Управленческие отношения руководителя и работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель. Целью данной работы является изучение управленческих отношений руководителя и работника.

Задачи. Поставленная цель определяет задачи исследования:

1.выяснить, что такое управленческие отношения;
2.изучить виды управленческих отношений;
3.рассмотреть принципы управления;
4.определить, какова роль речевого этикета во взаимоотношениях руководителя и подчиненного;
5.узнать в чём заключается сущность управления людьми;
6.проанализировать роль руководителя во взаимоотношении с работником.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблемы в работах зарубежных и отечественных учёных…………………………………………...6

1.1. Управленческие отношения ………………………………………………6

1.2. Принципы управления. …………………………………………………..18

1.3. Роль речевого этикета во взаимоотношениях руководителя и подчиненного…………………………………………………………………….25

Глава 2. Основы управления персоналом и личный вклад руководителя…...34

2.1. Управление людьми………………………………………………………34

2.2. Личность руководителя и его роль в выстраивании взаимоотношений с сотрудниками…………………………………………………………………….42

Заключение……………………………………………………………………….50

Список использованной литературы…………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

Организационное поведение.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Московский автомобильно–дорожный государственный технический университет (МАДИ) »

Волжский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Управленческие отношения руководителя и работника 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Выполнила студентка

                                                                                                            3 курса группы УП-28 СЭФ

                                                                                                            Специальности 080505

                                                                                                           Александрова Н.Н.

                                                                                             

                                                                                                           

                                                                                                            Проверила

                                                                                                            Г. С.  Дулина 
 
 
 

Чебоксары 2010

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблемы в работах зарубежных и отечественных учёных…………………………………………...6

   1.1. Управленческие отношения ………………………………………………6

   1.2. Принципы управления. …………………………………………………..18

  1.3. Роль речевого этикета во взаимоотношениях руководителя и подчиненного…………………………………………………………………….25

Глава 2. Основы управления персоналом и личный вклад руководителя…...34

   2.1. Управление людьми………………………………………………………34

   2.2. Личность руководителя и его роль в выстраивании взаимоотношений с сотрудниками…………………………………………………………………….42

Заключение……………………………………………………………………….50

Список  использованной литературы…………………………………………...52 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность. Управленческие отношения руководителя и работника являются актуальной темой на сегодняшний день. Общаясь со своими сотрудниками, руководитель, контролирует их работу, анализирует их настрой и мотивацию. Для того чтобы стать руководителем необходимо показать владельцу или вышестоящему лицу, что вы не только разделяете ценности компании, но и охраняете их, а значит будете требовать это от своих подчиненных.

     Личность  руководителя всегда влияет на подчиненного, и это влияние запускает трансформацию  личности сотрудника. Все мы сотканы  из различных влияний, которые позитивно или негативно меняли нашу личность в процессе жизни. Сильные стороны сотрудников - целеустремленность, творчество, настойчивость, трудолюбие развиваются под воздействием менеджеров организаций. Находясь в постоянном контакте, сотрудники организации пропитываются ценностями своих руководителей, встраивают их в свою психику. Если этого не происходит, то произойдет обозначенный ваше конфликт, который может закончиться увольнением сотрудника. Роль руководителя в этом процессе первостепенно, он как бы «выращивает» своих клонов, которые не только разделяют его представление о внутренних процессах и протоколах организации, но и мировоззрение в целом о внешнем мире. Со временем можно наблюдать совпадение взглядов руководителя и сотрудника как на управление компанией, так и на различные контексты за ее пределами.

     Личность  сотрудника, который особенно рьяно  продвинуться по служебной лестнице, подвержен слиянию с мировоззрением и ценностями своего руководителя. Говорить о позитивной или негативной трансформации, вызванной этим слияние можно, если сформулировать критерии для ее оценки. Такая трансформация негативно или позитивно влияет на психическое и физическое здоровье сотрудников. Например, если человек привык к нормированному рабочему дню, а его руководитель требует в первую очередь от себя трудоголизма, то данный сотрудник имеет вполне обоснованные шансы подорвать свое здоровье, сбившись с привычного для себя ритма труда и отдыха (биологических ритмов). Если для руководителя такое поведение норма, то для сотрудника первый шаг к профессиональному выгоранию, и данная трансформация негативно влияет на физическое здоровье, т.к. стресс способствует развитию многих хронических заболеваний [1,с.163].

     Разработанность. Теория управления как наука (в отличие от его определения) возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения. Причем само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход не Фредерик У. Тейлор, по праву считающийся родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых компаний - Луис Брандейс в 1910 г. Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим понятием подчеркивая, что «управление это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы».

     Позднее Лютер Гьюлик, теоретик в области управления 30-40-х годов, заявляет, что управление становится наукой, потому как оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории и потому, что «стремится на системной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества». Вполне очевидно, что эволюция теории и практики управления тесно связана с развитием промышленности и науки вообще. Видимо, эти процессы являются сопутствующими и тесно переплетены друг с другом.

     В отечественной социальной психологии выполнен целый ряд работ, направленных на исследование отношения работников к руководителю (Р.Б.Гительмахер, А.Л.Журавлев, А.Б.Зайцев, В.И.Секун, СВ.Сивуха), межличностной перцепции в системе управленческих отношений (Т.Ю.Базаров, Н.В.Бахарева, Р.Б.Гительмахер, А.Л.Свенцицкий), эталонных требований, предъявляемых к руководителям (С.П.Безносов, Э.С.Чугунова) и социальных представлений работников об ожидаемом (О.В.Горлов) и идеальном руководителе (Т.В.Герасимова, А.Л.Журавлев, С.Е.Поддубный, Н.П.Смирнова, В.А.Хащенко).

     Цель. Целью данной работы  является изучение управленческих отношений руководителя и работника.

     Задачи. Поставленная цель определяет задачи исследования:

  1. выяснить, что такое управленческие отношения;
  2. изучить виды управленческих отношений;
  3. рассмотреть принципы управления;
  4. определить, какова роль речевого этикета во взаимоотношениях руководителя и подчиненного;
  5. узнать в чём заключается сущность управления людьми;
  6. проанализировать роль руководителя во взаимоотношении с работником.

       Предмет. Управленческие отношения руководителя и работника в организации.

     Объект. Коллектив организации.

     Методы. Сбор фиксированной информации, анализ документов, математический анализ.

     Гипотеза. Управленческие отношения есть объективное проявление социальной жизни человека.

     Практическая  значимость. Курсовая работа может быть использована в качестве лекции со студентами и может быть применена в практической деятельности будущих руководителей.

     Апробация. Данная курсовая работа выполнена в рамках ВФ МАДИ (ГТУ) в группе УП – 28 СЭФ. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  УЧЁНЫХ

     1.1 Управленческие отношения

     Реализуя  цели и задачи социального управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. О понимании управленческих отношений  можно говорить двояко. Во-первых, в широком смысле, по факту включенности людей в систему социального управления. То есть безотносительно к тому, какой стороной этих отношений они выступают - активной или пассивной, субъектом или объектом. В таком понимании носителями управленческих отношений являются все социальные общности и индивиды, а область существования этих отношений совпадает с масштабами осуществления социальных управленческих воздействий в обществе. Следовательно, в широком смысле управленческие отношения представляют собой отношения между людьми по поводу упорядочения, организации совместной жизнедеятельности.

     Во-вторых, управленческие отношения рассматриваются  в узком смысле. Как и любые  общественные отношения, управленческие отношения являются результатом определенного вида человеческой деятельности- управленческой деятельности. В узком смысле управленческие отношения - это связи между субъектами управления. Связи возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими специальных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью.

     Существование подобного вида управленческих отношений  в системе управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловлен-ностью осуществляемых функции в рамках управляющей системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений.

     Субъектами  управленческих отношений являются все носители управленческой деятельности, соучастники управления независимо от их положения в структуре управляющей системы. В каждом случае субъект управленческих отношений может выступать и как субъект, и как объект управления в зависимости от направленности отдельного управленческого воздействия и характера взаимодействия [2,с.288].

     Управленческие  отношения есть объективное проявление социальной жизни человека, и в  этой связи они выполняют организующую функцию, обеспечивающую единство и  согласованность действий субъектов  управленческих отношений. Таким образом, управленческая деятельность есть и условие возникновения, и объект воздействия управленческих отношений.

     В общем смысле в качестве субъектов управленческих отношений выступают люди, их общности. Поэтому можно сказать, что законы управленческих отношений есть выражение связи между характером взаимодействия людей, осуществляющих совместную управленческую деятельность, и способностью их реализовать цели общества. Интересы являются объективными факторами, детерминирующими социальную активность человека во всех видах деятельности, в том числе и в управленческой деятельности. В механизме социального управления обмен управленческой деятельностью выступает как отношение интересов ее субъектов. Законы функционирования и развития управленческих отношений- это необходимая устойчивая взаимозависимость интересов -частных и общих - участников управленческой деятельности.

     Законы  функционирования и развития управленческих отношений составляют объективную  основу построения механизма социального  управления, определяют принципы его деятельности и совершенствования. По своему содержанию управленческие отношения представляют собой процесс взаимодействия субъектов управления по поводу осуществления управленческих функций, выработки и реализации управленческих решений. От того, как распределены управленческие функции, какую роль в процессе подготовки и принятия решений играют отдельные субъекты управления, зависит характер их взаимодействия, эффективность достижения целей общественной системы.

     Соотношение управленческих функций, прав и обязанностей по их выполнению должно обеспечивать взаимное воздействие, единство и независимость особых интересов субъектов управления. В этом случае процесс их взаимодействия направлен на поиск оптимального участия каждого в осуществлении решения, сочетания в его содержании и общих, и особых целей. Возникающая в результате этого система управленческих отношений окажется способной непрерывно совершенствоваться и перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями общественного развития, освобождаться от возникающих бюрократических наслоений, возможность которых объективно заложена в относительной обособленности субъекта и объекта управления [8,с.670].

Информация о работе Управленческие отношения руководителя и работника