Физическая подготовка пловцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Единство общей и специальной подготовки  обусловлено закономерностями спортив­ного совершенствования. Единство общей и специальной подготовки спортсмена нужно рассматривать как конкретное  выражение в области спорта  общих принципов всестороннего развития  личности и связи воспитания с жизненной практикой [3]

Практически воплощая принцип единства, необходимо иметь в виду следующие положения, подчеркивающие характер взаимосвязи этих сторон в спортивной тренировке:

1.Неотделимость общей и специальной подготовки, как одина­ково необходимых сторон спортивной тренировки.

2.Взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки. Содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой, а содержа­ние общей подготовки приобретает определенные особенности, за­висящие от спортивной специализации. В этом также заключается единство данных сторон подготовки.

Причем, как ни парадоксаль­но это звучит, общая подготовка спортсмена по мере углубления спортивной специализации тоже специализируется. Она не стано­вится специальной в прямом смысле этого слова, но дифференци­руется в тех или иных компонентах.

Основной смысл специализации общей подготовки в процессе спортивной тренировки состоит в том, что­бы возможно полнее использовать эффект положительного пере­носа тренированности и исключить либо во всяком случае ограничить эффект отрицательного пере­носа. Это находит соответствующее выражение в подборе средств общей подготовки и методике их применения.

3. Оптимальное сочетание общей и специ­альной подготовки.

Все это обязывает при определении меры соотношения общей и специальной подготовки спортсмена учитывать конкретный уровень его подготовленности, индивидуальные и возрастные особенности, особенности избранно­го вида спорта и этапов тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методика развития физических качеств.

 

2.1 Специальная выносливость

 

         В процессе физической подготовки пловцов применяются раз­нообразные средства для воспитания специальной выносливости: плавание всеми способами, многочисленные упражнения в воде, общеразвивающие упражнения, упражнения с отягощениями (штангой, гантелями, набивными мячами, блочны­ми устройствами, амортизаторами, скользящие наклонные скамейки, передвигающие­ся тележки и др.), кроссовый бег, ходьба на лы­жах, спортивные игры, изометрические упражнения и др.

     Силовая выносливость пловца ха­рактеризуется умением его противостоять усталости при выполне­нии гребковых движений руками и ногами.

      Важнейший фактор, влияющий на эффективность развития специальной выносливости - сочетание отрезков различной длины при выполнении программы отдельного занятия. Используются различные варианты интервального и дистанционного методов.

     Основными методами воспитания силовой выносливости пловца являются плавание с максимальной скоростью, плавание с отяго­щениями и упражнения на суше с отягощениями.  Плавание с максимальной скоростью и с полной волевой моби­лизацией проводится с применением повторного метода проплывания коротких отрезков. В тренировки включаются 5—10 проплывов на 10—25 м с паузами отдыха, достаточными для полного восста­новления, проплывание длинных отрезков дистанции (1500 и т. д.).

       Плавание с различного рода отягощениями проводится с лопа­тками, надетыми на руки, с различными тормозными устройства­ми (резиновый круг в ногах, пояс с тормозной пластинкой, тяну­щийся за пловцом, парашют) и др.

       Следует отметить, что чем выше уровень выносливости, тем больше возможностей открывается перед сердечно-сосудистой, дыхательной и других функциональных систем организма, тем лучше предпосылки для успешного совершенствования [4] 

      При воспитании силовой выносливости пловца необходимо учи­тывать следующее:

1.Упражнения проводятся с многократным повторением непре­дельного  сопротивления до значительного утомления. Это осущест­вляется путем подбора усилий и количества упражнений.

2 Количество упражнений в сериях постепенно доводится до числа циклов движений пловца на избранной дистанции.

3.Усилия подбираются исходя из веса спортсмена и планируе­мой скорости плавания   (для пловцов высокого класса, специализи­рующихся на дистанции 100 м, усилие, приходящееся на одну ру­ку, доходит примерно до 19% от веса спортсмена у мужчин и до 15% от веса тела у женщин. Для дистанции 200 м это составит со­ответственно 16 и 13%, а для 400 м—13 и 11%.

   Подбор усилий следует проводить постепенно и особенно осторожно при работе с юными пловцами. Излишние усилия могут вызвать снижение ка­чества движений пловца и появление неправильных навыков.

4.Время выполнения упражнений на тренажерах постепенно доводится до 1 мин. для пловцов на 100 м до 3 мин., для пловцов на 200 м до 5 мин., для пловцов на 400 м. до 8-10 мин.

 

2.2 Силовая подготовка

 

Сила мышц, обеспечивающих разнообразную двигательную де­ятельность человека, определяется несколькими факторами. Ос­новной из них — физиологический поперечник мышцы. Практиче­ски это означает, что чем мышца толще, тем большее напряжение она может развить. Однако бывает так, что толстая мышца проиг­рывает в силе более тонкой. Это объясняется тем, что в действие вступает нервная регуляция.

Сила определяется количеством вклю­чаемых в работу мышечных волокон (так называемых двигатель­ных единиц — ДЕ), частотой нервных импульсов, поступающих в мышцу, и степенью синхронизации усилий всех ДЕ, участвующих в напряжении мышц.

    Характерная особенность силовой подготовки пловцов — комплексное воспитание силы, выносливости, гибкости, быстро­ты и ловкости. Эта задача решается в тесной связи с повышени­ем технического мастерства и уровня развития физических ка­честв[10]

    Различают следующие виды силовой подготовки:

─ Абсолютная (максимальная) сила — это предельное усилие, развиваемое в однообразном движении, например при поднимании штанги предельного веса или нажимании с максимальной силой на неподвижную опору (изометрическое напряжение).

─ Скоростная («взрывная») сила — это усилие, проявляемое в короткие промежутки времени, например толчок ногами от стенки бассейна при повороте пловца.

  Между силой и скоростью выполнения движений существует обратно пропорциональная зависимость. Максимальная сила про­является в сравнительно медленных движениях, а максимально быстрое движение не может быть одновременно и сильным.

Основными средствами силовой подготовки являются упражне­ния с различного рода отягощениями (с преодолением своего веса, со штангой, с гантелями, набивными мячами, амортизаторами, блочными устройствами, передвижными платформами и др.). При выполнении упражнений варьируются величина усилий, количество повторений, темп движений, продолжительность пауз отдыха [9]

  Эффективность силовой подготовки определяется методическими условиями их выполнения: режим работы мышц, величина сопротивления, темп работы, количество повторений, продолжительность и характер пауз между подходами, общее количество упражнений в тренировочном занятии определяют направленность силовой подготовки.

   Развитие максимальной силы возможно двумя путями:

1. Совершенствование внутримышечной и  межмышечной координации

        2. Увеличение мышечной массы (за счет интенсивности расщепления белков работающих мышц в процессе выполнения упражнений с использованием их суперкомпенсации, т. е. за счёт увеличения поперечника мышц).

     В процессе комплексного развития силовых качеств пловца не­обходимо учитывать следующее:

1. Выполнение упражнений с преодолением максимального, предельного и околопредельного сопротивлений (подъем штанги предельного ве­са, подтягивание на перекладине и отжимание на брусьях с допол­нительным отягощением, изометрические упражнения, выполняе­мые с предельным напряжением, и др.) выполняются с паузами от­дыха между подходами не менее 2 мин.

2.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа» выполняются с паузами отдыха между подходами от 1 до 2 мин. и между различными упражнениями — от 2 до 3 мин.

3.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления с максимальной скоростью (скоростной бег, ско­ростное плавание и др.) выполняются с паузами отдыха от 1 до 3 мин.

   В силовой подготовке пловцов фундаментальную роль играет воспитание абсолютной силы, так как она в значительной степени определяет возможный уровень силовой и специальной выносливо­сти.

Воспитание абсолютной силы проводится в основном при помо­щи упражнений с преодолением максимального, предельного и околопредельного отягощений, с выполнением от 3 до 5 повторений в каждом подходе. Для воспитания абсолютной силы пловцов при­меняются упражнения с многократным преодолением сопротивления до значительного утомления или «до отказа» [7]

    Излишнее увлечение упражнениями, направленными на воспи­тание абсолютной силы, может привести к значительному увеличе­нию мышечной массы и веса спортсмена, что для пловца нежела­тельно.

   Тренировки с изометрическими упражнениями проводятся с учетом следующего:

1.До выполнения изометрических упражнений нужно проделать разминку, состоящую из 5—6 разогревающих упражнений с боль­шой амплитудой движений, выполняемых с возрастающей интен­сивностью, в течение 2—3 мин.

2.Каждое статическое напряжение должно продолжаться не более 5—6 сек. и постепенно нарастать до максимального в тече­ние последних 3 сек.

3.Увеличение нагрузок в процессе занятий должно происхо­дить по мере повышения физической подготовленности и силовых качеств.

4.Прирост силы обеспечивается выполнением небольшого ко­личества повторений с приложением максимальных усилий.

       Эффективная реализация силовых способностей в плавании требует высокого уровня подвижности в плечевых, коленных и голеностопных суставах и гибкости позвоночника.

       Воспитание скоростной («взрывной») силы, т. е. способности проявлять большие величины силы в наименьшее время, осущест­вляется с помощью упражнений, выполняемых с максимальным ус­корением или в максимальном темпе (например, выпрыгивание вверх из положения в полуприседе, прыжки в длину или в высоту, проплывание отрезков 10—15 м с максимальными усилиями и др.).

        Однако, спортсмены, демонстрирующие на практике высокие силовые показатели на суше, часто оказываются не в состоянии достичь соответствующих показателей силы при старте, повороте, выполнении работы циклического характера[9]. Причиной этого является нерациональная методика силовой подготовки, выбора путей развития силовых качеств, отсутствие необходимой взаимосвязи между силовыми способностями и конкретными проявлениями техники плавания (в год более 350 часов объем работы на суше). В связи с этим при развитии силовых способностей учитывают специфику работы спринтеров и стайеров. Мощность работы спринтеров в два раза выше, чем у пловцов на 1500 м. В то же время продолжительность работы стайеров в 18 раз больше, чем у спринтеров на 100 - м дистанции, но с существенно меньшими усилиями.

 

2.3 Скоростные качества

 

Скоростные качества пловца проявляются в следующих трех основных видах:

─быстрота выполнения отдельных элементов тех­ник (проявля­ется, например, при выполнении стартовых прыжков и поворотов, при проносе рук по воздуху, при вкладывании рук в воду во время плавания кролем).

─быстрота реакции (проявляется при выполнении старта по сиг­налу стартера и при изменении ситуации).

─быстрота выполнения цикла движения ─особенно важна при вы­полнении движений пловца (чем быстрее происходит сокраще­ние и расслабление мышц, тем большее время мышцы имеют для от­дыха и восстановления).

  Максимальная частота движений (темп) пловца зависит от скорости протекания нервных процессов, в частности от того, насколько быстро вырабатываются команды на напряжение и рас­слабление мышц.

   Для воспитания быстроты движений используются силовые и скоростно-силовые упражнения (метания, различные прыжки, ско­ростной бег и др.);  специальные упражнения с элементами пре­дельно быстрых движений (выполнить прыжки вверх, делая хлоп­ки руками при положении тела в воздухе; по сигналу быстро выполнить кувырок назад, присесть, выпрыгнуть вверх, присесть и принять положение упора лежа; из положения лежа на спине в 3 м от стены встать по сигналу и добежать до стены и др.).

        Для совершенствования быстроты реакции на стартовую коман­ду применяются упражнения, выполняемые под ожидаемую или не­ожиданную короткую и резкую команду (по сигналу быстро вы­полнить прыжок вверх или в сторону, быстро присесть и др.).

Информация о работе Физическая подготовка пловцов