Физическая подготовка пловцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

         Примечания:

** - темпы прироста достоверны на уровне значимости 0,99.

* - темпы прироста достоверны на уровне значимости 0,95.

   У юношей динамика изучаемых показателей имеет некоторые отличия.     

Высокие темпы прироста скорости плавания в 11-12 лет (10,3%) и 12-13 лет (9,4%) обусловлены в первой возрастной категории увеличением темпа на 14%, а во второй - увеличением длины "шага" на 9,9%. В 13-14 лет скорость возросла на 4,5% за счет увеличения длины "шага" на 10,0% при снижении темпа на 6,5%. Повышение скорости плавания в 14-15 лет на 5,0% и в 15-16 лет на 2,8% обусловлено увеличением темпа соответственно на 4,0 и 2,0% при стабилизации длины "шага".      

    Если учесть, что в 13-14 лет темп уменьшился на 6,5%, а в последующем уве­личился на 6,0%, то есть все основания утверждать, что показатели темпа возвратились к исходным значениям, достигнутым в 13-летнем возрасте, и, следовательно, скорость пла­вания возросла за счет увеличения длины "шага" в возрасте 13-14 лет. Именно поэтому воз­раст 13-14 лет является ключевым в становлении технического мастерства пловцов и достиг­нутая в этом возрасте длина "шага" определяет конечные результаты спортсмена на этапе спортивного мастерства. У девочек таким "критическим" периодом является возраст 12-13 лет.

У юношей в 16-17 лет скорость повышается на 3,6% за счет достоверного увеличения длины "шага" на 7,9% при снижении темпа на 4,0%.

Таким образом, материал исследований убедительно свидетельствует о том, что после 13-летнего возраста скорость плавания повышается за счет увеличения длины "шага", причем при этом выделя­ют два периода:

1) 12-13 лет у девочек, 13-14 лет у мальчиков;

2) 14-16 лет у девушек, 16-17 лет у юношей.

В первом возрастном диапазоне (12-13 лет девочки, 13-14 лет мальчики) для повыше­ния длины "шага" необходимо использовать преимущественно средства общей силовой и координационной подготовки, а также элементы "искусственной управляющей среды", а во втором (14-16 лет девушки и 16-17 лет юноши) акцент следует сделать на специальную силовую подготовку на суше и на воде.

Для увеличения длины "шага" и повышения максимальной скорости плавания значительное внимание уделять плаванию в медленном темпе (20-30 циклов в минуту) с установкой на мощный гребок. На основании эксперименталь­ных данных авторы приходят к выводу, что пловец, не обладающий длинным "шагом" на медленной скорости, не имеет достаточного резерва повышения скорости плавания за счет увеличения темпа.

Проведенные исследования свидетельствуют, что между длиной "шага" при пла­вании в темпе 20-30 циклов в минуту и максимальной скоростью плавания существует дос­товерная связь, т. е. если спортсмен повышает длину "шага" при плавании в темпе 20-30 циклов в минуту, у него возрастает максимальная скорость. При этом повышение длины "шага" должно достигаться при сохранении целостности и естественности движений. Техни­ческая тренировка в темпе 20-30 циклов в минуту не должна значительно превышать 2000 м за тренировку. Например: 2х (400 м в темпе 20-30 цикл/мин с установкой на наименьшее ко­личество гребков + 60 с отдых + 200 м сделать меньше гребков, чем на 400 м (на 50-метровом отрезке) + 60 с отдых + 2x100 м с интервалом 30 с (сделать меньше гребков, чем на 200 м) + 50 м с соревновательной скоростью при максимальной длине "шага" + 90 с отдых + 4х25 м с соревновательной скоростью при максимальной длине "шага").

Следует отметить, что при спринтерском плавании мышцы-агонисты и антагонисты сокращаются одновремен­но. Злоупотребление спринтом формирует "жесткий" стиль плавания и приводит к возникно­вению "скоростного барьера". Вместе с тем, при плавании в темпе 20-30 циклов в минуту при сокращении мышц-агонистов мышцы-антагонисты расслабляются, что в дальнейшем создает хорошие предпосылки для экономичного спринта.

     Плавание в темпе 20-30 циклов в минуту с установкой на увеличение длины "шага" и спринт проводятся в следующих вариантах: без дополнительных приспособлений (лопатки, тормоз и пр.); в ластах; в маленьких лопатках; с тормозом (шнур с поролоном, плавательные трусы с кармашками, пояс со встав­ными стаканами); в маленьких лопатках с тормозом.При использовании тормозного приспособления уменьшение скорости должно состав­лять 5, 10 и 15% от максимальной скорости.

   Следующим эффективным средством совершенствования мастерства яв­ляется плавание с использованием различных обтекателей и "контактное силовое лидиро­вание"[14]. В этом случае дости­гается оптимальное соотношение между темпом и "шагом" гребковых движений, и спорт­смен постепенно осваивает тот вариант скоростной техники, который не может быть смоде­лирован в обычных условиях. Простейшим примером "контактного силового лидирования" может служить "протяжка" спортсмена с помощью резины.

Их применение позволяет сформировать современную скоростную технику плавания без суще­ственных изменений показателей тестов "на силу".

          

 

3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов.

 

      Технические средства в спорте - это устройства, системы, комплексы и аппаратура, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и системы организма, для обучения и совершенствования двигательных навыков, а также для получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности.

       Тренажер (от англ. train - воспитывать, обучать, тренировать) - учебно-тренировочное устройство для обучения и совершенствования спортивной техники, развития двигательных качеств, совершенствования анализаторных функций организма

      Трена­жеры различаются по своему конструкторскому решению. Их технические особенности оп­ределяются необходимостью преимущественного развития того или иного двигательного ка­чества или одновременно нескольких.

              В последнее время все большее распространение получают такие тренажеры, которые позволяют осуществить принцип сопряженного воздействия, т. е. одновременно совершенствовать физические каче­ства и техническое мастерство спортсмена [12]

Применение в тренировке спортсменов специальных тренажерных устройств, позволяющих моделировать различные режимы работы мышц, является одним из средств совершенствования процесса тренировки.

Характерной чертой современной методики спортивной трени­ровки является единство аналитического и синтетического подхода. Это значит, что необхо­димо не только совокупно совершенствовать все те качества, от которых зависит результат спортсмена, но и воздействовать на них избирательно. Именно в этом отношении интересны и перспективны упражнения локального характера на специальных тренажерах СБА для повышения функциональных возможностей относительно слабых мышечных групп, не получающих достаточной нагрузки в процессе обычной тренировки, но необходи­мых для сохранения межмышечных соотношений при повышении спортивного мастерства занимающихся[6]

Следует обратить внимание на то, что при локальной мышечной нагрузке отмечены более высокие показатели уровня насыщения крови кислоро­дом и электроактивности мышц. Это свидетельствует о возможности повысить интенсив­ность тренировок путем целенаправленного применения большого количества упражнений локального и регионального характера на различных тренажерах. Применяемые тренажеры, имеют следующие преимущества:

-возможность избирательной тренировки наиболее важных мышц и мышечных групп;

-способность к активизации всего сократительного аппарата мышц (мышечное со­кращение может быть более сильным, удерживаться дольше и повторяться большее количе­ство раз, чем при произвольном максимальном усилии);

-возможность вовлекать в работу в первую очередь группы мышц, с трудом трени­руемые обычными средствами.

В целом, рациональное применение разнообразных технических средств дает возможность:

1.Целенаправленно решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов и более эффективно проводить обучение их технике спортивных упражнений.

2. Расширить круг средств и методов, применяемых в физической и технической подготовке спортсменов.

3.Избирательно и целенаправленно развивать основные или специфические группы мышц, участвующие в соревновательном движении.

4.Применять упражнения локального и регионального характера, способствующие укреплению относительно слабых звеньев мышечной системы спортсменов.

5.Избирательно воздействовать на определенные мышечные группы с учетом фаз движений, где необходимо проявление максимальных усилий.

     В практике подготовки сильнейших пловцов широкое распространение получили следующие тренажерные устройства: пружинно-рычажной тренажер Хюттеля-Мертенса, "Мини-джим", "Биокенетик", тренажерные устройства и приспособления, направленные на преодоление силы тяжести, трения, сжатия ("экзер-дженни" и инерционные тренажеры, различные блочные устройства, резиновый амортизатор, плавание в одежде с различными браслетами и специальными поясами, увеличивающими массу спортсмена и т.д.).

  Применяется также плавание со специальными "тормозами", с лопатками различной формы и площади (О.П. Киселева и П. Андерсон); «ведерками»,  плавание с растягиванием резинового шнура, поролоновых «волокуш», водный тренажер (Б.Г. Понарин), плавание со щитками, увеличивающими миделевое сечение тела спортсменов, гидроканал (С.Н. Петров), транспортировка партнера  (Р.Мадригал) и др.

    Имитация гребковых движений на тренажерах связана с возникновением определенных трудностей:

- при имитациях не воспроизводится  полный цикл плавательного движения;

- возвращение рук в и.п. происходит под воздействием внешних сил  и часто вместо расслабления пловцу приходится проявлять дополнительное уступающее напряжение (Д.Е. Манцевич);

- движение тела пловца при работе на большинстве  тренажеров  и в условиях соревновательного плавания  значительно отличается. В данном случае отсутствуют вращательные движения туловища вокруг вертикальной и продольной осей, что существенно изменяет условия приложения и величину мышечных усилий;

- не всегда удается добиться непрерывности при выполнении имитационных упражнений на тренажерах.

Однако, несмотря на это, применяемые в процессе подготовки тренажеры позволяют значительно тоньше дифференцировать режим работы мышц при выполнении силовых упражнений. 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

4 Развитие физических качеств и функциональных систем.

 

4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем.

 

Наилучший возраст для обучения двигательным действиям — 8—12 лет. В эти годы легко осваиваются новые, ранее неизвест­ные движения. Достаточно буквально одного показа и объяснения, чтобы новое упражнение было выполнено, что называется «с хо­ду». Это связано с тем, что у детей 8—12 лет отмечаются наиболь­шие нормы прироста в развитии почти всех физических качеств: быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Кроме того, у них особенно заметно проявляются психологическая готовность к со­знательному освоению материала, смелость, активность, интерес к движениям.

      Как показал анализ материалов по работе ДЮСШ за послед­ние 15 лет в Беларуси большая часть пловцов высо­кого класса начала заниматься плаванием в 7—12 лет. Очевидно, что этот возрастной диапазон является оп­тимальным для проведения массового обучения плаванию, отбора и начала многолетней тренировки.

     При специальной подготовке пловцов необходимо учитывать возрастные особенности организма. Незнание этих особенностей при­водит к низкой эффективности процесса обучения, потере интере­са к плаванию и отсеву, может нанести вред здоровью[3]

     Исключительно важное значение имеет учет особенностей пу­бертатного периода —наиболее острого периода в развитии ребенка, когда совершается переход от младшего школьного возра­ста к среднему и старшему. В это время происходит бурное раз­витие и перестройка всех систем организма. Внешне это особенно выражается в увеличении размеров тела в длину. Так, у девочек с 11 до 13 лет, а у мальчиков с 13 до 15 средний годовой прирост длины тела с 4 см увеличивается до 8—10 см. Это отрицательно сказывается на качестве выполнения движений и вызывает вре­менное ухудшение координации. Подростки с большими тотальны­ми размерами тела не имеют функциональных преимуществ перед своими сверстниками. Более того, отклонения от нормы в показа­телях кардиореспираторной системы чаще отмечаются у детей вы­сокого роста, что необходимо учитывать в практической работе.

В пубертатный период для всех физических качеств характерны наибольшие темпы прироста. Под влиянием физических упражне­ний, тренировки показатели некоторых из них (например, вынос­ливости и силы) увеличиваются в 2—2,5 раза.

Развитие опорно-двигательного аппарата и физических качеств происходит гетерохронно, т. е. неодновременно, что необходимо учитывать при выборе тренировочных упражнений преимуществен­ной направленности

        Основной механизм гребковых движений (ритмическая структура) складывается у мальчиков-пловцов уже в 11-12 лет. В 12-14 лет в силу резкого увеличения длины рабочих рычагов и площади гребущих поверхностей (за это время длина руки увеличивается на 11,5%, а площадь кисти на 31,1%) и отставания прироста силовых и скоростно-силовых возможностей происходит некоторое ухудшение качества выполнения фаз захвата и подтягивания.

           С 14 до 16 лет улучшаются динамические параметры гребковых движений, что совпадает по времени с интенсивным увеличением силовых потенций юных пловцов. Динамические параметры фаз захвата и подтягивания в наибольшей мере характеризуют техническое мастерство юных пловцов, а динамические параметры фазы отталкивания и импульс силы связаны с уровнем развития силовых возможностей [8].

           Учитывая высокую степень подобия динамики созревания морфофункциональных показателей у девочек и мальчиков с 11 до 16 лет (девочки опережают мальчиков на 1,5-2 года) планирование и содержание тренировочных программ для девочек в этом возрастном диапазоне должны коренным образом отличаться от программ для мальчиков (Э.Г. Мартиросов, И.В. Чеботарева, А.Р. Воронцов, В.Р. Соломатин, Е.Е. Вовк).

Информация о работе Физическая подготовка пловцов