Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

Условия ценности - нормы, правила, установки. Оценки, в основе которых лежит скорее мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс индивидуума, называются условиями ценности. Условия ценности распространены чрезвычайно широко, так как слишком часто «поведение индивидуумов является культурно обусловленным, и людей вознаграждают и поощряют за поведение, которое фактически является извращением естественных директив унитарной тенденции актуализации».Концепция условий ценности очень важна, так как она подразумевает, что у людей развивается второй вид процесса оценки. Первый вид — это организмический процесс оценки, который верно отражает тенденцию актуализации. Второй вид — это процесс, связанный с условиями ценности, основанный на интернализации или «интроекции» оценок других людей (оценок, в искаженном виде отражающих тенденцию актуализации, служащих для того, чтобы препятствовать выражению этой тенденции.

 

43.Потребность  в самоактуализации в клиент  центрированной терапии 

Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма.

Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как  растения развиваются, чтобы вырасти  здоровыми, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и  человек склоняется к тому, чтобы  обрести целостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс  не включал в свои формулировки никаких  религиозных или духовных аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о  трансцендентных переживаниях. В  конце жизни Роджерс пришел к  пониманию взгляда Артура Кестлера о том, что индивидуальное сознание есть лишь фрагмент космического.

Стремление к здоровому  развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону  любые препятствия на своем пути. Роджерс видит ее просто как преобладающую  и мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая  не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего. Абрахам  Маслоу пришел к аналогичным выводам, назвав эту тенденцию тихим, едва различимым внутренним голосом. Утверждение  о том, что рост возможен и является главной целью организма —  один из главных постулатов Роджерса.

Можно заметить, что основная тенденция к актуализации является единственным побуждением, которое  утверждается в этой теоретической  системе... «Я», например, является центральным  понятием в нашей теории, но «я»  ничего не «делает», оно просто выражает господствующую тенденцию организма  вести себя таким образом, чтобы  поддерживать и усиливать себя.

Для Роджерса тенденция к  самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди  множества других, а центром, на котором  сфокусированы все остальные  стремления.

 

44.Безоценочность  в психологическом консультировании.

Основные принципы психологического консультирования: 

1)безоценочность и доброжелательность;2) ориентация на систему ценностей  клиента;3)осторожность с советами;4) анонимность;5)разграничение личных  и профессиональных сторон в  работе;6) активная позиция клиента.

Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту  означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента  ощущение принятия его таким, какой  он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант  не должен демонстрировать осуждение  или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения  клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям  и установкам. Остается открытым вопрос отношения консультанта к асоциальным  поступкам его клиента (грабеж, нанесение  телесных повреждений другому лицу, суицид, употребление наркотиков и  т. п.), которые тот намеревается совершить. В данном случае консультант, во-первых, должен следовать этическим нормам консультирования и, во-вторых, должен помнить о том, что ему необходимо не оценивать, а обсуждать такого рода поступки с клиентом, анализируя механизмы и скрытые причины  таких намерений.Позитивное отношение  к клиентам связано с искренностью консультанта в консультативном  контакте. Только уважая клиентов, можно  быть с ними честным и вступать в конфронтацию. Исследования показывают, что безусловное позитивное отношение  — это сложное явление; в нем  можно выделить несколько независимых  факторов (Lietaer, 1984; Barret- Lennard, 1986). Barret-Lennard (1986) указывает на два существенных фактора: уровень отношения и  безусловность отношения. Уровень  отношения определяется как общая  выраженность эмоционального реагирования одного человека на другого. Позитивное отношение включает теплоту, симпатию, заботу, оценку клиента без стремления контролировать и управлять. Если уровень  отношения связан с проявлением  позитивных или негативных чувств к  клиенту, то безусловность отношения  подразумевает постоянство принятия клиента, т.е. отношение без всяких "если". Безусловность означает, что базовая установка консультанта не колеблется в зависимости от эмоционального состояния и поведения клиента.

 

45.Методы установления  эмоционального контакта с клиентами.

Люди, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта, находятся в  состоянии тревоги и страха. Вначале  они не знают, что ждать от консультирования и консультанта, тем не менее приходят на консультацию со своими проблемами и надеждой на понимание. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так  легко обсуждать с чужим человеком. Если клиент не проникнется доверием, работа консультанта будет неэффективна и бессмысленна. Создавать обоюдное доверие — значит создавать терапевтический  климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Это — обязанность консультанта. Успешность создания терапевтического климата обусловлена личностными  качествами консультанта и его отношением к консультированию:

необходим искренний интерес  к людям и подлинное желание  помогать им. Важно любить не только человечество, но и отдельного человека. Нельзя забывать, что клиенты тонко  чувствуют, интересуется ли консультант  ими по существу или только как  объектами исследования. Тревогу  клиентов отражают цитаты из их признаний: "Он смотрел на меня, словно хотел  решить, в тот ли ящичек вложил мою  карточку, а не как на другое человеческое существо"; "Я внезапно услышал, как он говорил о случае, и с  ужасом понял, что речь шла обо  мне". Никто из нас не желает быть трактуемым как "случай", "участник поединка" или "исследуемый";

во время консультирования все внимание следует уделять  клиенту, нельзя заниматься посторонними делами (например: разговаривать по телефону, разрешать входить в  кабинет коллегам и обсуждать  с ними какие-то, пускай даже важные вопросы, витать в мыслях за стенами  кабинета и т.п.);

надо предоставить клиенту  максимальную возможность высказаться. Он приходит к консультанту не выслушивать  поучения и мудрые советы, а рассказать о гнетущих и затруднительных  аспектах своей жизни;

Важность "принятия" для  роста и изменения личности клиента  С. Rogers (1961) определил известной гипотезой "если — то": "Если я искренне и тепло отношусь к человеку, стараюсь найти к нему индивидуальный подход и оценить его усилия, то он:

реализует те аспекты самобытности, которые прежде подавлял;

станет более интегрированным  и способным жить полноценнее;

станет более похож  на того, кем ему хочется быть;

станет более уверенным  в себе и склонным к самоопределению;

станет более уникальной и самоактуализирующейся личностью;

лучше поймет других и станет терпимее, эффективнее будет сопротивляться жизненным невзгодам".

С. Rogers (1961) сформулировал  также вопросы, которые консультант  обязан задать себе. Эти вопросы  объясняют условия возникновения  взаимного доверия и одновременно представляют критерий необходимой  самоуверенности консультанта:

Могу ли я быть таким, чтобы  другие люди воспринимали меня как  надежного человека?

Могу ли я отчетливо  выражать свои мысли, чтобы в общении  меня понимали недвусмысленно?

Могу ли я иметь в  отношении другого человека установки, базирующиеся на теплоте, заботе, уважении, заинтересованности?

Могу ли я быть достаточно сильной личностью, чтобы отличаться от других?

Могу ли я чувствовать  себя достаточно самоуверенным, чтобы  позволить другому человеку быть иным, отличным от меня?

Могу ли я позволить  себе полностью погрузиться в  мир чувств и личностных смыслов  другого человека и испытать сходные  переживания?

Для установления обоюдного  доверия, как теперь общепризнано, консультанту особенно необходимы качества, впервые  выделенные С. Rogers (1951): искренность, способность  к эмпатии и безусловное уважение к людям.

 

46.Организация  пространства консультирования: помещение  и время

Во время психологического консультирования клиент с меньшей  настороженностью раскрывает и исследует  свои проблемы, если консультирование происходит в хорошо оборудованном  кабинете. Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются  определенные требования. Прежде всего  консультирование должно происходить  в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс  консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат  посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это  может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта. Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в  спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим  стол, удобные стулья (три-четыре стула  на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская  пара и т.п.). Для проведения занятий  по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько  картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать  слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене). Каждый раз клиента  следует принимать в одном  и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет  чувствовать себя безопаснее.

Время имеет большое значение для эффективности и успешности психологического консультирования. Во-первых, у клиента и консультанта должно быть достаточно времени, и выбор  этого времени должен быть сделан правильно, то есть должны быть обеспечены возможности спокойно, не спеша, и  «на свежую голову» участвовать  в консультативном сеансе у обоих. Во-вторых, время самой консультации должно быть правильно организовано, под чем подразумевается чёткое обозначение начала и конца консультативного сеанса, а также наличие этапов консультативного сеанса. Часы на стене  или на столе, как важный атрибут  кабинета консультанта позволят напомнить  всем участникам психологического консультирования о том, что время идёт и им обоим  необходимо работать активно и динамично.

 

47. Негативное  влияние профессиональной деятельности  на консультанта и его преодоление

Выделяется несколько  важных аспектов этой негативного влияния  профессии психолога на самого консультанта:  - угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах; - отрицательные последствия  могут сказаться в личной жизни (семья, друзья); - угроза психических  нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни  и психической патологией.

Консультанты нередко  забывают, что их преимущество в  познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как  правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности  наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с  их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях. Зачастую консультант  преувеличивает личностные нарушения  клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание  и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком  связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь  через "темные очки". Излишняя вовлеченность  в профессиональную деятельность нередко  заставляет страдать семью консультанта (уменьшение эмоц отдаче членам семьи, замкнутость из-за соблюдения проф тайны и т.д.)

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной  нагрузки, ответственности и имеющим  весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания". "Синдром  сгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как  эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной  эмоциональной нагрузки. Синдром  выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные  результаты своего труда, отрицательной  установке в отношении работы и жизни вообще (причины: монотонность работы, работа с "немотивированными" клиентами,  работа без возможности  дальнейшего обучения и профессионального  совершенствования, неразрешенные  личностные конфликты консультанта).

Существует также немало конкретных способов преградить путь этого негативного влияния на на личную жизнь консультанта - культивирование  других интересов, не связанных с  консультированием. У специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком  уровне. Наилучшее решение этой дилеммы  состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей - внесение разнообразия в свою работу; - поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и  питания, овладение техникой медитации; - удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), - обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам); - чтение не только профессиональной, но и другой хорошей  литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую - то пользу; -четкое разграничение дома и работы, - хобби, доставляющее удовольствие.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"