Управленческие отношения руководителя и работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель. Целью данной работы является изучение управленческих отношений руководителя и работника.

Задачи. Поставленная цель определяет задачи исследования:

1.выяснить, что такое управленческие отношения;
2.изучить виды управленческих отношений;
3.рассмотреть принципы управления;
4.определить, какова роль речевого этикета во взаимоотношениях руководителя и подчиненного;
5.узнать в чём заключается сущность управления людьми;
6.проанализировать роль руководителя во взаимоотношении с работником.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблемы в работах зарубежных и отечественных учёных…………………………………………...6

1.1. Управленческие отношения ………………………………………………6

1.2. Принципы управления. …………………………………………………..18

1.3. Роль речевого этикета во взаимоотношениях руководителя и подчиненного…………………………………………………………………….25

Глава 2. Основы управления персоналом и личный вклад руководителя…...34

2.1. Управление людьми………………………………………………………34

2.2. Личность руководителя и его роль в выстраивании взаимоотношений с сотрудниками…………………………………………………………………….42

Заключение……………………………………………………………………….50

Список использованной литературы…………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

Организационное поведение.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     Управленческие  отношения являются неотъемлемым элементом  социальной жизнедеятельности в  любом обществе, их содержание и характер зависят от конкретно-исторического этапа его развития. Складывающиеся производственные отношения придают управленческой деятельности определенную социальную направленность. В классовом обществе эта деятельность и порождаемые ею управленческие отношения имеют классовый характер, так как люди, включенные в них, являются представителями определенных социальных групп, реализуют соответствующие интересы. Здесь проявляется необходимая причинно-следственная связь законов общественного развития и отношений управления. Социалистические управленческие отношения призваны гармонизировать интересы субъектов управления, направлять их действия на реализацию целей и задач развития общества.

     Управленческие  отношения охватывают все сферы  жизнедеятельности людей, и указанная необходимая связь находит свое выражение в каждой из сфер: экономической, политической, социальной, духовной. В них раскрывается конкретное содержание управленческих отношений. Однако управленческие отношения появляются составным элементом отдельных видов общественных отношений, имеют свою специфику, свои закономерности, которые определяются свойственной социальному управлению функцией по упорядочению, организации жизнедеятельности общества путем воздействия на ее субъектов.[17,с.607]

     ВИДЫ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ:

     1) Отношения централизма и самостоятельности.

     Функционирование  и развитие общественного организма  осуществляется как диалектическое единство движения социального целого и его отдельных элементов. Отсюда возникает необходимость выполнения одновременно как общих, так и частных функций в социальном управлении, иерархичности субъектов управленческой деятельности, что порождает соответствующую систему управленческих отношений. Одним из видов таких отношений являются отношения централизма и самостоятельности.

     Обе стороны этих отношений органически  присущи деятельности субъектов  управления, существуют неразрывно, в  диалектическом единстве. Свое конкретное выражение отношения централизма  и самостоятельности находят  в распределении прав и обязанностей между отдельными участниками управленческого процесса.

     Отношения централизма - это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций управления. Такого рода отношения существуют, например, между общегосударственным аппаратом и отраслями, отраслями и объединениями, предприятиями, предприятием и цехами, их органами управления.

     Две стороны отношений - централизм и самостоятельность - в деятельности субъектов управления взаимно дополняют друг друга. Чем больше прав и обязанностей у одних, тем меньше их у других. Работа механизма социального управления требует определенного соответствия между централизмом и самостоятельностью. Централизм в управленческих отношениях оправдан лишь в той мере, в которой он необходим для обеспечения движения объекта управления к общей цели. Наиболее успешно решение этой задачи в деятельности центральных органов управления достигается на основе принципа - разрешено все, что не запрещено.

     Единство  централизма и самостоятельности  в деятельности субъекта управления диалектично, имеет противоречивый характер. Определенные противоречия между интересами нижестоящих и вышестоящих участников управленческого процесса возникают в силу отличия их положения в системе управленческих отношений, наличия особых интересов у каждого из них. Превалирование особых интересов вышестоящих органов управления приводит к стремлению расширить свои права, усилить централизацию, а у нижестоящих - как можно полнее освободиться от нее.

     Преодоление негативной тенденции к чрезмерной централизации в социальном управлении требует перераспределения прав и обязанностей между вышестоящими и нижестоящими органами управления в пользу последних, ограничения прав и обязанностей вышестоящих органов теми, которые необходимы для обеспечения общей цели управления. Особенно, важно создание условий, определение гарантий невмешательства в деятельность нижестоящих участников управленческого процесса со стороны вышестоящих вне рамок их установленных полномочий. В свою очередь, должна быть обеспечена способность вышестоящих органов воздействовать на нижестоящие для приведения их деятельности в соответствие с общественно необходимыми требованиями. Отсутствие такой способности приводит к развитию группового эгоизма, дезорганизующего жизнь общества, о чем свидетельствует практика первых лет осуществления перестройки экономической системы в нашей стране.

     В зонах приоритета деятельность каждого  из субъектов может развиваться  самостоятельно. Они являются независимыми и полноправными в рамках установленных  полномочий. Исключается вмешательство  в дела друг друга. Зона паритета является зоной, где пересекаются общие и особые интересы субъектов управления. Здесь создаются возможности для отыскания взаимоприемлемых, согласованных решений, что позволяет учесть многообразие интересов на пути совместного достижения поставленной цели. Реализация принципа сбалансированного приоритета особенно важна при организации взаимодействия соподчиненных субъектов управления. Установление зоны юридически и реально гарантированной независимости нижестоящего субъекта дает возможность активно включать его интересы, развивать самодеятельность, сводить до минимума произвольные вмешательство вышестоящего субъекта управления, не допускать бюрократизации. Конкретная совокупность функций, прав и обязанностей, составляющая содержание зон приоритета и паритета, зависит от особенностей управленческой деятельности, характера выполняемых задач. С их изменением меняется и содержание зон, сохраняется при этом общий принцип организации. Достижение и поддержание единства централизма и самостоятельности имеет огромное значение для обеспечения жизнедеятельности общества, каждой его сферы. Практическая реализация этого принципа предусматривает четкое разграничение функций центра и мест, прав и сфер их деятельности, выработку механизма согласования общесоюзных, республиканских и местных интересов.

     2) Отношения субординации и координации

     Отношения субординации - это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне - между руководителями и исполнителями.

     Субординация, в первую очередь, вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимоувязки с особыми интересами посредством определенной соподчиненно. В соответствии с ней вышестоящие субъекты управления, объективно выражающие общий интерес во всем его многообразии, задают цели нижестоящим, которые призваны реализовать их в деятельности с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается, но цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления.

     Для ведения субординационных отношений  субъекту управленческой деятельности придаются функции распорядительства, осуществление которых основано на использовании, главным образом, прямых, властных методов управленческого воздействия. Таковыми являются административные методы, суть которых состоит в том, что на основе приказов и распоряжений взаимодействия людей в системе управления, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса. Однако, преобладание административных методов, характерное при чрезмерном расширении субординационных связей, ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала, к снижению действенности социального управления, а в крайних случаях к его вырождению, неспособности обеспечить общественное развитие.

     Сложность и многообразие объекта социального  управления, его целей и задач, видов деятельности обусловливает  необходимость наряду с вертикальными  горизонтальных связей между отдельными его социальными элементами в процессе жизнедеятельности общества. Это предполагает наличие соответствующих отношений между субъектами управленческой деятельности, реализующими такие связи, - отношений координации. Данные отношения характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации есть проявление самостоятельности субъектов управленческих отношений.

     Отношения координации устанавливаются между  отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные, специфические функции и входящими  в различные линии субординации. В качестве таких звеньев выступают, например, органы управления смежных отраслей, предприятий, цехов - в экономической сфере; общественных организаций - в политической сфере и т. п.

     Отношения координации предоставляют участникам управленческого процесса необходимую  самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы. Происходит адаптация, их взаимное приспособление на основе достижения единой цели, что позволяет найти наилучшие пути движения. Цель выступает объективным организующим, координирующим началом, связывает особые интересы субъектов управленческих отношений и общим интерес, который придает их действиям единую направленность. Исключительную роль приобретают демократические методы выработки единой цели, социально-экономические и организационные методы формирования отношений координации при её реализации. К числу таких методов можно отнести методы обсуждения, изучения общественного мнения, программно-целевой метод и т. п.

     3) Отношения ответственности

     Одним из важнейших элементов системы управленческих отношений, обеспечивающих во взаимодействии с другими ее элементами функционирование и развитие механизма социального управления, являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели. По существу, ответственность выступает как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений в условиях общественного разделения труда. Механизм ответственности органически связан с принципом эквивалентности во взаимодействии между субъектами управления в том случае, если деятельность одного из них причиняет ущерб интересам другого (например, неправильные управленческие решения, некачественно выполненные работы).

     Распределение прав и обязанностей лежит в основе отношений централизма и самостоятельности, субординации и координации. Обеспечивая  действие механизма выполнения прав и обязанностей, ответственность  является необходимой основой существования всей структуры управленческих отношений.

     Объективной основой установления отношений  ответственности в социальном управлении являются интересы субъектов управленческой деятельности. Отношения ответственности  между ними реально существуют, если они устанавливаются посредством и взаимодействия особых интересов субъектов управления, когда от выполнения принятых взаимных прав и обязанностей зависит реализация собственных интересов этих субъектов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение прав и обязанностей влечет нанесение ущерба собственным интересам, и наоборот, Права и обязанности субъектов управленческой деятельности определяются потребностями общества, отдельных общностей. Поэтому отношения ответственности, воздействуя на собственные интересы участников управленческого процесса, создавая их заинтересованность в достижении общей цели, служат важным цементом механизма соединения, гармонизации индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

     Ответственность, выступая как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений, обладает специфическим свойством социальной направленности. Ответственность субъекта управления направлена прежде всего в ту сторону, которая определяющим образом влияет на его положение, интересы. Так, в жестко централизованной системе управления, где руководитель предприятия назначается вышестоящим органом, ответственность руководителя по преимуществу направляется в сторону этого органа управления. В то же время для обеспечения эффективной управленческой деятельности ответственность субъекта управления должна быть направлена, в первую очередь, в сторону, выразителем интересов которой он по своему реальному положению и предназначению является. Таким образом, необходимо создание механизма реализации ответственности, при котором положение в системе управленческих отношений субъекта управления придает его ответственности социальную направленность и сторону того объекта, выразителем интересов которого субъект является.

     Противоречия  в отношениях ответственности обусловлены противоречиями интересов отдельных субъектов управления - личностей, социальных групп, коллективов, ведомств, организаций. Противоречия возникают по объективным и субъективным причинам: из-за различий положения в системе социальных отношений, вследствие узости подхода к решаемым задачам, эгоистических побуждений, некомпетентности, корыстных намерений, противопоставления особых интересов общим, В результате возникает стремление превысить свои права, уйти от должного выполнения обязанностей. Разрешение противоречий происходит при обоюднонаправленном характере ответственности. Если в системе социального управления ответственность имеет преимущественно однонаправленный характер, например, от нижестоящих к вышестоящим субъектам управленческих отношений, от предприятия к отраслевым органам управления, от потребителя к производителю, то нарушается взаимодействие интересов, противоречия разрешаются, как правило, в ущерб общенародным интересам. Такое же наблюдается при иной, обратной направленности.

Информация о работе Управленческие отношения руководителя и работника