История религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:46, курс лекций

Описание работы

Лекции по истории религий

Работа содержит 1 файл

История религий лекции за первые 3 семестра+3 ч.1.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Лекция за 16.11.07

Эпос о Гильгамеше (Тот-кто-всё-видел) шире. Не только миф предыд.лекции.

Есть и др. истории о бесплодных поисках бессмертия: миф об Этане, миф об Адапе. Этана подобен греч. Икару – сделал крылья, как у орла и пытался взлететь на небеса, чтобы найти траву рождения (др. вар. – просто оседлал орла). Достигает неба Ану, там нет, он упал и разбился (почему – неясно, разбита табличка). Мораль: человек бессмертия достичь не может.

Адапа на 2 трети бог, сын бога Эя (бога вод и оснований) и смертной женщины. Адапа ловил рыбу в перс.заливе, налетел ветер, разрушил лодку, Адапа сломал крылья ветру. Ану обеспокоился, ветер вылечил, Адапу вызвал на суд. Эя предупредил сына, что его попытаются отравить, посоветовал заручиться поддержкой привратников (Таммуза и др.). Ану предложил воду и пищу жизни, он отказался, а предложение одноразовое.

Было представление о посмертном сущ-и – но печальном. Кур, страна смерти окружена рекой забвения (аналог Стикса), мёртвые иногда могут являться в снах потомкам, чтобы предупреждать. Позже 7 стен и 7 врат – умерший постепенно снимает украшения и одежду. Затем обнажённый на суд перед Нергалом и Эрешкигаль. Судьи также Гильгамеш и Син (во время новолунья) и Шамаш (ночью – солнце). Но от их суда посмертная участь не зависела (по крайней мере, сведений нет) – она одна и не оч. хорошая. Дом мрака, пища – прах, глина (семитский оборот). У кого потомки совершают жертвоприношения и т.п. – пьют чистую воду. Сущ-е бессмысленное. Месопотамцы и сочиняли мифы. Нравственные установления следовало соблюдать, чтобы не получить воздаяние от богов в этой жизни. Предназначение чел-ка – служить богу.

Обряды и храмы.

Многоступенчатые – зиккураты (дома богов). Идолы воспринимались как сами боги (после опр.обряда – поселяется). Кормили, развлекали, ухаживали жрецы. Обычные видели идолов только на процессиях. Идолы ходили в гости. Вином поили, потребляли всё за занавеской (т.е. не совместная трапеза!). Забирали субстанцию пищи взглядом, освящённую пищу потом отправляли царям (оч.редко и жрецам). Царь играл важную роль в религиозной жизни – весной 12 дней НГ (то Бел Мардук, то Таммуз) – брак Таммуза и Иштар (верховная жрица). При храмах были спец.служители – множество разных действий, в т.ч. спец.девицы (сохраняли девственность) – убирали и т.п., но были и храмовые проститутки (часть дохода в казну храма).

Сущ-ли народные формы религиозности – магия: особенно – защитит.и любовные заклинания, амулеты, обереги и пр., гадание – все виды (дым кадильницы, пятна масла на воде, поведение животных и птиц, сны, печень жертв.животных – сосунков). В Вавилоне родилась астрология – исключительно здешнее явление. Только после походов Александра Македонского в эллинист.пер. среди греков распространилось. В Индию – так же после походов Александра (в Индии + 12 животных), из Индии – в Китай. Это ещё не персональная астрология – обществ.знач-е (царь и гос-во).

Небесные знамения – также.

Греки придумали знаки зодиака (зодиак – полоса, кот-е Солнце проходит; за 2 тыс. лет сместились на одно созвездие) и индивидуальный гороскоп. Отсюда способы магич.воздействия. Ещё и металлы соответствовали богам и созвездиям. Была и симпатическая магия – по фигуркам (ногти, волосы участвовали). Было много злых духов, в осн. – бесполые в осн. и неантропомофные. 2 злые богини – Лилит и Лабарту. Лилит потом в средневековый раввинизм (1-я жена Адама).

Пугали уродливые младенцы и  детёныши животных. Боялись всего  подряд.

Илу – личный бог-покровитель.

То, что нравственность не имела  твёрдого основания в учении о  воздаянии, то вызвала протест. Дошло  неск. произведений: герои выражают претензии богам (типа Иова). Диалог хозяина и раба: на жизнь жалуется хозяин (злые благоденствуют, добрые страдают) – вопросы без ответов. Диалог о чел. ничтожестве – та же тема: я хороший, приносил жертвы богам, но бог дал скудость, злодеи торжествуют, слабый голодает и т.п. Это отчаяние не находит никакого разрушения. Кант: нравственный закон внутри меня – доказательство Канта.

При жизни м.б. утешение от Мардука.

 

Религия Ханаана и Финикии.

Область: север – юг Турции, переходит  в Харран. Ливан и Израиль –  прибрежная плодородная полоса (в  осн. семитские народы – разные, приходили, завоёвывали). Начиная с 13 – 12 вв. до Р.Х. обосновались филистимляне, предположительно из МА индоевропейцы – «народы моря». Израильтяне натолкнулись на филистимлян, потом воевали с народами Ханаана (семиты), филистимляне переняли их религию. Единой религии не было: никакого этн. или полит. единства. Их воззрения постоянно проникали в Израиль. Поэтому сначала Израильское царство, а потом Иудейское царство были завоёваны Вавилоном.

1929 – раскопаны остатки г.  Угарит (южный Ливан) – богатая  библиотека (месопотамская клинопись). Но когда по источникам восстанавливают религию, это только один из её вариантов.

Глава пантеона – Эл (угаритское Илу). Корень Эл в семитских языках – бог. Элоах – мн. ч. Элохим, в арабских языках Аллах. Эпитеты: всемогущий, отец лет, царь, святой, милосердный, мудрейший, бык. Старец с длинной бородой, на голове тиара с рогами, сидящий на троне. Он – бездействующий (бессильный) бог. Он на пенсии. Бог, ушедший от дел, причём недобровольно, хотя и смирился. У него есть жена (иногда две). Асират (угар.) = Ашера (финик) = Астарта у всех семитов (Иштар – Вавилон) – богиня-мать. Её образ двоится: дочь – Анад (иногда тоже супруга Элла), потом меняются местами, потом сливается в Анад Атарва (1 тыс. до Р.Х.) – полноценная Астарта из Библии.

Илу – Асират – пара – прародители  богов, порождают всех богов. Всего рождают 70 сыновей и неизвестное кол-во богинь (утренняя и вечерняя звезда, вечерняя у римлян – Венера). Титулы: мать богов, Илу – отец богов. Они не создавали мир, они – начало теогонии. Илу – бог, но не господь (тот, кто правит и тот, кто создал космос). В отличие от Бога Библии. Господь Бог твой – Господь един.

Господь в Ханаане был Ваал (Баал, Балу, Бэу – месоп.) – хозяин, господин, владыка. Это громовержец, воин. Это бог плодородия, прежде всего. Он не покровитель воинов, он податель дождя. Ваал сын Дагона (Дагана), хотя все боги – дети Илу, скорее всего, он внук Илу, т.е. младший бог. Дагон переводится «зерно, колос»: отвечает за пищу, поскольку большая роль рыбной ловли, он также и бог рыбы – мужчина с бородой в шапке как русалка. Дагон всех насыщает. У некоторых народов Ваал стало личным именем, а где-то Ваал-Велькард, Ваал-Хадат. Изображался в виде быка или антропоморфно с рогами (чел. жертвы бросались в медные быки). Эпитеты: оседавший облака, скачущий на облаках, князь мира, повелитель земли, всемогущий.

Богиня Анад, если и была изначально женой Илу, Ваал отнимает её. Ваал отнял  и Асират, то Астарта – жена Ваала. Астарта – богиня плодородия. Олицетворяет природу, она богиня довольно злобная: размножения, плотской любви, одновременно войны (не стратег., как Афина, а буйства в бою, как Марс). Есть параллель в Индии Кали Дурга. Астарта также изображается с ожерельем из черепов и одеянием из чел. рук. Даже Ваал её вынужден успокаивать.

Есть ещё бог вод, в т.ч. и подземных – Ямму. Ещё хуже бог Муту (финик. Мот) – бог смерти и засухи – царь мёртвых, сидит среди нечистот. Его имя означает смерть.

Кусор-и-Хусас – ловкий и умелый (типа Гефеста) – дворцы, оружие богов – опасный бог – бог-умелец. Кузнецы – колдуны.

Обожествлялись предки, особенно царские.

Мифология.

Вся мифология Ханаана вращается вокруг Ваала – битвы с остальными богами в изначальные времена за власть: с Илу – узурпация; с Ямму (хаос), с Мотом (со смертью). Только с Илу победил. Ваал не имел дворца (символ власти, образ мира), а Илу имел на горе Сопан, дворец в пучине вод у Ямму, в подземном мире у Мота. Ваал свергнул Илу со сподвижниками (ветер, облака и дождь). Врывается в небесный дворец, оскопляет прародителя – лишение власти и силы, забирает жён, выгоняет к истокам рек (это оч. далеко, там рай, а др. стороны – сердце мира, это не плохое место, но свергается с неба, освобождает место для Ваалу). Сначала Илу жалуется богам – своим детям, Ямму, бог вод (финикийцы связаны с морем – роль почти как у громовержца) утешает и приносит некий крепкий напиток. Илу его выпивает и утешается, назначает Ямму преемником и обещает власть, если прогонит Ваала. Дальше Лакуну (текст битвы) не найден. Ямму сначала победил, обосновался во дворце Илу. Илу (уже на какой-то горе) не переживает, а Ваал говорит Ямму, что он узурпатор. Ямму требует, чтобы Ваал сдался (через послов). Илу говорит, что Ваал должен стать рабом Ямму. Ваал с помощью Астарты готовится к решит.бою (одна из версий – Ямму убил Ваала, Астарта восстанавливает). Уговаривают Кусора-и-Хусаса сделать палицу, с её помощью Ямму убивают. Но дальше фигурирует Ямму опять. Восстанавливается статус кво. Установлены границы стихий.

Чтобы отпраздновать победу Ваал просит жену устроить пир, Анад запирает дворец и начинает всех убивать, по колено в крови – почему, неясно (черта архаич. богинь плодородия). Ваал засылает дары, просит успокоиться (сам не решается), она успокаивается. «Отныне создам гром и молнию, чтобы люди знали, что собирается гроза» - Ваал. Безумство природы – Анады – предупреждение – нужно прятаться.

Ваал не хочет жить во дворце Илу, а прости Кусара… создать свой дворец без окон (через окна Ямму может пробраться), Анад уговаривает  сделать одно большое окно – дождь  омывал его изображение в созданном  по этому подобию храме.

Борьба Ваала и Муты (смерти). После постройки дворца Ваал решает узурпировать смерть, засуху. Ваал направляет посланцев к Муту: Ваал всех победил и теперь владыка, боги будут наслаждаться, а люди будут накормлены. Откуда взялись люди, неизвестно. Посланцы не должны приближаться к Муту (чтобы не съел): губа до неба, другая – до бездны, язык обвивается вокруг земли. Муту: Ваал убил Ямму, теперь его очередь спуститься в ад. Ваал посылает: я твоя раб, твоя навеки. Муту торжествует: всё равно спуститься, взять дождь, облака и ветер и умереть здесь. Ваал спускается, но предварительно оставляет вместо себя телёнка-сына (в виде быка вступил в брак с коровой-женой) (на случай, если его убьют), передаёт его Илу. Из ада не вернулся. Илу расстроен сильно: что будет с людьми?? Илу пытается найти Ваалу замену. Замене (кто не помню) трон велик. Никто не может заменить Ваала. Анад отправляется на поиски тела Ваала, находит и отправляется на север (по одному из вариантов – съела тело, др. вар. - похоронила). Жертвует огромные стада для погребального пира, находит Муту, пытает его оч. сильно и стирает в порошок (посеяла, так что он возродился). Затем возрождается Ваал, т.к. погибла смерть. Ваал смеётся, воцаряется, плодородие начинается, но через 7 лет возрождается и 7 лет засухи. Ваал и Муту борются, падают, Ваал сверху. Богиня солнца Шапаш (бывший бог Шамаш) передаёт предупреждение Илу, что битва бесполезна, это следует прекратить. Ваал утверждает, что победил, - эра мира. Опять статус кво.

К. 2 тыс. до Р.Х. – Тир и Сидон  возвышаются. Ваальд Милькард – бог Тира (перенесли в Карфаген). Сер. 2 в. до Р.Х. Карфаген разрушен (войны с Римом). Ганнибал – любимый Ваалом. Римлянам оч. не нравилась религия Карфагена. Обычно проводили обряд: богов противников переманивали на свою сторону, обещая улучшить храмы и приносить жертвы. Так же было и с Карфагеном, но! не выполнили обещания, а  уничтожили всё, распахали и засеяли солью. Чел. жертвоприношения – полная индустрия – всех подряд, особенно детей – своих!

Карьерно-финансовый хар-р жертвоприношений: место повыше, больше доход! Римляне приносили карфагенян, не в таком масштабе и не ради таких целей.

Дали алфавит финикийцы. Греки  отождествляли Ваала с Геркалом.

Греки – 2 вар. финикийских космогоний. 1) в начале были воздух и хаос, от них ветер и страсть (эрос), от них смерть и жиз.сила, выраженная в иле (жидкая грязь), затем космич.пожар – отсюда люди – гремучая смесь. 2) автор Мох-атомист: первоэлементы – эфир (пространство) и воздух, от них – Косо (космический мастер, демиург, творец), кот-й всё создал из первоэлементов, атомов.

Особенности культа: жрецы Ваала  назывались коганим (как евр.). Были и жрицы – коганит. Кодышим (например, девственницы, предсказатели, блудницы) – прислужницы. Были танцы – в т.ч. брачные танцы Анад перед Ваалом (танцовщицы, блудницы). Ещё во время праздников все напивались – оргиостический культ плодородия.

Дагону тоже приносились чел. жертвы (предположение).

Лекция за 23.11.07

Религия Египта.

Многие религии сохранили  признаки первоначального единобожия. Егип.рел-я сохранила больше, чем Месопотамия, но в Месопотамии людей не приносили в жертву (или почти).

В жертву приносили пленных (их людьми не считали, только себя).

Периодизация др-егип истории: 1) Додинастический (энеолит – поздний неолит): вдоль Нила мелкие города, но нет гос-ти и письм-ти 5000 – 3000 до Р.Х. 2) К 3 тыс. гос.образования объединились – двойная корона фараонов – единство верхнего и Нижнего Египта. К 3000 – письм-ть – иероглифы, священные записи – священные, сакральные записи, в отл. от Месопотамии: заупокойные, и потом о загробной жизни. Тексты – записи хорошо известные, сложившие, молитвы ритуалов – не связаны с мифологией, только иногда упоминаются. Тексты противоречивы. Только к концу истории Египта – некая система. Столицы менялись, менялась и религия. Период Раннего Царства – 3000 – 2642 г. Было 30 династий до Александра Македонского. На РЦ – 1 и 2. 1-й фараон – Менос (традиция). 3) Древнее Царство 2642 – 2155: 3 – 6 династии. Пирамиды, сфинксы и пр., потом пирамиды уменьшались. Теология, связ-я с фараоном, оконч-но форм-ся (фараон – живой бог) в это время. 4) 1-й переходный период 2155 – 2040: 7 – 10 – гражданские войны, раздора, отложение отд. уделов, разрушение гробниц, демократизация культа фараонов – сначала сановники, а потом все, у кого были средства, строили гробницы. Время создания текстов, похожи на Еккл., Иов. То же и . Религия индивидуализируется. Египтяне осознают себя как личность, лично нуждающуюся в спасении. Тексты пессимистического настроя. Фараон – ответственен за народ. Завершается создание группы текстов – тексты пирамид 2500 – 2300. С 2300 – 1800 – тексты пирамид сменяют тексты саркофагов – не только для царей, но для всех. 5) Среднее Царство 2040 – 1650 до Р.Х. – 11 и 12 дин. – эпоха первой империи. Влияние Египта простирается на весь Ближний Восток, Ливию, южных варваров, темнокожих по всей длине Нила, время расцвета лит-ры. Но пришли гиксосы, и всё закончилось. 6) 2-й переходный период. 1650 - 1552 – преобладают семитские слова, но есть и куритские слова (с т.зр. египтян – варвары). Кризис религии. Гиксосы не хотели принимать – жили в шатрах, небольших посёлках, в городах египтяне копили силы, разрешили фараонам править в верхнем Египте. Династии 13 – 17. Гиксосов изгнали, жестоко расправились. 7) Новое царство – расцвет, удаление границ (Хатшибсут) 1552 – 1070. Из Египта ушли евреи. Предположение, что с гиксосами или в их время были евреи в Египте. 18 – 20 династии. Рамзесы 1 и 2. 8) Позднее Царство – упадок культуры, примитивизация, религ.дух сменяется магич., обожествляются животные, огородные растения, нет творчества в лит-ре, цивилизация стареет. До 325 г. – завоевание Александра Македонского. 21 – 30 династии. Ал-др сохранял рел.традиции. В Мемфисе короновался как фараон в 325 г. 9) Эллинистический Египет – династия Птолемеев 305 – 30-е после Р.Х. В 30 г. Новые культы, переводится Септуагинта, Александрия – центр учёности (из Афин), огромная библиотека, чудеса света. Птоломей Элаг заказал известному эллинскому теологу Тимофею и одного образованного жреца создать синкретический культ для греков и египтян – культ Сераписа. Древний культ Озириса и Изиды обновляется и создаются эллинистические мистерии. В 30 г. Египет окончательно превратилась в провинции, правит наместник имп-ра. Но уже при Клеопатре фактическая незав-ть потеряна, правление фараонов номинально. Общеримский период, с 365 – 650 Византийский период (христианизация, господствующая рел-я – уже в 3 в.), 650 – арабы-мусульмане (халиф Омар сжёг Алекс.библ-ку). С 5 в. в Египте копты исповедовали монофизитство, а греки – православие (не без исключений, конечно).

Информация о работе История религий