История религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:46, курс лекций

Описание работы

Лекции по истории религий

Работа содержит 1 файл

История религий лекции за первые 3 семестра+3 ч.1.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Древнейшее захоронение (всего  чел-ка) в Испании (350 тыс. лет назад). Возможно, ошибочны данные.

Генетики: исследуют генет.мат-л: Хомо Эректус – не человек, а неандерталец – человек. Генетики отказываются от понятия расы, только об этн.группах – их сотни. Составляют генет.карту мира. Не было ли общего предка? Показали, что предок был (по женской линии) – 350 – 200 тыс. лет назад (Праева) – время опр-ют условно на основании скорости ген.мутаций, но она не постоянна, особенно в начале. Атеисты переваривали года 3 и придумали вариант (не записала, о. Михаил рассказывал ради хохмы). Т.е. – неандерталец.

Неандерталец: изделий больше, но они  более стандартны. Археологи: в ср.палеолите  – уник.захоронения: овальные формы  под землёй, где чел-к лежит на боку в позе эмбриона, ориентирован запад – восток, красный цвет окрашен, остатки орудий, пищи и цветов (лекарственные), в голове – рога. Вера в загробную жизнь – символика беременного живота матери-земли. Возможно – вера в воскресение. Рога, закрывавшие голову, позже – осн.атрибут небесного бога, потом – ключевой символ в цивилизац.гос-вах (бык) – например ханаанские племена. Рога жертвенника, рога – символ силы в ВЗ (но мало). Рога защищают голову – вместилище ума. Т.е. сложная религия; был медвежий культ. Неандертальцы нападали на пещерных медведей (без нужды) часто с большими потерями. У людей каменного века – высокий уровень жизни (как у бушменов в афр.пустыни – работали 4 часа в день, ост.время – религия и искусство, их мало, а животных много). Истребили всех медведей (потом и мамонтов). Отделяли голову, поклонялись медвежьему черепу.

Неандертальцы не жили в пещерах, а  в юртах, чумах, иногда чумы в открытых пещерах. Пещеры – храмы, кладбища, хранилища.

В совр.Сибири был раз в год праздник, связ-й с культом предков: ловили медведя, посылали в мир предков – с известиями и просьбой о молитве, жестоко убив.

У неандертальцев были этические представления. Несколько останков людей, кот-е имели несовместимые с самост.жизнью увечья, но доживали до старостью – значит, за ними ухаживали. Есть и следы войн. Нет фактов о каннибализме. Про вегетарианскую кухню также ничего неизвестно.

В верхнем палеолите: кроманьонцы  поглощают неандертальцев. Немного изм-лись орудия и захоронения, появилось изо. Захоронения – на спине, лицом вверх, руки вдоль тела или на груди, ось – та же (голова в сторону запада): обычные могилы и могилы колдунов (более глубокие, без почестей, с колом, завалены камнями, рассечено лицо, лицом вниз, связаны руки). Богатые могилы приближаются к форме кургана (тот же символ живота матери-земли), на них часто – бивни мамонта (поэтому и истребили), иногда на голове – лопатки животных, оленьи рога.

Главное – искусство: скульптура и  живопись. Живопись: анимализм совершенный, люди изображены схематично. Почему – неизвестно. Вместо подписи – обводилась рука. Когда открыли, обвинили в шарлатанстве, подделке (совершенно нетронутый вид, в глубинах пещер) – нарисовали, приносили жертву, заваливали камнями, уходили (нашли светильники). Это – вечная охота, охотничий рай, место обитания мёртвых до какого-то времени (т.е. интерпретация не магическая). Уходили, т.к. это место не для них.

Скульптура: в могилах – наверно, покойного. Типа вместилища души у египтян. Скульптурные изображения – палеолитические Венеры (толстые дамы) – много рожавшая и снова беременная женщина. Это изображения великой богини – олицетворения природы (мать-земля) – а не магия при родах. В неолите её культ – господствующий. Почитание умерших, надежда на возрождение – лейтмотив всей истории религий человечества. Земля стала обожествляться, потому что от неё ждали возрождения.

Есть гипотеза, что возн-е земледелие и скотоводство связано с религией. Земля рождает всё. Период мезолита – важен. После конца ледн.периода, обстановка меняется, животные меняются, нек.исчезают, их пути меняются. Общее мнение: в рез-те чел-к должен был приспосабливаться, заниматься земл-м и скотоводством, как следствие – осели.

Но раньше на 2000 лет – поселение  на могилах. В этих поселениях – первое потр-е зерно (гипотеза, что ели в рел.целях – чтобы возродились в их роде). Сеяли на могилах – как символ возрождения. В муку – в похлёбку. В некоторых племенах – растирание в муку костей умерших и употреблять.

Когда пищи стало мало, произошла  секуляризация.

Скотоводство. Вся история рел-й – жертвоприношения животных (как правило – рогатые, хищные – плохие культы). Нужен календарь. Оч.давно стали отмечаться события, связ-е с годовым циклом: солнцеворот – летний и зимний, новолуние, полнолуние. Стоун Хендж – это храм солнца, он построен для летнего и зимнего солнцестояния. Животных надо держать, они размножаются.

Так, возможно, возникает молочно-мясное скотоводство.

Большинство археологов: Всемирного Потопа не было. Меньшинство: возможно, был. Совсем мало: точно был. Все: в южной и центр.Европе, часть Азии, ближ.Восток – затопление после ледн. периода (почти у всех – предание о Потопе).

Лекция за 19.10.07

Неолит – усл.понятие (начался  условно – в разных местах по-разному) – Древний Восток (Палестина), долина Иордана – 10 тыс. первые поселения, 9 тыс. – первый город Иерихон (стена, дома, один храм без изображений, похожий на буд.Иерус. – трёхчастный). След.найденный город – Чахал-Хююк (нашли случайно) – 7 тыс. до Р.Х., 2 и 3-этажные дома (как кубики), много маленьких святилищ с большим кол-вом изображением небесного бога (символ бык) и его супруги богини земли. Главной становится богиня (толстая женщина и рогом в роке, символически – соты – потом у Персефоны). Пантеоны возникали из единого бога и богини.

В эпоху неолита культ окончательно натурализуется – становится культом плодородия (форм-е народов, языков, расхождение религия – между скотоводч.и земледел. в 1-ю оч.). На первом плане – божества стихий.

Небо – уже не владыка мира (хотя и остаётся у нек.народов), на 1-м плане его функция – податель дождя, чтобы его супруга произвела  пищу. К к.неолита характерен магизм – принцип искажения рел-и (противоположен религии, кот-я предполагает поклонение, стремление к соединению) – это стремление отгородиться, дух.мир не представляет интереса, желание получить от него дары в обмен на что-то или принуждением. Дары – земные, а если посмертное сущ-е – то в земном смысле.

У большинства народов в эпоху  уже истор.рел-й остаётся поклонение, отсуствует желание общения и соединения, у др.народов – даже поклонение исчезает (живые ископаемые).

Почему одни народы больше деградировали  в религ.смысле, а др. – меньше – загадка. География значения не имеет. Австралийцы – более нравственны (не было жертвоприношений), а соседи-новозеландцы – каннибалы.

Когда кочевники завоёвывали земледельцев были разные варианты смешения религий: синтез, уничтожение, подпадали под  культуру завоёванного народа.

Почитание земли в палеолите было связано с культом предков, в неолите земля – подательница жизни. Развивается технология магизма (психолог.состояние – извращённое состояние падшего человека) – магия. Магия как технология – исполнение символ.действия, кот-е призваны осущ-ть ритуал. Осн.принцип: подобное притягивает подобное. Чтобы пол-ть богатый урожай, принудить небо давать дождь, а землю рождать – ритуалы священного брака: жрец/жрецкий князь вступали во временный священный брак с жрицей. Отсюда извращённое понимание жертвоприношений. Цель изначальная – благодарение, искупление за грехи, соучастие (бог приносит себя в жертву, чтобы создать мир, искупить мир и т.п.). Магическое понимание – просто пища для богов, духов. Боги нуждаются в восхвалении, еде, питье, аромате. В рез-те развития такого сознания появляются и развиваются чел.жертвоприношения (в эпоху неолита уже были). Все народы до Христа приносили чел.жертвы, и теперь приносят. Прот. Тимофей Будкевич «Кровавые жертвоприношения в истории человечества» - вывод: изначально чел.жертвоприношения были формой религиозности, а не магизма: приношение в жертву (добровольную!) царя или детей (в сознат.возрасте, но не в браке) жреца – за грех (в случае сильных потрясений).

Магическое сознание: 1) решили приносить  в жертву не своих, а чужих (ацтеки, майя – ловили членов лесных племён). У большинства народов – эпизодически, но некоторые – на гос.уровне (вспомним ханаанские приношения Ваалу младенцев) – систематически. Греко-персидские войны – тоже жертвы. В Океании – тотальный характер (съели Кука).

Космогония: судя по мифологии –  складывает космогония единства неба и земли, в рез-те кот-го всё появляется. Разделение произошло по разным причинам. Небо заселяется мн-вом богов. Психологическая  теория: чел-к редко вспоминает о  духовном – буря, предки, страхи.

Общение с духами – были профессионалы. Духи требовали почитания или хотя бы кормления.

Культура мегалита (большой камень – греч.). Стоунхендж – этого времени. Предполагалась, что это специф.культура ЗЕ, кот-я сущ-ла 5 – 2 тыс. до Р.Х. Но она простирается в Зауралье, Причерноморье, Кавказ, о. Мальта, повсеместный хар-р (о. Ява). Тратили на постройку мегалитов не для практ.нужд всё своё свободное время. 30 млн. чел-часов на постройку Стоунхенджа – по преданию строили великаны. Обл. Бретань – больше всего памятников. Менгир – грубо обработанный камень (1,5 – 20 м) – 1-я степень мегалита, закопанный немного в землю – это указатель на небо (в Египте – обелиск – аналог – поминальный памятник). Ставились на местах коллективных захоронений. В Европе – аллеи менгиров. Иногда менгиры образуют – кромли (в кругу с ямой посередине). Дольмен – каменный стол (3 камня, иногда 4, сверху плита) – хоронили вождей и жрецов. Это индивидуальная могила. Самое сложное сооружение – хендж. Это кладбищенский храм для союза племён. Их было много, сохранились не все. Стоунхендж – самый крупный. В центре – жертвенник. Вокруг – ров. К нему ведут аллеи менгиров. Это не кельтские памятники, а доиндоевропейские народы (неизвестные).

Есть мегалитические храмы (особенно на Мальте) – искусственные пещеры – окончат.символ. – внутренний женский детородный орган. Тут не клали мёртвых, тут совершали службы о умерших и о своём посмертии. Символика мегалит.изображений: символ великой богини (как улитка) – так же каменные лабиринты; совиноглазная богиня. В основании некоторых курганов зарывался каменный топор. Найдены: 1) Человек с головой, из кот-й исходят лучи, рога, в руках каменный топор – изображение небесного бога. 2) Великая богиня с рогом в руке.

Версия: мегалиты – каменные тела для вместилища души.

Египет: Разумная и животная душа. Животная оставалась с телом, разумная – на суд к Озирису.

Некоторые мегалит.храмы ориентированы  на лунный цикл, а не на солнечный. Луна – богиня мёртвых, влияет на приливы-отливы, женские циклы. В античности и даже до этого – культы умирающих и воскресающих богов.

Жрецы почитали духовное солнце, но по мере деградации высокая теология исчезла.

С нач. 20 в., особенно, феминистки возродили  культ великой богини. Энгельс, желая  привлечь на сторону феминисток, придумал легенду о матриархате. Доказано, что это не так. Жрицы были только вместе со жрецами, позже – у богинь. 3 направления феминизма: 1) внешнее – равные права 2) пыталось изменить религии: христианки и иудеянки. 3) возродить религию предполагаемого матриархата. Джеральд Гарднер (ученик Алистера Кроули – ритуальная магия, создатель сексуальной магии, его ученик создал церковь сатаны, другой – культ богини, 3-й – у истоков сайентологии, считал себя антихристом) попал под влияние дам в Англии, они объявили, что нашли натуральных британских ведьм и выяснили, что они – жрицы великой богини, дожившие до наших дней. Культ Викка (кельт. Колдовство) – старая работа, древний культ Европы. Там, в основном женщины, но нужны и жрецы для ролей неба. Witch – получают такую приставку к фамилиям. У них непристойные культы.

Культ Геи – поклонение земле  – среди радикальных экологистов.

Лекция за 26.10.07

Тема: Племенные культы.

Различаются между собой, но много  и общего. Рассмотрим в целом, подробно – только шаманизм.

1) сохранялись представления о Боге-Создателе, древний хар-р, впечатление забываемых представлений или даже забытых. Бог ассоциируется с небом и именуется Небом (Небесный Отец, Отец неба, Старец, Предвечный Отец, Старец, Хранитель, Древнейший и т.п.). В некоторых племенах (австралийцы) знания об этом Боге – только у избранных. Он крайне далёк от людей, на небе или выше неба, общаться с ним практически невозможно. Почему так – неизвестно, или говорится, что Бог был близок, а потом небо удалилось, возможно, из-за ритуального согрешений первых людей (особенно часто – женщины). Бог не особо вмешивается в дела людей – deus otiosus. Духи изображаются и боги, то Небесный Бог не изображается, а если изображается – то как человек, в отличие от духов – неантропоморфны, или дети, солдаты… Рогатая символика не утрачена.

2) исчезновение культа Великой  богини. К ней обращаются по практическим поводам: родов у женщин и скота, пахоты, сбора урожая.

3) космогония – всё создано  богом, но с помощью земли. Есть мифы, только попытки извлечь из них рац.зерно. Мир стоит на водоплавающем животном. Яйцо – небо и земля, соединённые. Вылупление яйца. Или из мировой горы. Логики там нет. Внутри одного культа бывают противоречивые мысли. Мифы древнего, неолит.просхождения.

Анимизм (спиритизм), иногда смешанный с политеизмом. Представление о духах: духи нехорошие по отн-ю к человекам. По отн-ю к богу они не определяются – отличие от монотеистич.религий. В пантеист.религиях (индия) – есть деление на добрых и злых. Отношению к духа – желание с ними не общаться – отсюда амулеты, обереги. Духи предков и домовые – тоже злые, но приручены – на содержании, если их не кормить – они будут вредить, а если кормить – помогать. Так же и духи охоты и т.п. По возможности предоставляют дело колдунам (у разных духов разнообразные пристрастия к пище). Отношения магические: ты мне, я тебе, плата. Любят фетиши. Духи – сверхъестественные, могущенственные, но не выше человека, им не поклоняются. Психологически: духи между человеком и животным. Полезные духи – приручённые дикие звери. Отсюда – изображение их в виде птиц, животных, солдатов. Это буквально хорошо знакомые существа, невидимые, но их можно увидеть в особых состояниях. Звуки, перемещение предметов и т.п. Их очень много – кишат, они кругом. Обладают индивидуальностью: именем, формой, видом, привычками. Это непосредственное общение.

Информация о работе История религий