Физическая подготовка пловцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

 

Процентное соотношение видов силовой подготовки в зависимости от длинны дистанции (табл. 2)

                                                                                                     Таблица №2

 

Вид подготовки

Величина отягощения (%) от макс

Спринт

Средневики

Стайеры

Силовая выносливость

40

45

55

70

Взрывная сила

45

30

25

20

Максимальная сила

80

25

20

10

 

Спринтеры обладают лучшим по сравнению со стаерами  запасом скорости и худшим уровнем развития выносливости. Это непосредственно  связано с различной динамикой нагрузки для спринтеров и стайеров. Так у спринтеров общий обьем плавания составляет 2100-2300км в год, стайеров 2500-2800, средневики-2200-2500 км (табл. №3).

                                                                                                                            Таблица№ 3 

Общее количество тренировочных дней

810-840

- из них соревновательных дней

56-60

- дней централизованной подготовки

250-300

- общее количество тренировочных часов

1100-1300

- количество часов в воде

900-970

- количество часов на суше

290-320

 

Повышение нагрузки членов национальной команды в олимпийском цикле подготовки может составлять 3-5% в год при условии, что спортсмены имеют достаточный адаптационный резерв. В отдельных случаях во избежании физиологического и психического истощения объемы тренировочных нагрузок талантливых пловцов могут быть снижены на заключительном этапе подготовки на 8-10%.

 

3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки.

 

          Выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней подготовки: зону первых больших успехов, зону оптимальных возможностей, зону поддержания высоких результатов.

                                                                                                                       Таблица №4

 

Дистанция

Зона первых

больших успехов

Зона оптимальных

возможностей

Зона поддержания

высоких результатов

 

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

100,200 м

17-18

15-16

19-22

17-20

22-25

21-23

400 м

16-17

14-15

18-21

16-18

21-24

19-21

800-1500 м

15-16

14-15

18-20

16-17

20-23

18-20

 

На сегодняшний день, лишь немногие из них могут достигнуть зоны первых больших успехов, а тем более зоны оптимальных возможностей в процессе подготовки пловцов. Известно, что путь к высшим достижениям в плавании у мужчин составляет 10 лет, у женщин на 2-3 года меньше. Такая продолжительность подготовки характерна для подавляющего большинства сильнейших пловцов мира.

       Необходимо отметить, что мнение об омоложении плавания является необоснованным. Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в плавании достаточно стабильны [2]. Например, средний возраст пловцов-финалистов олимпийских игр и чемпионатов мира колеблются в пределах 17,2 - 17,6 года у женщин и 19,4 - 20,1 года у мужчин; что же касается некоторого омоложения участников менее крупных соревнований, то оно как правило, обусловлено организационными, социальными и методическими причинами (в том числе и элементами формирования результатов), а не предрасположенностью спортсменов к достижению высоких результатов в раннем возрасте

  

 

 

3.4  Значение  длины « шага» и темпа при подготовке пловцов.

 

Длина "шага" и темп могут служить ключом к выявлению конкрет­ных особенностей техники пловцов и оценке индивидуальных изменений техники в процессе тренировки.

В плавании более длинный "шаг" является одним из главных различий между хорошими и средними спортсменами, имеющими одинаковые показатели максималь­ного потребления кислорода, рост и массу тела. Учитывая энергетическую неэффективность высокого темпа движений, первым резервом в повышении скорости плавания следует счи­тать увеличение длины "шага" и только после этого искать пути повышения темпа движе­ний [11] Очень важно в возрастном аспекте определить наиболее благоприятные периоды разви­тия темпа и "шага" гребковых движений и систематизировать основные средства подготовки.

Исследованиями, проводимыми в плавании вольным стилем на девушках и юношах 11-17 лет по трем основным показателям: скорость проплывания 50 м со старта; темп гребковых движений; "шаг", т. е. расстояние, проплываемое за один цикл, было установлено, что к 13 годам мальчики и девочки достигают максимального темпа гребковых движений и дальнейшее увеличение скорости плавания осуществляется преиму­щественно за счет увеличения длины "шага". (Темп и "шаг" гребковых движений регистрировались при проплывании дистанции 50 м со старта).

     Наиболее наглядно эта тенденция прослеживается у девушек. Так, например, высокие темпы прироста скорости плавания у девочек 11-12 лет (11,7%) и 12-13 лет (11,0%) достига­ются в первой возрастной категории за счет одновременного увеличения на 6,1% темпа и "шага" гребковых движений, а во второй - за счет достоверного увеличения длины "шага" на 7,8%. В дальнейшем скорость плавания повышается за счет увеличения длины "шага" при стабилизации темпа движений (см. табл.№5).

                                                                                                                                       

                                                                                                                       Таблица №5

                                                                

Показатели

 

Возраст (лет) юноши

 

 

 

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

 

 

 

Количество обследованных спортсменов

 

 

 

34

53

52

46

47

     38

 

 

 

Изменение показателей, %

 

Скорость

10,3**

    9,4**

  4,5**

   5,0**

2,8* Q*

3,6*

Темп

14,0**

1,6

-6,5*

4,0*

2,0

   -4,0*

"Шаг"

    -3

9,9*

10,0**

1,1

1,0

7,9*

 

 

Возраст (лет) девушки

 

 

 

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

 

 

 

Количество обследованных спортсменов

 

 

 

30

33

32

31

34

-

 

 

 

Изменение показателей, %

 

Скорость

11,7**

11,0**

   3,3*

   3,1*

1,9*

-

Темп

6,1*

3,0

0

-1,0

-1,0

-

"Шаг"

6,1*

7,8*

3,1*

4,1*

2,8*

-

Информация о работе Физическая подготовка пловцов