История религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:46, курс лекций

Описание работы

Лекции по истории религий

Работа содержит 1 файл

История религий лекции за первые 3 семестра+3 ч.1.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Книга мёртвых – последний текст, созданный в Египте (переработка текстов саркофагов) – окончательный текст для всех египтян. После 1500 ничего создано не было.

Сама религия.

Богов в Египте было на треть меньше, чем в Месопотамии – ок. 2000. Были местные и боги общенац. – великие боги; акцентировалось почитание одного бога – бог солнца, солярное божество. Его имена менялись по мере смены столиц. В языческих религиях постоянно есть развитие. С Древнего Царства – Амон Ра (в Ср.Ц. – уже точно) – «невидимое солнце». Видимое солнце – Атон (солн.диск) – это бог, но не высший (иногда Ра – владыка Атона, иногда они одно и то же, но обычно разделяли совсем невидимого трансцендентного Амона, проявление, личность, действующая в мире Ра, движущееся с солнцем, видимого солнца Атона). Египтяне разными иероглифами писали солнце и бог солнца. Этот иероглиф означает «святой, чистый» - нэчер (флаг) (относилось к храму, к рит.чистоте). Кружок с точкой – солнце, вместе с флагом – Ра. Разным богам – разные животные. У Амона – апис (белый бык). Боги антропоморфны, но не совсем иногда – с головами животных и птиц. Это символы (свойства животных отражали св-ва бога). С Позднего Царства – мумифицируют животных! Бастед – кошкоголовая богиня.

Верховенства Ра всегда подчёркивалось. В Египте говорили, что все боги – проявление единого божества – манифестация (хотя многие боги туда не попадали, но всё равно были проявлениями его), но не всеми жрецами и не всегда. «Нет единого кроме тебя, ты творец богов и людей и т.п.» Разворачивается во мн-во богов. В Гелиополе на холм восходил фараон для молитвы богу солнца, с этого холма началось создание мира. В Гермополе пруд – остаток мир.океана, откуда вырос лотос, из которого вышел создатель. В др. городе – пруд у нас, не лотос, а яйцо. 2 основные идеи (как в Индии): 1) сначала была материя, потом из неё творец, он уже всё делал – материалистическая; 2) сначала был Разум, который «словом, рождённым сердцем» (досл. цит). создал всё. Не враждовали.\

Господствовала гелиопольская (дольше всего был столицей) космогоническая система: сначала был хаотические океан – Нун. В нём самозарождается яйцо. Из него родился изначальный высший бог Атум (всё и ничто). Он изображается в виде крылатого змея, кот-й летал над водами бездны. У него руки. Одна из них – небесный свод – богиня Хатор – обнимает мир сверху (вторая, видимо, снизу). Атум вступил в брак с Хатор, но родил сам. Атум выплюнул Шу (воздух) и Тефнут (богиня – влага) – натурфилософская схема. Они вступили в брак – дети Геб (земля) и Нут (небо – акробатический мостик). Они тоже в брак и порождают: 2 мальчиков и 2 девочек: Озирис (Осирис) – греч. форма (бог плодородия и судья мёртвых), егип. – Усир, Изида (Исида) (у них родился Гор – первый фараон, каждый фараон – живой Гор, Менос – после него, он человекобог, а Гор – просто бог); Сет (злой бог пустыни: моровые поветрия, песчаные бури) и Нефтида. Нефтида (при Изиде) и Изида – колдуньи. Это великая девятка богов (Атум – выше их, Атум отождествлён с Ра и с Хетри, тоже солярным богом – богом на восходе, Ра – в зените, большая часть небосвода, Атум – заходящее солнце – один и тот же бог в разных стадиях – старое божество – всё вместе Амон Ра). Хефри и его имя «восходить» - созвучие со скарабеем (клали фараонам на сердце, потом и другим, были перстни и т.п.). Ра возвращается и под землёй, и с другой стороны небесного свода (так что невидно).

В Мемфисе (древнейшая столица) – самая  старая схема. Сначала был Птах –  букв. мастер, демиург. Одновременно Птах – это Атум. Он сотворил всё сущее словом своего сердца. Океан – тоже творение (всё остальное – потом).

Гермопольская: тоже сначала хаос (завеса, мрак, бездна вод, бесформенность) – рождается лотос, но потом получилось яйцо. Из лотоса рождается Атум.

Тексты саркофагов (более позднее): из яйцо Атум рождается как птица, не как змей крылатый – птица света, а из лотоса – как солнечное дитя.

Всё полно богов. Всё, что видно, - тела богов. Близко к пантеизму.

О появлении людей – 2 версии. 1) люди родились из слёз бога солнца (поздний  текст – 2000 до Р.Х.: всё сотворено ради людей). 2) люди сделаны богами на гончарном круге из глины (видимо, египтянам вдунули дух, а остальным – нет).

Начальная эпоха (первое время) – золотой  век. Время совершенства: ни гнева, ни шумы, ни борьбы, не беспорядка. Время Ра, ни болезней, ни смерти. Одновременно возникла цивилизация: храмы, письменность и т.п. и всё это нэчер. Последовательно правили: Атум, Шу, Осирис (последнее правление зол. века), Гор – уже по-другому, начинается беспорядок. Змей Апоп (зло и хаос) атакует мир. Откуда он и что ему надо, непонятно. Связывали гиксосов с Апопом. Люди восстали на верховного бога, предания о потопе не сохранилось. Возник беспорядок.

Хатор вызвалась наказать людей, переборщиал. Ра раскаялся и решил людей  сохранить, он её напоил.

Гор защищает не только египтян, но и жителей их империи (хоть они и люди), об остальных – нет.

Миф об Озирисе, Изиде и Сете –  о конце золотого века (несогласованность  с восстанием людей; с змеем). В полном виде – только у Плутарха (2 в. после Р.Х.) – попытался изложить последовательно. Озирис был последним фараоном зол. Века. Он царствовал непоср-но на земле: отучил от людоедства, научил земледелию, стр-ву городов, врачеванию, делать вино, пиво, выпекать хлеб, добывать обрабатывать зол. И медную руду (3000 г. до Р.Х. – бронзовый век). Младший брат (завидовал) решил узурпировать власть. После возвращения из завоеват.походов Озириса (он начал завоевания египтян), состоялся пир, Сет явился с сподручными и первым прекрасным саркофагом (а смерти не было), и не сказали, что это гроб (поверхности отождествлялись с разными богами), а спец.магич.ящик, и что кому он подойдёт, будет править небом и землёй. Саркофаг никому не подошёл, потому что был сделан по мерке Озириса. Озирис залез довольный, его закрыли, запечатали, бросили в Нил. Озирис умер. На берегу Изида его нашла. Извлекла из Озириса жиз.силу и родила Гора. Душа Озириса – в мире мёртвых в несознат.состоянии. Изида в камышах родила и воспитала Гора. Гор – против всех богов. Онубис (собаковидный бог, проводник в царстве мёртвых) дал магич.глаз (ясновидение и силы) и с соком жизни – и в схватку с Сетом, тот даже сначала побеждал (отнял глаз), но Гор в итоге побеждает, выгоняет в пустыню, спускается в мир мёртвых и там будит душу отца. Ожила душа, Гор приветствует его. Пока Гор ходил, Сет нашёл тело Озириса и разрубил на 7 или 14 частей и разбросал по Египту (где города), Изида прогнала, собрала куски и оживила (возможно, отдельная версия). Но Озирис отказался возвращаться, передал власть сыну и стал царём мира мёртвых, потом судьёй. Также бог плодородия (корни растений в подземном мире) – и потому, что его тело как семя было разбросано по Египту. Это парадигма посвящения на царство. Мёртвый фараон становится Озирисом, а новый – Гором. Тело Озириса Изидой было похоронено окончательно. Телом стал почвой Египта (т.е. стал удобрением).

Лекция за 30.11.07

Маат (богиня правды) и восхождение  фараона на небо.

Обязанность фараона – поддерживать и укреплять правду. Вторжения  варваров, стих.бедствия – из хаоса (змей Опоп), победа над ними – восстановление правды.

Подобно богам фараон светится (один глагол для солнца и первого выхода фараона). Фараон нуждается в молитве к богу солнца. Фараон может ошибаться, он и бог, и человек. Фараон – верховный жрец егип.рел-и. Он должен возглавлять все церемонии, что невозможно, поэтому делегировал тысячам жрецов. Праздник жатвы возглавлял сам – с царицей и белым быком (олиц-л бога), ему приносил фараон первый сноп, на холм для молитв богу солнцу, новый год – то же самое.

2500  - 2300 – тексты пирамид. Пирамиды – цивилизованные мегалитические гробницы – огромные погребальные (Раннее и Древнее Царства). Ступени – ступени восхождения фараона на небо, но и пирамиды – лучи солнца. Были обелиски. Первые тексты посвящены фараону. Там есть непонятные, противоречивые места: путешествие в мир мёртвых – это спуск под землю (камеры саркофагов – ниже уровня земли) одновременно – восхождение на небо к богине-матери, второе рождение в звёздном мире; фараон – бог и после смерти постепенно освобождается от чел. природы и становится Ра, с др. стороны ему нужно проходить посмертные испытания, есть вероятность их не пройти – последствия катастрофически. Фараон уподобляется разным летучим веществам – сокол, цапля, скоробей (ползёт на небо), кузнечик, дикий гусь. Ему на помощь – ветры, облака, боги. Восхождение по лестнице. Фараон заявляет, что его тело не будет тленно. Цель путешествие – место на востоке «место подношений». Испытания: Озеро с извилистыми берегами, у перевозчика – власть судьи, чтобы переплыть – ритуальные очищения, сказать пароль (ответить на каверзные вопросы), несколько раз заклинается Озирис (судья мира мёртвых), чтобы не трогал фараона, фараон прибегает к магич.формулах, молится богам – Ра, Тоту (с головой ибиса – покровитель письма и писцов, потом отождествлён с Гермесом) и др. Перейти между 2 деревьев, между кот-ми проходит солнце. Поле тростников. Встречается с Ра. Тот принимает, отправляет вестников объявить, что фараон победил смерть. Обретает свою солнечную природу, но и восседает на троне на небе (хотя их много – они сливаются; фараон – не индивидуальность, а функция). Фараон окружён свитой из своей семьи и царедворцев – похоже тоже только типичны.

Постепенно фараон и с Озирисом стал отождествляться.

1-й переходный период 2155 – 2040: Египет разделился на Сев. и Южный (Нижний и Верхний) – гражданская война, анархия, разрушение гробниц, появились сомнения в загробной участи, произошла демократизация загробных ритуалов и загробной жизни (отдельные гробницы, поменьше, стали строить все, кто мог). Появляются авторские тексты, в кот-х ругается фараон, выражаются сомнения в загробной жизни и в справедливости на земле и на небе. Поучение царевичу Мерикару, произведение Ипуера, песнь Орфиста, совет отчаявшегося со своей душой. Вспышка нравственного индивидуального сознания.

Тексты саргофагов и Книга мёртвых  – представления о фараонах распространяются на всех (кроме того, что они боги) – единообразная картина устройства человека и загробного мира.

В 1 пол 14 века происходит конфликт Аменхотепа 4 («Амон доволен»), кот-й отменил египетскую религию, чтобы освободиться от власти жреца. Но и верил в новую религию. Он взял новое имя – Эхнатон («Угодный Атону»). Атон – солнечный диск, проявление Амон Ра в мире, видимое солнце. Эхнатон построил новую столицу в пустыне Ахет-атон около Фив (50 км к северу) и ввёл новую религию – мн-во храмов Атона, не имевших крыши. Раньше – боги в полумраке, недоступные никому, кроме жрецов. Божество было объявлено физическое солнце. 1375 – 1350 – годы реформы. Ввёл новый стиль в искусстве – арманский натурализм (например, бюст Нефертити – жены Эхнатона). Раньше считали реформу Эхнатона монотеистическую. Он говорит о солнце как о создателе и хранителе всего. Но на самом деле бог Атона был богом только царской семьи, Маат оставил, остальные должны были поклоняться самому Эхнатону. Солнце с лучами-ладошками (в некоторых анх – крест с ушком), протянутыми к фараону. Эхнатон отменил египетскую религию только для себя и чиновников, всё оставил. Умер довольно молодым. Сын Тутанхатон – регент верховный жрец, кот-й уговорил его вернуться в старую религию. Стал Тутанхамоном.

В эпоху Нового Царства сливаются, сохраняя отличие, Ра и Озирис, выстраивается 1500 – загробная участь – Книга  Мёртвых – до Александра Македонского. Ничего нового не появляется.

Человек трёхчастен: тело (сын земли) – его надо мумифицировать (в это время даже животных – в осн. кошек); ба – душа; ка – двойник-хранитель. Ба – изображалась птичка с головой человека – душа в прямом смысле, остаётся какое-то время на земле, следит за погребением, радуется заупокойным жертвам; душа потом проходит суд у Озириса, путешествует с Ра на подземной ладье до возрождения (?? Что значит – неизвестно).

(Днём солнце на небе, а ночью солнце путешествует в ладье по мировому океану)

Ка – рождается и растёт с человеком (животная душа, оживотворяет человека), после смерти остаётся в изображениях или др. вещах на могиле. Ка должна оставаться рядом с телом, чтобы воскресить его в день воскресения мёртвых. Или (если гипотеза о воскресении не верна): нужно, чтобы была хорошая загробная участь. Разные боги имеют разное число ка, по 14 – больше всех у фараона и Ра.

Суд (двойственный характер – магический и нравственный): происходит в спец. зале, туда ведёт Онубис, у дверей – привратники (надо знать имена  и пароли). Суд двух Маат происходит в зале в присутствии коллегии судей, возглавляет Озирис. Суд – взвешивание сердца: горшочек с сердцем (душа смотрит) и перо или глаз правды. Подсудимый перечисляет, что он не делал (не обижал бедных, не убивал, не жалел средств на храм, не причинял страданий и т.п.). Дальше обращается к 42 богам во главе с Озирисом – перечисляет имена (магическая часть), но и просит, молится им. Если не прошёл – сердце кидают псу, съедает – это вторая смерть, воскресения не будет. Если прошёл – дальше пароль и отзывы. Дальше – путешествие с Ра. Книгу читали после смерти человека. Нельзя забывать своего имени – иначе суд не пройдёшь.

 Значение магии возрастало, тексты саркофагов, возможно, отражают  менее магический этап.

Богослужения и храмы.

Чтобы войти в храм, нужно быть в состоянии ритуальной чистоты. Храм трёхчастный: двор, торжественный зал, святилище, где был идол. Перед входом – статуи сидящих фараонов и аллея сфинксов. Во двор могли зайти все, в зал – в ритуальной чистоте молиться, в святилище – только жрецы, идол бога и др. связанных с ним богов. В святилище отделение для ладьи, на кот-й идола вывозили по праздниках.. На ладье гадали. Возможно, нэчер (ритуальная чистота) – означало исповедание грехов.

Праздники: сельскохозяйственный –  дни рождения богов, был бог Нила (разливание Нила): Сет, Нефтида, Гора, Ра. Были и храмовые праздники (храмы разным богам посвящены, не только великой девятке), праздновался весенний праздник (про Гора). 3 раза в день нужно было поклоняться (жрецы) идолу, жрецов было много. Жертвы – питание богов, но они не были застенчивы – без занавески. Ели жрецы. Идолов умывали, переодевали, кормили, но не развлекали.

 

Древнегреческая религия.

  1. Протоэллинский: а) Крито-минойский период 3200 – 1800 б) ахейско-микенский 1500 – 1100.
  2. Эллинский: а) архаический 1100 – 700. б) классический 700 – 330.
  3. Эллинистический 4 – 1 в. до Р.Х.: а) эллинистический б) римско-эллинистический – до 4 в. после Р.Х.

Крито-минойская цивилизация и религия. На Крите сущ-ла развитая цивилизация, но она была уничтожена и создали свою – крито-минойскую. Минос – легендарный царь Крита (построил дворец в Кноссе – столица Крита – 1600 г. – лабиринт). У критян была письменность (не расшифрована) – сначала иероглифы, потом линейное письмо. Критская цивилизация – расцвет – первая пол. 2 тыс. до Р.Х. – контроль множества о-вов и юга Балкан.

Расселение индоевропейцев – с 5 тыс. до Р.Х. из некого центра – 3 гипотезы: 1) низовья рек Днепр, Дон, Волга, Урал; 2) восточнее – южное Зауралье (тер-я Казахстана); 3) великая Армения (север Турции). Они расселялись волнами – с 5 до 1 тыс., смешивались, обычно в рабство обращали, уничтожали редко. Было смешение религий индоевропейцев и языков. Все индийские языки, германские, славянские…

Если более развитая цивилизация  – воспринимали, где слаба – разрушали. Земледельческие культы – бог неба и богиня-мать. У праиндоевропейцев 3 сословных группы: жрецы (бог неба), воины (бог-громовержец), народ (мужские боги плодородия).

Боги Крита.

Лекция за 07.12.07

Греки на лат. – название эллинов (сами себя так не называли).

Информация о работе История религий