной самоотдачей и самопожертвованием ради дела, достойного такой преданности. Это тайна всякой самоорганизации, и никто этого не выразил лучше, чем Карл Ясперс, который, говоря о  человеке, сказал, что человек "становится человеком лишь тогда, когда отдаёт себя другим". Кроме того, он написал: "Человек - это дело, которое он сделал своим.

Таким образом есть четыре основных типа установки:

1. Вредная пассивность:  бегство невротика, страдающего  неврозом страха, от приступов  этого страха.

2. Вредная активность: а)  борьба невротика, страдающего  неврозом навязчивых состояний,  против своих навязчивых идей; б) усиленное стремление к сексуальному  наслаждению при с) усиленном  рефлектировании сексуального акта (второе не менее патогенно,  чем третье).

3. Полезная пассивность:  игнорирование (дерефлексия!) симптома  и даже иронизирование (парадоксальная  интенция!) над ним.

4. Полезная активность: действовать-помимо-симптома - существовать-ради-чего-то. Оказывается,  симптоматика многих неврозов  цветет пышным цветом именно  в духовном вакууме.

 

29. Метод интерпретации  в психологическом консультировании.

Интерпретация. 3начение интерпретации при консультировании трудно переоценить. Этот метод ставит своей целью разъяснить консультируемому неясные или скрытые причины его переживаний и поведения. Причем делать это следует психологу очень осторожно, объясняя клиенту лишь то, что он уже способен принять, говоря с ним на языке, понятном ему. При интерпретации исповеди клиента не следует придерживаться какой-либо одной научной школы или направления. Советы должны сочетать в себе различные варианты решения проблемы клиента. Как правило, их должно быть не менее двух-трех, чтобы клиент сам мог выбрать, как впоследствии строить свое поведение. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить особенности жизни, типичные ситуации поведения, подметить основные ошибки и т.д. Кроме того, необходимо, чтобы советы и рекомендации носили практический характер и согласовывались с реальной жизнью клиента. Вы не можете посоветовать человеку отправиться в кругосветный круиз, если он «привязан» к парализованной жене и не может надолго оставить ее одну. Таких примеров можно привести достаточно много. Если происходит первая встреча с клиентом, а на данном этапе необходимо выработать некоторые начальные рекомендации, закономерно, что личность клиента, его психические особенности консультантом еще недостаточно изучены. Можно в этом случае посоветовать обратить внимание на невербальные особенности поведения клиента. Они достаточно красноречивы и, как правило, не контролируются человеком.

 

30.Метод парадоксальной  интенции в логотерапии

Парадоксальная интенция–  специальная терапевтическая техника, метод, прием, используемые в логотерапии  при лечении невротических заболеваний.

   Терапевтическая  техника парадоксальной интенции  была предложена австрийским  психотерапевтом В. Франклом (1905–1977) в 1946 г. Она основывалась на  двойном факте, зафиксированном  логотерапией и состоящем в  том, что, с одной стороны,  тревога пациента порождает именно  то, чего он боится, а с другой  стороны, невротическая интенция (гиперинтенция) делает невозможным  достижение того, чего пациент  хочет. Попытка избежать ситуаций, в которых возникает тревога,  или подавить, побороть угрожающие  идеи только усиливает невротические  симптомы. Исходя из подобного  понимания патогенеза невротического  заболевания, техника парадоксальной  интенции состоит в том, что  испытывающему тревогу пациенту  предлагают осуществить именно  то, чего он боится и от чего  он спасается «бегством в болезнь».    Если удается привести пациента  в состояние, когда он способен  перестать избегать свои невротические  симптомы или бороться с ними, то симптомы ослабевают сами  по себе. Если же удается преувеличить  их, то они вообще перестают  преследовать и беспокоить пациента.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"