Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

 Пример, в течение последних  трех лет тридцатипятилетняя  пациентка была парализована  боязнью бактерий: она постоянно  мыла руки из-за страха перед  бактериями, не выходила из дома, не позволяла мужу прикасаться  к детям и решила развестись, так как чувствовала, что делает  несчастной свою семью. Используя  метод парадоксальной интенции, аналитик предложил пациентке  подражать его действиям. Он  начал скрести пол руками, говоря, что никак не может набрать  грязи, чтобы получить достаточное  количество бактерий. При поощрении  аналитика пациентка последовала  его примеру. Это привело к  тому, что в дальнейшем она  стала работать со всевозможными  грязными вещами, чтобы как можно  чаще соприкасаться с микробами.  Через несколько дней пациентка  могла обнимать и ласкать своих  детей без боязни заразить  их. Навязчивость мытья рук исчезла.  Женщина могла выполнять все  повседневные дела, на которые  раньше была не способна.

   Метод парадоксальной  интенции предполагает использование  специфической человеческой способности,  а именно юмора, с которым  индивид может относиться к  самому себе. Юмористическая организация  ситуации позволяет придерживаться  установки менее серьезного отношения  к своим невротическим симптомам.  По мнению ряда логотерапевтов, метод парадоксальной интенции  особенно эффективен при лечении  различного рода фобий, особенно  в том случае, когда аналитику  удается научить пациента с  юмором и смехом относиться  к собственным страхам, тревогам, волнениям, переживаниям.

 

31. Метод свободных  ассоциаций в психоанализе.

Свободные ассоциации – высказывания, основанные не на размышлении человека, а на самопроизвольном изложении всего того, что приходит ему в голову по поводу какого-то слова, числа, образа, сюжета, представления, сновидения и т. д. Метод свободных ассоциаций лежит в основе классического психоанализа. Фрейд пояснял, что благодаря методу свободных ассоциаций без всякого гипноза у пациентов появляются новые и проникающие глубже воспоминания. З. Фрейд исходил из того, что любая ассоциация по тому или иному поводу представляет интерес. Любое пришедшее на ум воспоминание является важным с точки зрения установления связей между протекающими в психике процессами и пониманием причин возникновения заболевания. Отсюда основное правило психоанализа: пациент должен свободно высказывать все свои мысли, исключая какую-либо сосредоточенность на них и предотвращая их критику. Говорить все, подчеркивал З. Фрейд, это значит действительно говорить все, ничего не замалчивая и не утаивая как от психоаналитика, так и от самого себя. С точки зрения З. Фрейда, первая случайно пришедшая в голову пациента мысль содержит в себе если не все, то многое из того, что необходимо для раскрытия его бессознательной деятельности. Возникшая у него мысль не является случайной: она всегда есть результат внутреннего сосредоточения и подчинения определенному ходу мыслей. Метод свободных ассоциаций З. Фрейд использовал при изучении симптомов психических заболеваний, сновидений и ошибочных действий. Этот метод широко используется и в современном психоанализе, так как свободное ассоциирование пациента способствует терапевтической работе аналитика по выявлению причин возникновения внутрипсихических конфликтов, бессознательных страхов и чувств вины.

 

32. Механизмы защиты: замещение

Защитные механизмы психики  служат для устранения или минимизации  негативных, травмирующих переживаний. Эти переживания могут быть связаны  с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. В конечном итоге действие защитных механизмов направлено на сохранение стабильности самооценки человека, его  представлений о себе и образа мира.

В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии), что может потребовать консультации и помощи психолога.

 

33. Механизмы психологической  защиты: интроекция

Механизмом психологической  защиты, противоположным проекции, является интроекция.

Интроекция - это включение в собственную психологическую структуру "Я" внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.

Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, человек  берет на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой  черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять  внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта, человек присваивает  убеждения, ценности и установки  других людей.

Интроекция - это тенденция  присваивать убеждения, установки  других людей без критики, без  попыток изменить их и сделать  своими собственными.

Интроекты - это отдельные убеждения, ценности, мысли, которые были приняты без анализа и переструктурирования.

По мнению З.Фрейда, интроекты - это нормальные образования (например, образцы поведения, с помощью  которых формируется личность ребенка). Иными словами, интроекцию можно  рассматривать не только как механизм психологической защиты, но и как  механизм психического развития личности. Ведь усваивая определенные модели (образцы) поведения, ценности и установки, человек  развивается как личность.

Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое  усваивается индивидуумом без критического осмысления его ценности.

Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии  посторонних. Или человек постоянно  себя критикует, поскольку он усвоил (интроектировал) такое отношение  к себе родителей.

Ф.Перлз рассматривал интроекты  как нежелательные, даже вредные  образования, а саму интроекцию - как  процесс механического присвоения внешних ценностей и стандартов, характерный для незрелой личности. Он указывал, что более совершенным  механизмом, присущим развитой, зрелой личности, является не интроекция, а  ассимиляция - превращение, "переваривание" того внешнего материала (норм поведения, социальных установок, знаний и т.п.), который предлагает и навязывает личности социальное окружение.

 

34.Невербальные методы поддержания консультативного контакта

В общении люди непрерывно передают информацию друг другу не только посредством речи, но и выражением лица, движениями тела, установлением дистанции и т.п. Таким образом, при совместном пребывании мы никак не можем избежать общения. Мы высказываем, как чувствуем себя, что думаем, как хотели бы поступить, не произнося ни слова. Невербальное поведение человека очень существенно  в процессе общения. В консультировании мы также посылаем клиентам невербальные сообщения и "считываем" их невербальные реакции. Крайне важно, чтобы консультант  отмечал невербальные послания клиентов, реагировал на них и одновременно осознавал влияние своего невербального  поведения на клиентов.

Невербальное  поведение и структурирование времени.

опознание — замедленное  реагирование на сообщения партнера;

приоритеты —  относительное время обсуждения отдельных тем.

Невербальное  общение с использованием тела.

контакт глаз —  существенно, сколько времени и  каким образом партнеры смотрят  друг на друга в период беседы; контакт  глаз в большой мере зависит от культурных факторов, например, в некоторых  культурах контакта глаз избегают из уважения; особенно важен контакт  глаз для регулирования консультативного взаимодействия; при оценке контакта глаз следует обращать внимание на:  смотрение вниз,  рассматривание консультанта вызывающим пристальным  взглядом,  "бегающий" с объекта  на объект взгляд,  отвод глаз от консультанта, когда он посматривает на клиента,  закрытие глаз руками,  частоту задержки взгляда вблизи консультанта;

дистанция — не всегда осознаваемое приближение к  партнеру или стремление отдалиться от него — свидетельствует о выраженности желания углублять отношения;

предметы обстановки и оборудование комнаты;

одежда — едва ли "одежда делает человека", однако детали одежды правдиво расскажут многое об установках носящего ее человека, например, особенно большое внимание уделяют  одежде, собираясь на консультативную  встречу, беспокойные клиенты;

позиция в пространстве — эта модальность рассмотрена  при обсуждении терапевтического климата.

Очень важно невербальное поведение клиента в ситуации консультирования. Прежде всего оно  дает консультанту дополнительную информацию о мыслях и чувствах клиента. Нередко  словами говорится одно, а тон  голоса, выражение лица, поза тела раскрывают совсем другое содержание или другой смысл сказанного. Консультант должен обращать внимание на несоответствие вербального и невербального  поведения клиентов и тем самым  помогать им выразить реальные, подлинные  чувства. Ориентация консультанта в  невербальных реакциях увеличивает  доверие клиентов.

Очень важно невербальное поведение самого консультанта, так  как он тоже выражает невысказанные  чувства и мысли, а это нередко  понимает и клиент. Некоторые невербальные реакции мы все воспринимаем одинаково, потому что они приобрели характер социальной конвенции. Поэтому консультант  должен контролировать свое невербальное поведение, чтобы превратить его  в инструмент консультирования. Своим  невербальным поведением консультант  также развивает консультативный  контакт, стремясь не якобы находиться с клиентом, но быть с ним в  действительности, быть физически

 

35.Общее представление  о механизмах психологической  защиты 

Основой душевного и телесного  благополучия любого человека является сохранение и поддержание достаточного уровня самоуважения, осознание своей  личной ценности, важности и уникальности. Однако в ходе жизни человек постоянно  сталкивается со всевозможными конфликтами, трудностями, обидами и т. д. Для  сохранения при этом своего психологического «я», поддержания необходимого уровня самоуважения и ослабления фрустрации люди используют, обычно не отдавая  себе в этом отчета, так называемые механизмы психологической защиты. Значительный вклад в изучение механизмов психологической защиты внесли 3. Фрейд и его последователи. Таких защитных механизмов очень много. К основным из них относятся следующие. 1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. 2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты 3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. 4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. 5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. 6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. 7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью;). 8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. 9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. 10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене.

 

36. Сравнительный анализ когнитивного и психоаналитического подходов в консультировании

Когнитивно-поведенческая  психотерапия — общее понятие описывающееся психотерапии, в основе которого лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т. п.) являются дисфункциональные убеждения и установки. Цели: уменьшение и/или полное устранение симптомов расстройства; снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения; решение психосоциальных проблем; 5) устранение причин, способствующих развитию психопатологии (изменение дезадаптивных схем)

Психоаналитическая  терапия – психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.  Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Отличия: В отличие от психоаналитиков когнитивные терапевты  работают с сознательным содержанием. Предполагается, что мысли и образы, воздействующие на поведение, неглубоко  спрятаны в бессознательном. Когнитивные  терапевты не рассматривают высказывания пациента как ширму, за которой скрыты глубинные мотивационные проблемы.

Часто используемый аргумент в пользу предложения когнитивно-поведенческой  терапии, а не психоаналитического  лечения пациентам общественного  сектора состоит в том, что  имеется намного больше свидетельств эмпирических исследований в пользу ее эффективности. Также утверждают, что она дешевле, поскольку короче и требует намного меньшей  подготовки для ее проведения.

Психоанализ требует четырех  или пяти сессий в неделю на протяжении нескольких лет. В результате часто  наблюдаются радикальные изменения  в отношениях пациента, его способности  к работе и творческой самореализации, что выходит за рамки и намного  превосходит простое "облегчение симптомов". Психоаналитическая психотерапия, с ее типичными ограничениями  внутри общественного сектора, использует ту же самую методологию, обычно на базе частоты сессий один раз в  неделю в течение одного или нескольких лет, и ожидает получения изменений  того же типа, но в меньшей степени.

 

37.Основные положения  когнитивной психотерапии

Основные принципы когнитивной  психотерапии были разработаны Аароном  Беком в 1961-1963 годах. Аарон Бек - выдающийся  американский психотерапевт.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"