История религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:46, курс лекций

Описание работы

Лекции по истории религий

Работа содержит 1 файл

История религий лекции за первые 3 семестра+3 ч.1.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Общее состояние – это страх.

Нерелигиозность – за здоровьем; достатком, охотой, удачи; причинение вреда; оч.редко  – любовная магия.

Фетишизм связан с племенными культами. Фетиш – португальское слово (аборигены имеют особые отношения с нек.предметами – в т.ч. и неизобразительными, ставят еду, разговаривают), португальцы решили, что они поклоняются предметам. Фетиш – место обитания духа, он чаще всего, сам там поселился, иногда его туда посадили. Его кормят, если не выполняет поручения – ругают, бьют, могут с помощью колдуна выгнать с его место.

Тотемизм – не у всех (австралийцы, сев-амер индейцы), не обязательно. Животное-предок – неправильно. Тотем – животное-дух, сначала бог устроил мир хаотично, из вечности вышли тотемы, кот-е всё устроили, создали австралийцев, Австралию, научили их хорошему и плохому – всему. Тотемы враждовали: пример убийства, кровосмешения и т.п. Камни и скалы – убитые тотемы. Со вдохом в младенца входит дух тотема (у человека несколько душ). Колдун определяет, к какому тотему принадлежит младенец. В одном племени м.б. представители разных тотемов. Носят татуировку. После смерти дух возвращается в тотем, а душа идёт в подземный мир, природная душа умирает.

Человек – дезориентированное существо (от 2 до 9 душ). Души гуляют свободно. Души могут сдаваться (даже все) на хранение колдуну. Понятие личности, индивидуальности нет. Человек – часть природы, племени. Вне их – никто. Он связан со своим тотемом. Самосознание в значит.степени отсутствует. Вселение духов вызывает болезни (их также вызывает похищение души) – надо звать колдуна.

Оборотничество хар-но для многих племенных культов. Колдун может  одной душой вселяться в животных и птиц. Только у юж-амер индийцев колдун м.превращаться в ягуара (спорно). Берсерки – люди-медведи (употребляли галлюциногены, в бою считалось, в них вселялись духи медведей).

Мир трёхчастный. Полярная звезда –  вершина Мировой горы. На небо попасть  нельзя, все идут в нижний мир (особо  сильные шаманы могут на время при жизни ходить на небо, общаться с небесными духами, тоже злыми). Воздух. Наш мир.

Ещё образ – Мировой Древо (у  скандинавов осталось). Воздушный  мир, мир людей, корни – в преисподней.

У мира конца нет. Все идут в нижний мир. Некоторые сильный колдуны могут переселяться несколько раз, но не постоянно (нек.племена). Суда и воздаяния нет, всех ждёт хорошая участь. Нужно, чтобы кормили потомки, все предметы имеют своих двойников в нижнем мире и их и съедают. Если шаман проводил – место будет лучше (больше рыбы, на реке, а не на болоте). Есть представление, что и там умирает и идёт в ещё более нижний мир, где всё так же, и т.д.

Каннибализм – поедание людей. 1) не связан с этикой – эндоканнибализм (поедание своих) – едят родственники, чтобы возвратился в род: кости перемалывают в муку и добавляют в пищу, в осн.женщины. Некоторые высушивают головы близких родственников и носят по праздникам 2) связан с отсутствием этики – экзоканнибализм (поедание чужих) – речь не о страшном голоде, не о психических расстройствах. Он носит магический или магико-религиозный хар-р (чаще пьют кровь – чтобы стать частью жертвы – из др. племени, чтобы своих не приносить). Магический – положительные качества находятся в разных частях, съедая их, приобретаешь себе. Едят уважаемых людей (как Кука). Лидеров нек.африк.гос-в, уже не особо верующих, уличали в каннибализме – гастрономическое извращение.

Шаманизм.

Шаманы перебираются по берёзе или др. дереву – мировому.

Шаман – обозначает «колдун», но не всякий, а тот, который может перемечаться в мирах духов, в т.ч. и на небе. Они есть почти везде. Его нет в Африке (колдуны могут только впускать духов, но не выходить). Особо – в Сибири и сев-амер индейцы. Тюркское слово – хан, отсюда камлание (общение с духами).

Как становятся шаманом. Шамана выбирают духи (как правило, из рода шамана, т.к. умерший шаман помогает, и переходят по наследству духи умершего шамана). Как правило, духи насылают шаманскую болезнь (в подростковом возрасте до возраста посвящения в шаманы) – способ принуждения стать шаманом. Сильные боли, давление кошмары, голоса, неадекватное поведение, одержимость. Шамана не выбирает племя или предыдущий шаман. Никто не хочет быть шаманом. Но шаманская болезнь проходит, когда человек соглашается стать шаманом. Но когда наотрез – шаманская болезнь частично проходит, но возвращается всю жизнь (люди длинной воли – оч. уважались). Духи страшные, это опасно, шаман не имеет право получать вознаграждение, не может отказывать, должен кормить духов – конечно, никто не хочет быть шаманом. Шаман пользуется уважением и страхом одноплеменников, но не очень т.к. ему запрещается причинять вред – только во время войны, а то его духи наказывают. Когда шаманы крестились и переставали камлать, возвращалась шаманская болезнь, чаще всего, возвращались к прежней жизни.

В одном сев-амер племени другой порядок. Все мальчики в подростковом возрасте отправляются в лес, чтобы пройти инициацию от духов, всегда курят табак, одни, без еды, приходят духи, посвящают, некоторых – в шаманы. Иногда практический опыт передаёт старший шаман. Но иногда перерыв между шаманами, тогда учат только духи. Основное занятие шамана – исцелять, реже – др. вопросы. Ещё функция массовика-затейника. Вся жизнь шамана – борьба с духами, они нападают, обычно во сне, его усмиряют другие духи. Шаман использует фокусы, иллюзионизм, когда их обличают – говорят, что им нужна поддержка, вера. Чем слабее шаман – тем больше ему нужно веры народа, он использовал галлюциноген, сейчас перешли на алкоголь. Сильным шаманом это всё не нужно. У некоторых народов этого не было совсем.

Атрибуты камлания: шаманский костюм (неприятное впечатление – пугающее, висят фетиши, часто маска, кот-я  закрывает глаза совсем, чтобы  видеть мир, на Японии и Корее –  только слепые женщины. Нужен бубен (или погремушки) – способствует вхождению в транс (считается, что из Мирового Древа – медиатр между мирами, открывается проход в др. миры, на нём шаман летает в др. мирах). Начало камлания – ночью. Присутствует пациент и его родственник. «Духи похитили одну из душ». Шаман с духами решают проблему (физически на месте, но путешествует с духами). Сначала входит в транс (слабый долго поёт, пляшет, крутится, употребляет вещества), приходят духи (особые признаки: теряет вес шаман, бубен или шаман тяжелеют невероятно, глоссолалия, сквозняк, гаснет огонь, горловое пение); путешествие в мир духов – часто выражается физически, опытный шаман рассказывает, что происходит: следствие, ищут, борьба или торговля, потом погоня, шаман отбивается; неопытный может бежать в лес раздетый и т.п. (по углям, втыкают острые предметы в себя, некоторые связывают своих шаманов, они выходят развязанными и вменяемыми).

Русские народные сказки: Бросание назад  гребня и пр. предметов – типичный элемент шаманской истории. Похищение  царевны на волке – за душой съездили.

Тудины – надзор над  шаманами.

Лекция за 02.11.07

Тудины – в нек.народах, где был шаманизм, в знач.меньшем числе, чем шаманы, были тудины. Они присутствовали обычно у тех народах, где было представление о духах-хранителях (благожелательны человеку) – таких немного. Дух-хранитель – с рождения. У некоторых чрезвычайно могущественный дух или их два (эти тудины). Верховные духи, хотя и не оч.доброжелательны к людям, м.открывать свою волю и грядущие события для племени. Если шаманы – не прорицатели, то тудины – да. Тудины находятся в безопасности по отн-ю к злым духам, им не нужны спец.магич.средства. «Мой дух как собака набрасывается на злых духов и отгоняет их». Они не камлали, не проходили инициацию не выполняли заказы, но иногда исцеляли – через обращение своего хранителя к высшим силам (только в светлое время суток – не как шаманы!). Если шаман применял чёрную магию, что допускалось только в условиях войны или как соц. казнь (на европейцев не действовало – не понимали, о чём речь), тудин может послать хранителя убить шамана или убить собственноручно. Шамана, кот-й не мог выйти из транса, тоже убивал тудин.

С тудином встретился свт. Иннокентий Московский: крестил алеутов, крещёный Иван Смиренников, бывший шаман общался  с духами и передавал согласное с православием соплеменникам. «Юноши в блестящих белых одеждах» учили слушаться священников, они и раньше предупреждали. Иван отрицал, что был шаманом. Свт. Иннокентий установил, что это ангелы. «Духи согласны встретиться», но свт. Иннокентий испугался, потом жалел.

Неошаманизм – новые формы шаманизма, появившиеся в 19 и особ. 20 вв. Это  связано с изм-м соц. ф-й шаманизма. В США в 19 в. появилась пляска духов  или пляска солнца. В данном случае духи предков вселяются во всех членов племени, чтобы дать силу бороться с белыми. Сейчас за пляску такую – сразу в тюрьму. У нас – во время и после перестройки. Нац.интеллигенция, желая создать идеолог.противовес рус.культуре, осн-й на православии, стала возрождать шаманизм как нац.культуру. Стали сами у них учиться. Есть съезды на о. Хольхон на Байкале. Сейчас пошло на спад.

2-й тип – коммерческий: когда  шаман камлает не для племени  и бесплатно, а для всех подряд  и бесплатно. Традиционные шаманы  таких шаманов не признают (иначе  духи бы их наказали). Это США,  Аляска, Россия. В Тыве шаманы при поликлиниках, шаманят за зарплату.

Прикладные виды – внешние виды – в виде концертов. Как правило, они не шаманисты по своей религии.

В Америке – белые  шаманы и шаманки, обучавшиеся и  проходившие инициацию – большой  коммерческий успех.

Образцовая тоталитарная секта со множеством масок Шаам-шамбала (??).

На грани псевдошаманизма  и неошаманизма – увлечение молодёжи шаманизмом в движении Нью-Эйдж (культурой  индейцев). Хиппи. Употребление веществ всеми подряд. Рэйнбоу – их слёты. Живут в типи (вигвамах).

Псевдошаманизм – некое (обычно авторское) учение выдаётся за шаманизм. Самые известные – Карлос Кастанеда (уже умер ок. 2000) – американец исп. происхождения. Описывает путешествия в инд. племя яки (Техас и Мексика) – потомки тальтеков (коренное нас-е), приписывает им древние знания. Описывает учёбу у двух донов-шаманов. Борьба с духами, с враждебными шаманами, с ведьмами, галлюциногенные препараты – оч. интересные книги и оч. популярные. Когда эти наркотики запретили ввёл франсёгрити (типа аэробики) – плавно и медленно, нагруженная мистикой. Он получил степень доктора по философии антропологии. Потом пришли возмущённые шаманы из яки. Появилась секта из поклонниц – гарем. Жена ушла и рассказала, что никуда и не ходил, а писал под наркотой романы. Взял европ. оккультизм, тибетский буддизм и шаманизм, свои идеи и всё смешал.

Линн Эндрюс (женщина) – шаманский феминизм. Она в поисках подлинной женской духовности много перепробовала всего. Сёстры щитов (корзин) её нашли – ведьмы, сущ-шие много веков. Таинственные знания и приключения. Изначальный культ был женским шаманизмом. Пришло время возродить его (Калифорния).

 

История религий.

Письменность начинается в Шумере. Здесь же и история  религий. Т.е. в Месопотамии (Ирак, юг Турции и запад Ирана). Самая древняя часть – под водой (устье Тигра и Евфрата).

Сущ-ет периодизация Месопотамии  и соотв. период-я религии.

Шумер – юг Месопотамии (Ур Халдеев, из которого вышел Авраам – здесь). Средняя часть Месопотамии – Аккад (столица постепенно стала Вавилон – Баб-илон – врата Бога). Северная часть – Ассирия (столица Ашшур, потом Ниневия).

Сер. или нач. 3 тыс. до Р.Х. – появление  клинописи – первая известная  письменность. Она не была сакральной, а хоз. Потом в период Вавилонский нет изложений мифов в картинках, но многоч.письм.мифы. Кто были шумеры, неизвестно. 1) К нач. бронзовой эпохи (к. 4 тыс.) – заселились (там уже была культура). Что стало с местными, неясно. Потом приходили всё новые и новые народы и селятся там. Приносят своё. Шумерские города-гос-ва – 1 пол. 3 тыс. (2900 – 2400) – первый период истории Месопотамии: Ур (значит, просто «город»), Урук, Лагаш и Ниппур – культовые центры, масса посёлков. Правит лугаль в городе – царь-жрец.

Откуда Авраам? Туда переселялось или завоёвывало много семитских  племён.

2) В сер. 24 в. возникает аккадско-шумерское гос-во (Саргон) – 2-й период. Арамеи, хетты, индоевропейцы, кутии… и др. приходили сюда. По к. 22 в. сущ-ло это гос-во.

3) 2200 – очередные кочевники (кот-е всегда оседали). Возрождение Шумера – к. 22 – к. 21. 3-я династия Ура.

4) Опять амореи, ассимиляция. 1900 – возвышение Вавилона – столица Месопотамии. Начинает формироваться вавилонская государственность, где растворяются все племена. Хамураппи (1-я пол. 18 в.) – здесь. Первые законы; религиозные тексты.

5) хетты – нач. 16 в. – индоевропейцы,  а их хатиты (?). С 1500 по сер. 1 тыс. история противостояния Вавилона и Ассирии. После 1300 – войны непрерывные. Ассирия становится империей (Сирия, Финикия, Палестина), разрушают царство Израиля, воюют с Египтом не без успехов. 689 – Синах-хериб берёт Вавилон, разрушает и затопляет. В 612 Вавилоняне берут Ниневию и уничтожают ассирийское гос-во. Нововавилонская держава. Расцвет. Навуходоносор 2 – сады Семирамиды. 597 – вавилоняне берут Иерусалим, иудейское царство заканчивает сущ-е (плен), политика перемешивания народов. 538 – Вавилон берёт перс. царь Кир. Его преемники – зороастризм – гос. рел-я. Греко-персидские войны. 331 – завоёвывает Александр Македонский. Восстанавливает вавилонские храмы. Затем Месопотамия – часть державы Селевкидов. 126 – разрушили парфяне, включили в свою тер-ю (тут культ Митры, влияние зороастризма). При парфянах вавилонских храмов больше нет.

Изучаем схематично.

Образцовое многобожие без примесей. Огромные списки – в рез-те объединения – города, а потом и империя. Вавилонские правители всегда старались не упустить никаких богов (как потом римская империя). Хорошо известна только Вавилонская религия.

Информация о работе История религий