История религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:46, курс лекций

Описание работы

Лекции по истории религий

Работа содержит 1 файл

История религий лекции за первые 3 семестра+3 ч.1.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Гермес - сын Зевса и нимфы Майи. Имеет догреч. Происхождение (фаллические столбики – его символ) – покровитель магии даже больше, чем Гефест. У него магическая шапка, плащ, сандалии с крылышками, имеет трость. Он вестник богов, покровитель воровства и торговли. Гермес любит людей, не любит быть на Олимпе, особенно любит быть с теми, кто делает что-то ночью – охраняет всех, кто делает что-то ночью, бог торговли, хитрец, покровитель тех, кто идёт в темноте, защищает их, поэтому он психофом – ведёт души в Аид, некоторых ведёт назад (Персефону, Эвридику, Дария), выводит души временно для прорицания, без него выйти нельзя. Изображается хитрым, проницательным, изобретательным, практичным, по одному из мифов изобретает огонь (а Прометей похищает). Он бог хитрой мудрости, оккультного, тайного знания – это постклассическая эпоху. Греками отождествлён с егип. Тотем (покровитель писцов). Со 2 в. до Р.Х. – мутные тексты – оккультные трактаты, связанные с ним.

Олимпийские богини.

Лекция за 01.02.08

Отчасти олимпийский (по происхождению) подземный бог Аид

Арес – бог войны, битвы (типа Марс)

Пан – не олимпийский, бог догреч. или чрезвычайно архаический. Имя означает «всё», козлоногий, покровитель стад, олиц-е природной силы. Есть сатиры – олиц-е буйства природы.

Богини: супруга Зевса Гера (значит героиня). Осн. эпитет – наша госпожа. Возможно, сначала богиня одной обл. Гера – размножившаяся великая богиня, олиц-я природу. Покровительница брака. Не изменяет Зевсу, а тот – да, преследует его любовниц. Зевс за скандалы бьёт. Гера родила 3 детей: Еву и Элифию и Ареса. Гера сама родила Гефеста (см. выше). Волоокая (глаза как у коровы) – богиня ерма (покровительница коров). Порождает чудовищ: змея Тифона (чтобы преследовать мать Аполлона), лирнейскую гидру и др.

Афина (нац. хар-р греков отразился) – богиня культуры (почти ничего не осталось от богини природы), покровительница укреплений, города, городских занятий, защиты города, войны. Родилась из головы Зевса (проглотил беременную жену Фетиду). Что значит имя – неизвестно. Родилась в шлеме со щитом и копьём и воинственным кличем. Защитница, могучая, воительница – эпитеты. Ненавидит Ареса (варварский способ ведения войны) – он бог неистовой битвы, а она – стратегии и тактики (цивилизованный). Сразилась с Аресом и победила. Она восхищается героями, помогает им в битвах, особенно Одиссеем (но и Геракл, и Ахилл) – т.к. он хитроумен, умён. Если герои неистовствуют в бою, она отворачивается от них. С героями только дружит, она богиня, не ведующая любви. Афродита над ней не властна. Парфенос – дева (девственница). Главный храм – Парфенон. Паллада – дева, девушка.

Как дочь богини благоразумия, покровительница  сложных ремёсел как искусств, мореплавателей (с Посейдоном), изобретает… Её геральдическое животное – сова (Что? Где? Когда?)

Артемида (возможно, ещё более древняя  богиня, чем Гея, т.к. она – госпожа  животных) не ведает плотской любви, сторонится людей, предпочитает быть с животными. Она изобретательница охоты и защитница животных (эколог. богиня – карает убивающих беременных самок). Дочь нимфы Лето (и Зевса), сестра Аполлона. Изначально – покровительница Трои (с Аполлоном). Иногда отождествляли с Персефоной. Иногда – покровительница родов. Танцы в честь её – иногда неистовый хар-р (что указывает на плодородие).

Афродита – 2 версии происхождения: 1) из крови Урана после оскопления Кроносом (гениталии упали в море и взбили кровавую пену) 2) дочь Зевса и Дигоны (земля) (отвергнута Зевсом ради Геры). Богиня плотской любви, похоти, плодородия. Сохранялись азиатские черты (служили рабы, в других храмах – только свободные). Между ней и Артемидой – некое противостояние: Афродита изменяет Зевсу, Артемида – девственница, конкурируют из-за зверей. Афродита вкладывает вожделение, накладывает любовный дурман на животных, людей и богов, враждует с Зевсом (бросил мать). Любые формы блуда, в т.ч. и извращённого – виновата Афродита (имеет божественное происхождение, вдохновение! – ср. Рим. 1). Эрос – любое стремление вообще.

Люди.

Несколько версий – Гесиод («Теогония» и «Труды»): 5 поколений – золотой  век, серебряный, медный, герои и  люди нынешнего века. Очень много  где встречается. Золотой век – правление Кроноса (третировал всех богов и чудовищ), но нормально относился к людям. Люди близки к богам по проихождению – из Геи. Они называются могучими братьями богов. Не было женщин. Хлебодарные земли. Жили долго. Жизнь – в танцах, празднествах, развлечениях, не было старости, болезней – но не бессмертны (засыпали). Но и у богов – амброзия.

Земля поглотила людей после  свержения Кроноса.

Люди серебряного века – создали  боги или конкретно Зевс. Позднее в класс. эпоху: людей создал титан Прометей, брат Кроноса. Зевс уничтожил с помощью потопа – спасся 1 чел. За что? Перестали приносить жертву. Потом – более подробно (5 – 4 вв. до Р.Х.) – связано с Прометеем. Люди вели дикий образ жизни, кого-то Артемида научила охотиться, а Прометей научил более цивил. Образу жизни. Люди собрались в Миконе и решили размежеваться с богами. Установлено: обязанность людей – отдавать честь и приносить жертвы. Прометей придумал, как обмануть Зевса и др. богов: мясо и требуху засунул в желудок (или шкуру), а кости обложил жиром, и предложил Зевсу на выбор, тот выбрал не то и разгневался. Зевс отнял огонь. Прометей отнял огонь у Зевса и вернул. Зевс приковал Прометея к скале, где орёл Зевса клевал печень днём (ночью она отрастала). Но сын Зевса Геракл освобождает Прометея (не без помощи Зевса).

Зевс попросил Гефеста создать женщину в наказание и ящик (Пандора – болезни, скорби, старость, ненависть и т.п.). Племя Пандоры размножилось. Троянская война – из-за женщины.

Зевс послал потоп (перестали жертвы приносить). 1 выжил – Девкалион (сын Прометея и женщины, дочери Пандоры). Приносит жертву, как научил Прометей, но смиренно молится. Такая жертва и остаётся – совместный пир с богами. Хтоническим существам, подземным и духам героям жертва полностью сжигалась и никто не ел – кормление умерших. Девкалион из костей матери создаёт женщину – отец бронзового века. Но из-за плохой крови – потомки воинственны. Почти полностью перебили друг друга. Остались герои. Они тоже истребили друг друга. После героев – железный век – самый плохой.

У героев – необычное происхождение (напр. инцест) и необычное воспитание (животными или кентаврами). Обычно – полубоги (особенно много от Зевса).

Асклепий – выдающий врачеватель, покровитель врачевания. Герои –  святые греч. религии. Культ общегреч. Им поклонялись в спец. храмах, в спец. алтарях приносились жертвы. Многие роды и даже народы возводили себя к героям.

Многие герои – с необычными св-вами: гигантские размеры, невозможность  убить, 3 ряда зубов – у Геракла, часто замечательная смерть (Олимп  – только Геракл, спец. остров Левка  – Ахилл и др., острова блаженных – царство Кроноса – золотой век, к Гипербореям, м. оказаться и тенями в Аиде, но там они не обычные тени), м.б. убиты зверски. Герои дерзкие, постоянно всем бросают вызов – действуют по воле Зевса (добивают хтонических существ – Сфинкса, Гидру, Кербера…). Многих .

После смерти души действуют, в отл. от других. Если им поклоняться –  то добросклонно. Они изобретатели. 4 вида игр – в честь героев, потом – богов. Победители игр  героизировались (статуи при жизни  ставили, жертвы приносили, почитали, после смерти – тоже). Основатели колоний, военачальники – тоже жертвы, культ мощей. Герои – единственные люди, кот-е как-то преодолели смерть.

Самый почитаемый герой – Геракл и участники Троянской войны (с  обеих сторон).

Культ.

Жертва приносилась по-разному для дневных богов и богинь, и для мёртвых и богов подземных. Для олимпийцев – белая жертва животных, для других – чёрной. Олимпийская съедалась на восходе, героическая – сжигалась на закате. Храмы олимпийцев – светлые (кровь не должна была стечь на землю, жертва зарезалась горлом вверх), героев – обычно пещеры с низким алтарём (жертвенник не цельный, с желобами – кровь стекала в землю).

В поздней Греции героями становятся уже тираны-убийцы, которые сами умирали.

Посмертная участь и судьба.

Над человеком и богами царит судьба.

Богиня Ананьке – изначальная  богиня смутного происхождения (чуть ли не из Хаоса) – необходимость. Её дочь – Мойра (доля, участь) – потом 3 Мойры  – богини судьбы. Архаическая эпоха – царствует над богами. Классическая – Зевс над ними и может изменить судьбу. Дике – справедливость, правосудие. Зевс хотел взять сына на Олимп, Гера сказала – нарушение Дике. Он отказался.

Немезида – богиня мщения.

Тихе – случай (в связи с  Александром Македонским).

Гадания – на внутренностях животных, полёту птиц, горения огня на жертвеннике, по шуму листьев в дубе Зевса, журчанию ручья у этого дуба. Оракул – в Дельфах.

Фатализм, меланхолия, пессимизм.

Общегреч. представления – не этич. (никакого воздаяния), участь печальная. Тень попадает в Аид, Гермес переводит, этапы, река и пр., платит лодочнику, всё забывает, лишается разума. Если родственники приносят жертву, душа несколько пробуждает. Гермес иногда выводит для спец. целей. У героев тени также в Аиде. Значит, у героев, кроме обычной души, есть ещё какая-то (у них – особая природа). Ахилл одновременно находится на о-ве, где ему даровано бессмертие, а его тень жалуется Одиссею (кот-й спустился туда узнать, как ему попасть домой в Итаку – с козлом, набрасываются тени, кот-е хотят крови этого козла, но он им не отдаёт, несёт тому, к кому вопрос): лучше быть рабом среди л., чем царём после смерти в мире мёртвых. Не у всех героев посмертная участь – о-ва блаженств, но по крайней мере их дух всё равно действует, связан с мощами. Они – полубоги. Остальные – в Аид без всякого смысла, награды нет, наказания нет. Наказаны только 3 ч-ка: Эксион, Тантал и Сизиф (камень катает) – наказаны за дерзость (оскорбление Зевса). Л. постоянно карают л. сумасшествием и смертью – неизменно за дерзость. Обяз-ть ч-ка – благоговение перед богами, принесение жертв, а л. склонны к дерзости, боги за это наказывают, особенно Зевс.

Существовали спец. установления для  преодоления этой участи – мистерии (таинства). Это не попадание на о-ва блаженства, но какое-то дух. бессмертие. У обычных л. душа, кот-я идёт в Аид – практ-ки животная (как в Китае: две души, одна животная, неразумная, и дух разумный). У обычных л. дух умирает, у героев и посвящённых в мистерии – нет. Постепенно появились и особые общества – орфики (связаны с культом Диониса, надеялись на приобретение бессмертия), пифагорейцы. В этих обществах надо было вести практ-ки мон. образ ж. Похоже будет в Китае. В мистерии были посвящены все свободные граждане Афин, но с др. стороны их всеобщее счастливое посмертие было сомнительно для них самих, потому что у поэтов и трагиков постоянные сетования на судьбу, на судьбу ч-ка, на то, что после смерти ничего хорошего не будет. Это привело к «будем есть и пить, ибо завтра умрём» - культ телесной красоты (греч. боги самые антропоморфные из всех рел-й – идеальные л.): веселье, игры, пляски, все виды наслаждений, наслаждения мгновением, потому что потом всего этого не будет, а если будет – то неизвестно, дух. ли оно. Спорт, вся греч. цивилизация (и то, что будет воспринято Возрождением) вызвано печальным представлением об участи ч-ка после смерти и с фатализмом. Даже если ты герой, как Эдип, ты погубишь сфинкса, женишься на матери, убьёшь отца и сойдёшь с ума. Это хар-но и для совр. секулярной культуры. Расцвет искусства – греч. искусство самое совершенное в древнем мире, его копировали – Индия (Китай – нет, у него то же самое своё). Поэтому в Греции и Китае быстро появляются ф-фы-атеисты, ф-фы-скептики и т.п.

У дерева есть 2 дриады – гамма-дриада и обычная дриада. Обычная гибнет, если дерево срубить, а гамма-дриада продолжает сущ-ть в виде его души, тени.

Гелиос (потом отождествляется  с Фебом – Аполлоном) – Солнце.

Элевсинские мистерии (таинства). Связаны с мифом о Деметре и Персефоне.

Деметра и Персефона (Кора) – богини плодородия, сельского хозяйства. Персефону похитил Аид, чтобы взять в жёны. Деметра – любовница Зевса. Деметра впала в отчаяние, 9 дней не принимала амброзию. Гелиос рассказал, что Зевс сговорился с Аидом отдать Персефону. Деметра разгневалась и сказала, что не вернётся на Олимп. Приняла вид старухи и села в Элевсине у колодца девы. Пришли дочери местного царя за водой и пригласили быть няней для сына. В качестве платы – кикион (напиток из смеси ячменя, воды и болотной мяты). Деметра не кормила ребёнка грудью, а напитком бессмертия, а на ночь выпекала его в печке. Мать подсмотрела, ворвалась, скандалила. «Вы ничего не понимаете». Деметра повелела построить храм для мистерий. Зевс умолял вернуться Деметру, но та сказала, что не вернётся, пока не вернут Персефону. Аид вернул Персефону, но заставил проглотить зёрнышко граната, чтобы она не забыла его. 4 мес. – под землёй (зима). Деметра открыла свои таинства.

Лекция за 08.02.08

Официальный культ. По образцу Прометея – жертвоприношение животных перед  входом в храм. Храмы небольшие, за искл. Парфенона, храм Артемиды в Эфесе (см. Деян.) и ещё неск. (не записала), остальные – дома богов, обычно белого камня. Жертвы – свиньи, овцы и быки, Деметре – только свиньи, Гекате – собак, Посейдону – конь. Жертвы олимп. богам не сжигались полностью – кости и жир сжигались, а мясо съедалось на месте, жертвоприношение (нек.) – приобщение божеству (напр. Посейдон). Бескровные жертвы – в самом храме (там стояла статуя, с 6 – 7 вв. – антропоморфны, перед ней – алтарь, на кот-й и ставилась жертва): пища, фрукты, драгоценности, фигурки богов, возливания молоком с мёдом и вином, строго надо перед отпитием каждой чаши отлить Дионису на землю. Жертвенные животные – белой масти. Храмы – на возвышениях.

Во время войн – изредка и  чел. жертв-я (врагов) – особенно во время греко-персидских войнах. В мифах также встречаются упоминания.

Были воскурения ладаном и лавром.

Были в гротах и пещерах жертвенники для героев и мёртвых. Олимпийцам – на рассвете, до полудня, подземным богам и героям – на закате или ночью, сжигали полностью, горло перерезалось – олимпийцам – верх, мёртвым – вниз. Жертва чёрного цвета.

Были домашние алтари – домашним и местным божествам, дом.очаг – также святилище, место принесения бескровной жертвы. Сословий жрецов не было. По наследству не передавалась, м. сочетаться с гадательством. В доме – домохозяин. Жрецы – только обряды (свободные жители могли быть).

Информация о работе История религий