Физическая подготовка пловцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

  Учет половой дифференцировки и возраста спортсмена и его тренировочный стаж, позволяет индивидуализировать содержание подготовки, а также повысить точность диагностики спортивной одаренности в пубертатном периоде развития. Сопоставление биологического возраста с соматической и функциональной зрелостью дает возможность более точно оценить готовность юного спортсмена к выполнению тренировочных нагрузок различной физиологической направленности. Высокий уровень соматической и функциональной зрелости при низком балле биологического возраста служит одним из признаков спортивной перспективности

 

  4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях

 

Физическая подготовленность спортсмена характеризуется возможностями функциональных систем организма, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность. В  процессе подготовки пловцов важное место занимает определение физических показателей спортсмена. Они помогают тренеру выявить недочёты и положительные стороны тренировки, внести коррективы в действующие планы и наметить определенные методы и средства для составления очередных планов подготовки пловцов.

Тренированный человек может быстрее усваивать ритм раздражений и воспроизводить более высокую частоту, что свидетельствует о повышенной    лабильности нервных клеток.

  У тренированных, особенно к скоростной работе, увеличена подвижность нервных процессов. Это проявляется в укорочении скрытого периода двигательных реакций, уточнении дифференцировок и повышении скорости переработки, поступающей от анализаторов информации. Для спортсменов-стайеров характерна высокая уравновешенность нервных процессов.

      При тренировке происходят значительные морфологические и функциональные изменения во всех звеньях двигательного аппарата (мышцы, кости, сухожилия связки). Рабочая гипертрофия мышц происходит за счет увеличения объ­ема отдельных мышечных волокон. Развитие скелетных мышц ведет к увеличению удельного веса тела. Этому способствуют потери воды и жира при физических нагрузках. Прекращение же тренировки вызывает уменьшение мышечной массы. Гипертрофия скелетных мышц сопровождается улучшением их кровоснабжения.

     В тренированных мышцах увеличивается количество миоглобина, что повышает кислородную емкость мышц и способствует интенсификации окислительных процессов. У тренированных, особенно к скоростной работе, повышены возбудимость и лабильность мышц.

       В тренированном организме увеличены запасы углеводов, что очень важно для повышения работоспособности (особенно при выполнении длительной и напряженной мышечной деятельности). За­пасы жира относительно уменьшены. Основной обмен находится в пределах стандартных величин или несколько понижен. При час­тых тренировочных занятиях и особенно выступлениях на соревно­ваниях он может быть значительно выше стандартных величии. В дни после напряженных нагрузок основной обмен повышен, снижаясь в последующие дни отдыха. В связи с этим повышение основного обмена у спортсменов надо рассматривать, как следствие неполного восстановления после тяжелой работы.

       В процессе тренировки происхо­дят морфофункциональпые изменения органов дыхания. Это явля­ется одним из важнейших условий, обеспечивающих увеличенное потребление кислорода при работе. Эти изменения выражаются в развитии дыхательных мышц, о чем можно судить по увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и максимальной вентиляции легких (МВЛ). ЖЕЛ у пловцов наиболее велика, что обусловлено особенностями дыхания при плавании [4]. Преодоление сопротивления воды при вдохе и выдохе способствует развитию дыхательных мышц. У более тренированных дополнительный объем вдоха больше дополнитель­ного объема выдоха. ЖЕЛ зависит от веса тела. Поэтому для оценки дыхательных функций более информативен так называемый жизненный показа­тель, т. е. отношение ЖЕЛ (в мл) к весу тела (в кг).

  Систематическая тренировка, особенно к длительной циклической работе, сопровождается биохимическими, морфологическими и функциональными изменениями сердца и сосудов. Главную роль в этом играет усиление парасимпатических (холинергических) и угнетение адренергических влияний на органы кровообращения. Объем  сердца (см3)  в определенной мере зависит от веса тела и роста. При расчете на 1 кг веса он составляет у тренированных мужчин 10 -18,5 см3 кг, у женщин – 7 – 14,5см3 кг.  Относительную величину объема сердца с учетом веса и роста следует определять так: объём сердца (см3) разделить на вес (кг) рост (см).  Полученная величина, выраженная в условных единицах, у тренированных равна 40—152, у нетренированных—25-80.

Минутный объем крови при повышении уровня тренированности уменьшается, что обусловлено лучшим использованием кислорода тканями и вследствие этого понижением их потребности в кровоснабжении. Следовательно, по изменениям систолического и минутного объема крови при мышеч­ной работе можно судить о динамике тренированности спортсменов.

  Следует отметить, что показатели тренированности зависят и от спортивной специализации. Например, у спортсменов-стайеров морфо - функциональные изменения органов дыхания и кровообращения выражены более ярко, чем у спринтеров. Различны у них и реакции на одинаковую работу. Так, при одинаковой скоростной работе у стайеров легочная вентиляция увеличивается меньше, а коэффициент использования кислорода нарастает больше, чем у спринтеров[11].

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Факторы, влияющие на спортивные достижения.

 

5.1 Весо-ростовой  показатель

 

Для того, чтобы выявить потенциальные спортивные возможности ребенка, необходимо иметь четкое представление о факторах, определяющих высокие спортивные достижения в плавании.

Установлено, что пловцы в зависимости от специализации имеют статически существенные различия в особенностях телосложения и уровне физической подготовленности, которые обусловливают успех в каждом способе плавания и в каждой дистанции (см приложение А)

Для кролистов-спринтеров характерны высокий рост, большой вес, длинные конечности, хорошо развитая мускулатура. У спринтеров большие величины обхватов грудной клетки, плеча, бедра, талии, соответственных площадей сечений и диаметров, что свидетельствует о высоком уровне силовой подготовленности. Особенности телосложения спринтеров позволяют им успешно выполнять работу скоростно-силовой направленности в анаэробной зоне энергообеспечения.

В плавании вольным на 1500м отличительными признаками являются средний рост, небольшой вес, высокий весо-ростовой индекс. Небольшие величины обхватов и сечений, а также активной массы тела свидетельствуют о невысоком уровне подготовленности, что подтверждается результатами измерений силы у этих пловцов. Небольшие размеры тела и слабо  выраженный рельеф мышц обеспечивают  форму тела. Высокие функциональные показатели у этих пловцов (величина ЖЕЛ и уровень подвижности в суставах) служат предпосылками для успешного выполнения работы в зоне аэробного энергообеспечения.

У представителей плавания на спине самый высокий рост, длинные конечности, высокий весо-ростовой индекс, «лёгкие ноги» и хорошо развитые мышцы плечевого пояса и рук, широкая, но уплощенная форма грудной клетки. Благодаря большому росту, равномерному уменьшению площадей сечения сверху вниз и гладкой (не отличающейся выраженным рельефом) мускулатуре форма тела у них хорошо обтекаема. Они имеют самые высокие показатели ЖЕЛ и подвижности в суставах.

В плавании дельфином  спортсмены характеризуются  средним ростом, длинное туловище, короткие ноги, хорошо развитые мышцы плечевого пояса, туловища, рук и ног. Вес тела, площади сечений  и результаты измерений силовых показателей свидетельствуют о высоком уровне силовой подготовленности. Кроме того, они обладают хорошей подвижностью в суставах, что необходимо учитывать при  составлении тренировочной программы.

Пловцы-брассисты отличаются средним ростом, низким весо-ростовым индексом, большим весом. Величины обхватов и сечений свидетельствуют, что у брассистов хорошо развиты ягодичные мышцы, а также мышцы бедра и голени. Поэтому они имеют самые высокие показатели силы ног. Величина ЖЕЛ и подвижность в плечевых суставах меньше, чем у пловцов других способов плавания. У них самая высокая степень подвижности в коленных и голеностопных суставах (тыльное сгибание стопы), что служит предпосылкой успеха в плавании брассом.

Спортсмены, специализирующихся в комплексном виде плавания, большой рост, обхват грудной клетки и высокий весо-ростовой индекс. Величина активной массы тела, обхваты и площади сечений  свидетельствуют о разносторонней силовой подготовленности пловцов. У них высокий показатель ЖЕЛ и хорошая подвижность во всех суставах[4]

 

5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.

 

         Оценка физического развития и особенностей телосложения должна быть комплексной, с использованием данных, полученных в результате соматоскопии и антропометрии (см. приложение Б).

  Индексы определения физического развития:

      1.Индекс Пирке (Бедузи) рассчитывается по формуле: D - Dc / Dc x 100,

где D - длина тела стоя (см), Dc - длина тела сидя (см).

Принцип оценки: величина показателя позволяет судить об относительной длине ног: менее 87% - малая длина ног; 87-92% - пропорциональное физическое развитие, более 92% - относительно большая длина ног.

      2.Индекс Пинье рассчитывается по формуле:  D - (М + О), где D - длина тела стоя (см); М - масса тела (кг); О - окружность грудной клетки (см).

Принцип оценки. Чем меньше величина индекса Пинье, тем лучше показатель (при условии отсутствия ожирения). Величина индекса менее 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 - хорошее, от 21 до 25 - среднее, от 26 до 35 - слабое, более 36 - очень слабое.

3.Метод Вучерка предусматривает расчет индекса физического развития (ИФР), позволяющего оценить степень биологической зрелости подростка на основании учета соотношений отдельных признаков физического развития. Формула Вучерка имеет следующий вид:

            ИФР = [0,5 (ширина плеч + ширина таза) х рост] / [(длина верхней конечности х окружность плеча + длина нижней конечности х окружность бедра в сантиметрах) х массу] кг.

Установлено, что в возрасте 12-14 и 15-16 лет эти два метода оценки биологической зрелости организма (по сравнению с другими общеизвестными методами, например по окостенению запястья, относительной массе тела) находятся в наиболее тесной корреляционной зависимости (коэффициент корреляции составляет соответственно 0,92 и 0,89).

   4.Проба Летунова (применяют при исследовании  всех спортсменов): состоит из 20 присед, после которых в течение 3 мин восстановительного периода измеряются частота пульса и АД. Эта часть пробы является  разминкой. Далее выполняется  нагрузка в виде 15 сек бега, после чего исследуется ЧСС и АД в течение 4 мин восстановительного периода. Считается, что изменение этих показателей после 15 сек бега в мах темпе  характеризует приспособление сердечно-сосудистой системы к скоростной нагрузке. Далее -3 мин бег на месте в темпе 180 шагов в мин с последующим определением ЧСС и АД в течение восстановительного периода─ позволяет определить  приспособление к нагрузкам на выносливость.

   При пробах  тщательно следует следить  за нагрузкой, качеством и темпом выполнения упражнений. Так  в пробе с приседаниями необходимы достаточно глубокие присед, при каждом из них руки вытягиваются вперед и при вставании опускаются [16]

   Наиболее распространены пробы с физической  нагрузкой различной интенсивности. В качестве физической нагрузки используется бег на месте, приседания, ходьба по лестнице, восхождение и спуск с табуретки определенной  высоты (степ-тест) и др. Эта нагрузка дозируется темпом и длительностью выполнения (например, бег в течение 2 мин в темпе 180 шагов в 1 мин). Для более точной дозировки используется метод эргометрии (велоэргометр и др.)

 

     5.2.1 Тесты для определения гибкости.

 

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Прирост подвижности в суставах почти прекращается к 14-15 годам (после периода наиболее интенсивного роста с 12 до 14лет). Достаточно надежный прогноз уровня развития подвижности в суставах может быть сделан уже в пубертатном периоде.

Для определения гибкости используются следующие тесты:

       1)Подвижность в плечевом суставе: испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад . Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот . Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев .

  2) подвижность позвоночного столба (определяется по степени наклона туловища вперед): испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях.
Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).

Информация о работе Физическая подготовка пловцов