Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

 

48. Личность консультанта  и ее влияние на процесс  консультирования

Личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Известный  английский психоаналитик говорил  о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о  критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно  медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать  в душу клиента.

Требуемые качества к консультанту не врожденные, а развиваются в  течение жизни. Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными  знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный  эффект консультирования — изменение  личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и  практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору  личности консультанта. В свое время  М. Balint и Е. Balint писали: "Знание можно  получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования  личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми  намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие  качества личности психотерапевта".

Качества личности, необходимых  консультанту: доверие к людям; уважение ценностей другой личности, прав других людей; чувствительность к установкам и поведению других людей; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга, проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними, эмоциональная стабильность и объективность, способность вызывать доверие других людей.

 

49. Понятие «поведенческой  оценки» в поведенческой психотерапии.

Поведе́нческая терапи́я; — одно из ведущих направлений современной психотерапии. В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы психологических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определенный симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 
Поведенческое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки. Одной из главных целей такой оценки является определение целей лечения в поведенческих терминах — сформулированными таким образом целями можно руководствоваться при выборе методов консультирования. Следовательно, поведенческая оценка на начальных этапах консультирования имеет два фокуса: во-первых, уточнение проблемных зон клиентов и, во-вторых, определение наиболее подходящих методов, которыми может воспользоваться консультант. Адекватные поведенческие оценки позволяют консультантам идентифицировать стимулы, предшествовавшие реакциям, с которыми им нужно справиться, в то время как в результате неадекватных поведенческих оценок консультанты могут прибегнуть к неправильным методам и применить их к неправильно определенным проблемам. После проведения первых занятий поведенческую оценку можно использовать с целью оказания помощи и в оценке эффективности лечения, и в принятии решения, что следует делать в дальнейшем — продолжать, прекратить или изменить лечение. При поведенческом анализе следует стремиться к высокой степени конкретности. Поведенческую оценку можно производить как в рамках консультационного интервью, так и вне этих рамок. Кроме того, важна самооценка клиента, которую можно рассматривать как дополнение к оценке консультанта.

 

50. Работа психолога  в когнитивном  направлении: основные этапы работы

Когнитивно-поведенческая  психотерапия — общее понятие описывающееся психотерапии, в основе которого лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т. п.) являются дисфункциональные убеждения и установки. Цели: уменьшение и/или полное устранение симптомов расстройства; снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения; решение психосоциальных проблем; 5) устранение причин, способствующих развитию психопатологии (изменение дезадаптивных схем)

Этапы:

I этап —опознание неадаптивных  мыслей. С этой целью используются техники сосредоточения на мыслях, возникающих в реальных психотравмирующих ситуациях и «проигрывания» психотравмирующей ситуации в воображении. При этом пациента просят наблюдать за возникающими автоматическими мыслями. Помимо этого используются вопросы, позволяющие пациенту продвинуться к глубинным, плохо осознаваемым неадаптивным убеждениям. Наиболее популярным методом когнитивной психотерапии является «сократический диалог». В рамках этого метода терапевт задает такие вопросы, которые позволяют пациенту, во-первых, прояснить или определить собственную проблему, а во-вторых, идентифицировать (прояснить) собственные неадаптивные мысли, убеждения и образы

II этап когнитивной психотерапии  — отдаление. Суть этапа состоит в том, что пациент должен встать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, т. е. отдалиться от них. На первом этапе неадаптивная мысль выявлена (например, «Я слаб и беспомощен»), и теперь пациент понимает, что эта мысль есть, что она мешает, вызывает эмоциональные и поведенческие проблемы. На втором этапе терапии пациент должен усомниться в проблеме, сделать ее гипотезой, посмотреть на нее со стороны. Призывы терапевта мыслить конструктивно обычно не помогают: пациент осознает свою мысль, но не сомневается в ее истинности и не рассматривает ее как неадаптивную. Отстранение подразумевает три компонента: 1) осознание автоматизма «плохой» мысли, ее самопроизвольности, чуждости Я; 2) осознание того, что «плохая» мысль неадаптивна, т. е. вызывает страдание; 3) появление сомнений в истинности неадаптивной мысли.

III этап терапии — проверка  истинности неадаптивной мысли

Суть данного этапа  состоит в том, что психотерапевт  побуждает пациента к проверке обоснованности неадаптивной мысли. С этой целью  используются как когнитивные, так  и поведенческие техники. Если проверка пациентом собственных неадаптивных мыслей показывает, что они необоснованны, беспочвенны, не опираются на объективную  реальность, то возникает возможность  избавиться от этих мыслей. Пациент  начинает понимать, что указанные  мысли связаны с особенностями  его характера, воспитания, а не с  реальными характеристиками среды, ситуации. После этого пациент  меняет неадаптивные убеждения на адаптивные. В этой замене и состоит суть IV этапа.

 

51. Как распознать  трансфер. Причины и признаки трансфера.

 ключевое определение переноса – это перенесение пациентом (клиентом) на психоаналитика тех чувств, которые пациент прежде испытывал к неким важным для себя людям – и в которых, что важнее, сам себе не признавался. Впервые явление переноса было описано Зигмундом Фрейдом в 1905 году в публикации "Фрагмент анализа одного случая истерии".  Сам Фрейд столкнулся с явлением переноса еще в процессе гипнотерапии, когда одна из пациенток встала после сеанса бросилась ему на шею и стала обнимать. Он задумался и предположил, что эта реакция была связана не с ним самим как с личностью и мужчиной, а с неким образом, который в бессознательном клиентки был спровоцирован сеансом. То есть врач, сам того не ведая, во время терапии "выпустил какого-то джинна из бутылки".Причем, как уже было упомянуто выше, перенос может быть как положительный, так и отрицательный: в зависимости от того, какого значимого взрослого увидел в собеседнике человек и какие эмоции в свое время этот человек к упомянутому взрослому испытывал.  Нередко, в случае негативного переноса, собеседнику достается весь тот негатив, который клиент в свое время не смог выплеснуть в адрес мамы, папы, бабушки и т.п.  Хотя бы потому, что на это накладывала категорическое вето его внутренняя цензура.  Понятно, что культурный и вежливый человек может и сдержаться (хотя бы за счет той же цензуры), но определённый спектр неприятных эмоций испытывает при подобном общении: хотя конкретный собеседник, что называется, ни сном ни духом. В силу бессознательного характера переноса человек может сам не понимать, откуда подобные ощущения вдруг возникают и почему.Признаками трансфера в психоаналитической процедуре являются: 
1) неадекватность эмоции настоящей ситуации; 
2) повторение прошлых переживаний и конфликтов; 
3) регрессия на прежнюю фазу психосексуального развития; 
4) перемещение чувств со значимого лица из прошлого на психоаналитика.

Одни авторы считают, что  трансфер возникает из неосознанной надежды получить удовлетворение. Другие рассматривают его прежде всего  как сопротивление, поскольку он позволяет избежать болезненных  воспоминаний, заменяет осознание отыгрыванием в действии. Третьи рассматривают  его как попытки Эго научиться  справляться с чрезмерным напряжением. Четвертые под отыгрыванием понимают попытку совладания. Разнообразие взглядов на феномен трансфера отражает серьезное  внимание к нему со стороны психоаналитиков. С 1912 года вокруг работы с сопротивлением и трансфером концентрировались  главные усилия терапевтов. Техники  работы с ними будут описаны ниже.

 

52.Запрет давать  конкретные советы как принцип  консультирования

Запрет давать советы — психолог, даже не смотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог — обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

 

53.Дайте описание  когнитивной модели панического  расстройства.

Паническое расстройство - тревожное расстройство, отличающееся повторяющимися и непредсказуемыми приступами паники. Сторонники когнитивной теории считают, что подверженные панике люди могут обладать очень высокой чувствительностью к определенным телесным ощущениям и неверно интерпретировать телесные ощущения как признаки болезни. Подверженные панике люди все больше и больше беспокоятся о том, что не могут контролировать себя, боятся самого худшего, теряют все виды на будущее и стремительно впадают в панику. Предполагая, что их "опасные" ощущения могут в любое время вернуться, они тем самым готовят себя к следующим приступам паники. Может быть так, что у этих людей слабо развито умение бороться со стрессом или им не хватает социальной поддержки. Возможно, их детство было наполнено непредсказуемыми событиями, недостатком контроля, хроническими болезнями в семье или избыточной родительской реакцией на подобные симптомы.  Что бы ни являлось причиной этого расстройства, исследователи полагают, что подверженные панике люди имеют высокую степень тревожной чувствительности: они, как правило, большую часть времени концентрируются на своих физических ощущениях, неспособны оценить их логически и интерпретируют их как потенциально опасные. Тревожная чувствительность - тенденция некоторых людей концентрироваться на своих телесных ощущениях, переоценивать их значимость и интерпретировать как опасные. Согласно когнитивной теории, люди с высоким уровнем тревожной чувствительности особенно склонны испытывать и неверно интерпретировать определенные виды ощущений. В стрессовых ситуациях у многих учащается дыхание, происходит гипервентиляция. Видимо, необычное дыхание заставляет людей думать, что они находятся в опасности или даже умирают от удушья, и они поддаются панике.                            

 

54.Использование  тестирования процессе консультирования:  плюсы и минусы

Психологу нередко приходится решать задачи, требующие психологической  диагностики. Это - измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностика  профпригодности, профориентация, отбор  и расстановка кадров, помощь в  самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критических  состояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных  воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении, подбор совместимых лиц для групповой  работы, анализ стиля руководства, определение  психологического климата, предупреждение конфликтов.

Корректное использование  психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности  работы психолога. Сомнения некоторых  психологов по поводу целесообразности использования психологических  тестов в практической работе с клиентами  вызваны возможностью возникновения  ряда психологических барьеров, как  со стороны психолога, так и со стороны клиента.

Клиент может опасаться  раскрытия собственных личных качеств  или неправильного использования  результатов тестирования. Кроме  того, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.

В свою очередь, психолог может  считать, что стандартизированная  процедура психологического тестирования мешает установлению неформального  контакта с клиентом. Он также может  недостаточно доверять результатам  тестирования из-за того, что в своей  практике сталкивался с тестами  сомнительной надежности или имеет  не слишком четкое представление  об их конструкции. Наконец, он может  просто недостаточно хорошо владеть  используемой психодиагностической методикой  или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для  решения конкретной задачи.

тестирование в консультировании дает:

Во-первых, ряд тестовых методик  позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента  с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной  проекции, приписывания клиенту собственных  проблем и представлений.

Во-вторых, использование  стандартных методик позволяет  использовать богатый опыт разработчиков  и других пользователей тестов.

В-третьих, использование  статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей  позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.

В-четвертых, экономичность  тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высоко квалифицированный  персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и, давая  тем самым возможность решать более сложные и неотложные задачи.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"