Организация служб делопроизводства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Делопроизводство присутствует в каждой организации, независимо от ее организационно-правовой формы, характера и направлений деятельности. Совершенствование управления производственно-хозяйственными системами, повышение уровня организации и эффективности управленческого труда во многом зависит от того, насколько рационально поставлено в учреждениях и на предприятиях делопроизводство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………............. 4
ГЛАВА 1. Организационное построение служб делопроизводства
1.1. Формы организации делопроизводства………………………………6
1.2. Типовые организационные структуры служб делопроизводства….. 9
ГЛАВА 2. Задачи и функции служб делопроизводства
2.1.Задачи и функции служб делопроизводства ………………………... 12
2.1. Функции структурных подразделений служб делопроизводства… 14
ГЛАВА 3. Должностной и численный состав службы делопроизводства…20
ГЛАВА 4. Нормативная регламентация службы делопроизводства… ……23
ГЛАВА 5. Условия труда работников службы делопроизводства…………38
ГЛАВА 6. Организация службы документального обеспечения управления
ГЛАВА 7. Служба кадрового делопроизводства…………………………….50
Заключение……………………………………………………………………..57
Список использованной литературы………………………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………... 61

Работа содержит 1 файл

курсовая по ДОУ.doc

— 622.00 Кб (Скачать)

    Применение  табеля позволяет:

    исключить возможность неоправданного создания новых форм;

    установить  единую классификацию документов организации в соответствии с управленческими функциями и задачами;

    учесть  количество видов и форм документов. 

    Глава 5. Условия труда работников служб делопроизводства

    Условия труда работников служб делопроизводства — это совокупность трудовых, санитарно-гигиенических и эстетических факторов, обусловливающих психофизиологическое воздействие на организм человека в процессе труда.

      При разработке внутреннего трудового  распорядка необходимо учитывать уплотненность рабочего дня, характер труда, нервно-эмоциональное напряжение, санитарно-гигиеническую обстановку. Режим труда и отдыха должен строиться с учетом физиологических закономерностей приспосабливаемости организма человека к условиям трудовой деятельности, особенностям конкретного производственного процесса и условий труда.

      Для большинства работников службы  делопроизводства характерны ограничение  двигательной деятельности, работа в сидячем положении. Часть персонала испытывает физические перегрузки (работники экспедиций, архива), на работников машинописных бюро влияют повышенный уровень шума, в копировальных службах — пыль, химические вещества, на тех, кто работает за компьютером — электромагнитное излучение. Поэтому для каждой отдельной категории необходимо предусматривать свой собственный режим работы, но с учетом выполнения общей задачи функционирования службы.

    Значительное  влияние на работоспособность человека оказывает оборудование рабочих мест. Оно включает мебель и оргтехнику. Конкретный набор мебели выбирается с учетом: выполнения возложенных на работника функций и возможности помещения (его размеров, площади и конфигурации). В оборудование рабочих мест входит и снабжение рабочих мест основными и вспомогательными материалами, канцелярскими принадлежностями, а также организация ремонта и наладки оборудования, его сервисного обслуживания.

    Размещение  службы делопроизводства в здании, которое занимает организация, должно отвечать нескольким условиям. Рабочие комнаты и кабинеты основного назначения должны располагаться на одинаковом расстоянии от других структурных подразделений, так как в эту службу ходят все сотрудники организации. Вспомогательные службы (экспедиция, копировальное бюро, архив, складские помещения) можно располагать в цокольных этажах здания, в подвалах. Планировка помещений должна позволять рационально разместить мебель и оборудование и сократить затраты времени на перемещение сотрудников, создать условия для уменьшения напряженности и утомляемости. 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 6. Организация службы ДОУ.

    Службой документационного обеспечения  управления является организационное  обособленное структурное подразделение  учреждения, выполняющее работу с  документами. Своевременная обработка  и передача на разные уровни управленческой информации, которая необходима для осуществления функций являются главными задачами данной службы. Сегодня служба ДОУ может иметь разные названия, например: управление делами, отдел делопроизводства, отдел документационного обеспечения управления, общий отдел, канцелярия, секретариат и т.д.

    В Государственной системе документационного обеспечения управления рекомендуется использовать следующие наименования:

  • в министерствах и ведомствах – управление делами, в состав которого, как правило, включаются:

         - секретариат (приемная, секретариат министра, секретариаты заместителей министра, секретариат коллегии, протокольное бюро);

         - инспекция при министре (руководителе ведомства);

         - канцелярия (бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации, экспедиция, копировально-множительное бюро и др.);

        - отдел писем (жалоб);

        - отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств;

        - центральный архив;

  • на государственных предприятиях (объединениях), в научно исследовательских, проектных, конструкторских организациях и вычислительных центрах, высших учебных заведениях и других организациях – отдел документационного обеспечения управления или канцелярия, в состав которого, как правило, включаются:

         - подразделения по учету и регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств, рассмотрению писем (жалоб);

       - секретариат;

       - экспедиция;

       - копировально-множительное бюро;

       - архив.

    В небольших организациях служба документационного  обеспечения управления, как самостоятельное  структурное подразделение, может  и не существовать. В этом случае работу с документами выполняет  секретарь руководителя  или другое специально назначенное лицо.

                    К основным задачам службы ДОУ можно отнести следующие:

- совершенствование форм и методов работы с документами;

- обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами; построения информационно-поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в архив в соответствии с действующими нормативами;

- сокращение документооборота;

- унификация форм документов;

- разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения управления в организации, ее структурных подразделениях;

- внедрение новейших информационных технологий в работу с документами

    В состав типовых функций службы ДОУ входят разные виды работ, которые можно разделить на технологические, организационные, методические, контрольные.

    К технологическим функциям следует  отнести:

     - осуществление первоначальной (экспедиционной) обработки  входящих документов;

    - регистрация входящих, исходящих и внутренних документов;

    - ведение информационно-справочной работы по документам организации;

    - машинописное изготовление документов (набор текста на компьютере);

    - копирование, тиражирование и оперативное размножение документов;

    - разработка и проектирование бланков документов;

    - подготовка документов к отправке.

    Среди организационных функций службы ДОУ выделяется:

           - подготовка к докладу руководству поступающих документов;

           - организация своевременного рассмотрения документов руководством организации;

           - регулирование хода исполнения документов, прохождения и исполнения документов в установленный срок;

           - организация хранения документов в структурных подразделениях;

           - организация работы архива в соответствии с правилами, инструкциями и методическими рекомендациями Росархива;

           - повышение квалификации работников делопроизводственной службы и архива;

           - организация рабочих мест работников делопроизводственной службы, в том числе автоматизированных рабочих мест (АРМ), условий труда сотрудников делопроизводственной службы;

           - организация делопроизводства по обращениям граждан;

           - разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями организации) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами.

    К контрольным функциям относят:

           - контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству (то есть исходящие и внутренние документы);

           - контроль за сроками исполнения документов;

           - осуществление контроля за правильностью оформления и формирования в структурных подразделениях организации дел, подлежащих сдаче в архив;

          - организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях;

          - обобщение сведений о ходе и результатах исполнения документов, систематическое информирование руководства по этим вопросам;

          - обеспечение хранения дел и оперативного использования документной информации.

    Методические  функции, выполняемые службой ДОУ, включают:

  • разработку номенклатуры дел организации, инструкции по делопроизводству, табеля форм документов и других локальных нормативных документов, закрепляющих систему делопроизводства организации;
  • проведение экспертизы научной и практической ценности документов;
  • проведение совещаний и консультирование по вопросам, относящимся к компетенции делопроизводственной службы.

Структура службы документационного обеспечения управления зависит от объема документооборота, а также от технологии работы с документами и может быть представлена следующими структурными подразделениями:

  • секретариат;
  • экспедиция (в экспедиции могут быть выделены группы по обработке входящей и исходящей корреспонденции, конфиденциальных документов, курьерская группа и т.д.);
  • подразделение (отдел, группа) по регистрации и учету документов;
  • подразделение (отдел, группа) по контролю исполнения документов;
  • подразделение (отдел, группа) по работе с обращениями граждан;
  • подразделение (отдел, группа) по изготовлению документов (бывшие машбюро);
  • отдел совершенствования делопроизводства;
  • копировально-множительное бюро;
  • протокольная группа;
  • редакционная группа;
  • приемная;
  • архив.

      В крупной организации с большим объемом документооборота могут существовать все вышеперечисленные подразделения, входящие в службу документационного обеспечения управления.

    В организациях меньшего масштаба с не таким большим объемом документооборота возможно совмещение нескольких функций в одном подразделении или вместо структурных подразделений выполнение соответствующей работы отдельными сотрудниками, в маленькой фирме всю работу обычно ведет один секретарь.

    Метод установления организационной структуры  службы делопроизводства (ДОУ) в зависимости от объема документооборота был сформулирован в Единой государственной системе делопроизводства. Согласно этому методу все организации, учреждения, предприятия в зависимости от объема документооборота подразделяются на четыре категории:

1-я категория – учреждения с объектом документооборота свыше 100 тыс. документов в год (сложная нестандартная структура службы ДОУ, зависящая от специфики работы организации и ее структуры (иерархической, территориально распределенной) и использования автоматизированных систем управления)

2-я категория  – учреждения с объемом документооборота  от 25 тыс. до 100 тыс. документов  в год ( от 25 до 50 тыс. - создается подразделение, включающее несколько участков работы (обработка и регистрация документов, контроль за исполнением, ведение архива и т.п.), от 50 до 100 тыс. - организационно оформлены все основные участки работы; степень специализации работы сотрудников повышается, в качестве самостоятельного участка (один или несколько специалистов) выделяется корпоративное регулирование и совершенствование ДОУ, в том числе на основе автоматизации);

3-я категория  – учреждения с объемом документооборота  от 10 тыс. до 25 тыс. документов  в год (служба организационно оформляется; требуется группа работников с выделением ответственных за отдельные участки работы (специализация сотрудников);

4-я категория  – учреждения с объемом документооборота  до 10 тыс. документов в год (обычно 1-2 секретаря руководителя организации)

    Расчет  численности персонала службы документационного  обеспечения управления рекомендуется проводить по категории ее сотрудников. В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих.

    В службе ДОУ можно выделить 3 категории сотрудников по характеру труда: руководители; специалисты; другие служащие (или технические исполнители).

Информация о работе Организация служб делопроизводства на предприятии