Учебно-методические рекомендации по организации здорового образа жизни и самостоятельных занятий студентов очного и заочного формы обу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:34, методичка

Описание работы

ЧЕЛОВЕК – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным.
«Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть». (17 век, Паскаль). На современном этапе не для кого не секрет, что противодействие гиподинамии (малоподвижному образу жизни) – является физическая активность, которая есть основа профилактики многих заболеваний и средство продления жизни. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
3
Работа опорно-двигательного аппарата человека…………………..
3
Что такое тренировка?..........................................................................
5
Части оздоровительного занятия……………………………….........
6
Оздоровительная физическая культура……………………………..
7
Как же эффективнее строить подготовку, требующую развития выносливости?.......................................................................................
9
Роль разминки в оздоровительном занятии………………………....
9
Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании»………………….
10
Показания и противопоказания занятиям физической культурой……………………………………………………………………..
11
Абсолютные противопоказания занятий физической культурой……………………………………………………………………..
12
Зачем женщинам нужны спортивные тренировки…………….........
13
Самоконтроль при занятиях оздоровительной физической культурой…………………………………………………………………...
13
Контроль при физических упражнениях………………………........
15
Возникновение и рекреация травм в оздоровительных тренировках и восстановление после физической нагрузки…………………
18
Средства восстановления при занятии видами спорта оздоровительной направленности……………………………………………...
19
Особенности питания, занимающихся оздоровительной физической культурой………………………………………………………..
20
Питание – главный фактор восстановления работоспособности……………………………………………………………………...
21
Примеры комплексной реабилитации при занятиях видами спорта оздоровительной направленности………………………………..
22
Экспресс тесты по оценке физического состояния человеческого организма…………………………………………………...................
22
Одномоментная функциональная проба с приседаниями…….........
28
Ортостатическая проба………………………………………….........
28
Характеристика средств специальной оздоровительной направленности……………………………………………………………….
29
Примерные комплексы оздоровительных тренировок……………..
36
Заключение……………………………………………………………
37
Вопросы для самостоятельной подготовки……………………........
38
Библиографический список………………………………………………
39

Работа содержит 1 файл

Баранов А.Н. Движение-это жизнь.Учебно-метод. рекомендации+.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

 

где

Р –

расчетный нормальный вес  тела;

 

К1

коэффициент конституции  тела (см. табл. 1);

 

L –

рост человека в см;

 

К2

коэффициент конституции  тела (см. табл. 1).


 

Таблица 1

 

Поправочные коэффициенты расчета нормального веса человека

Коэффициенты 

Астеник

(узкая грудная клетка)

Нормостеник

(нормальная

грудная клетка)

Гиперстеник (широкая

грудная клетка)

К1

0,83 (0,72)

0,74 (0,73)

0,89 (0,69)

К2

80 (65)

60 (62)

75 (48)

 

Примечание. В скобках даны коэффициенты для женщин.


 

3. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ (АД). Нормальное АД оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. Ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин из общей суммы вычитается 5. Нормальные величины АД рассчитываются по формулам (2) и (3).

АДсист.  = 1,7 · возраст + 83

АДдиаст. = 1,6 · возраст + 42 (возраст до 24 лет)

 

(2)


 

АДсист.  = 0,4 · возраст + 109

АДдиаст. = 0,3 · возраст + 67

  (возраст от25 до 80 лет)

 

(3)


 

4. ПУЛЬС В ПОКОЕ. При пульсе 90 баллы не начисляются. За каждый удар меньше 90 дается 1 балл.

5. ГИБКОСТЬ – оценивается наклон вниз из положения стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп). Касание пальцами отметки возрастной нормы (см. табл. 2) и каждый сантиметр сверх нее оценивается в 1 балл.

6. БЫСТРОТА РЕАКЦИИ – оценивается по скорости сжатия рукой падающей линейки (40 см), сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Помощник устанавливает линейку параллельно ладони обследуемого на расстоянии 1–2 см. нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. Обследуемый должен задержать падение линейки. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки. За выполнение норматива и за каждый сантиметр меньше нормы начисляется по 2 балла.

7. ДИНАМИЧЕСКАЯ СИЛА – оценивается по высоте прыжка вверх с места. Выполнение теста: обследуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, прыгает с места вверх, отталкивается двумя ногами и более активной рукой касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. За выполнение норматива и за каждый сантиметр его превышения начисляется по 2 балла. Делается три попытки, засчитывается лучшая.

8. СКОРОСТНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° за 20 с из положения лежа на спине. За выполнение норматива и за каждое поднимание, превышающее нормативное значение, начисляется по 3 балла.

Таблица 2

 

Возрастные  нормативы тестов гармонии

для оценки уровня физического состояния

 

Возраст, лет

Гибкость,см

Быстрота, см

Динамическая сила,

см

Скоростная

выносливость

(кол-во повторений)

Скоростно-силовая выносливость

(кол-во повторений)

Общая выносливость (бег)

12 мин

(м)

3000 м (мин)

2000 м (мин)

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

19

9

10

13

15

57

41

18

15

28

21

3000

2065

10.30

10.25

20

9

10

13

15

56

40

18

15

27

20

2900

2010

10.45

10.51

21

9

10

14

16

55

39

17

14

27

20

2800

1960

11.00

11.07

22

9

10

14

16

53

38

17

14

26

19

2750

1920

11.15

11.15

23

8

9

14

16

52

37

17

14

26

18

2700

1875

11.30

11.30

24

8

9

15

17

51

37

16

13

25

18

2650

1840

11.45

11.44

25

8

9

15

17

50

36

16

13

25

18

2600

1800

12.00

11.58

26

8

9

15

18

49

35

16

13

24

18

2550

1765

12.15

12.12

27

8

9

16

18

48

35

15

12

23

17

2500

1730

12.30

12.26

28

8

8

16

18

47

34

15

12

23

17

2450

1700

12.40

12.36

29

7

8

16

18

46

33

15

12

23

17

2400

1670

12.55

12.51

30

7

8

16

19

46

33

15

12

22

16

2370

1640

13.08

13.04

31

7

8

17

19

45

32

14

12

22

16

2350

1620

13.21

13.16

32

7

8

17

19

44

32

14

11

22

16

2300

1590

13.34

13.30

33

7

8

17

20

43

31

14

11

21

16

2250

1565

13.46

13.42

34

7

8

17

20

43

31

14

11

21

15

2220

1545

13.58

13.54

35

7

8

18

20

42

30

14

11

21

15

2200

1520

14.10

14.06

36

7

7

18

20

42

30

13

11

21

15

2200

1500

14.22

14.18

37

7

7

18

21

41

29

13

11

20

15

2100

1475

14.38

14.32

38

6

7

18

21

41

29

13

11

20

15

2100

1460

14.45

14.41

39

6

7

19

21

40

29

13

10

20

14

2000

1445

14.57

14.53

40

6

7

19

22

39

28

13

10

19

14

2000

1420

15.09

15.05

41

6

7

19

22

39

28

13

10

19

14

2000

1405

15.18

15.14

42

6

7

19

22

39

28

12

10

19

14

2000

1390

15.30

15.26

43

6

7

20

22

38

27

12

10

19

14

2000

1370

15.42

15.36

44

6

7

20

23

38

27

12

10

19

14

1950

1355

15.52

15.46

45

6

7

20

23

37

27

12

10

19

13

1950

1340

16.02

15.56

46

6

7

20

23

37

27

12

10

19

13

1900

1325

16.14

16.06

47

6

7

20

23

36

26

12

9

19

13

1900

1310

16.23

16.16


Окончание табл. 2

 

Возраст, лет

Гибкость,см

Быстрота, см

Динамическая сила,

см

Скоростная

выносливость

(кол-во повторений)

Скоростно-силовая выносливость

(кол-во повторений)

Общая выносливость (бег)

12 мин

(м)

3000 м (мин)

2000 м (мин)

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

48

6

6

21

24

36

26

12

9

18

13

1900

1300

16.33

16.26

49

6

6

21

24

36

26

11

9

18

13

1850

1285

16.43

16.35

50

6

6

21

24

36

25

11

9

18

13

1850

1273

16.54

16.44

51

6

6

21

24

36

25

11

9

18

13

1800

1260

17.02

16.54

52

6

6

22

25

35

25

11

9

18

12

1800

1250

17.15

17.03

53

5

6

22

25

34

25

11

9

18

12

1800

1235

17.24

17.13

54

5

6

22

25

34

24

11

9

18

12

1750

1225

17.33

17.22

55

5

6

22

25

34

24

11

9

17

12

1750

1215

17.45

17.31

56

5

6

22

25

33

24

11

9

17

12

1750

1200

17.54

17.40

57

5

6

23

26

33

24

11

9

17

12

1700

1190

18.01

17.49

58

5

6

23

26

33

24

10

9

17

12

1700

1180

18.10

17.58

59

5

6

23

26

33

23

10

8

17

12

1700

1170

18.19

18.05

60

5

6

23

26

32

23

10

8

16

12

1650

1160

18.20

18.17


 

9. СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины – в упоре на коленях) за 30 с, за выполнение норматива и за каждое сгибание, превышающее норматив, начисляется по 4 балла.

10. ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – лица, впервые приступившие к занятиям физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель, могут определять это физическое качество следующим непрямым способом. Выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) 5 раз в неделю в течение 15 мин при пульсе не менее 170 минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст в годах) дает 30 баллов. Занятия 4, 3, 2, 1 раз в неделю дают соответственно 25, 20, 10, 5 баллов. Невыполнение упражнений или выполнение при несоблюдении описанных выше условий, касающихся пульса и тренировочных средств, – 0 баллов. За выполнение утренней гигиенической гимнастики баллы также не начисляются. После 6 недель занятий физическими упражнениями общая выносливость оценивается по результату теста Купера. За выполнение возрастного норматива начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, еще 15. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями. При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивается с помощью забегов на 3000 м для мужчин и 2000 м для женщин. За выполнение возрастного норматива (см. табл. 2) начисляется 30 баллов и за каждые 10 с меньше этой величины – 15. За каждые 10 с больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5.

11. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБА. После 5 мин отдыха в положении сидя у лиц, приступающих к занятиям, измеряют пульс за 1 мин, затем им предлагают выполнить 20 глубоких приседаний в течение 40 с и сесть. Через 2 мин снова измеряют пульс за 10 с и результат умножают на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10, 15, 20 и более ударов соответственно дает 20, 10, 5, 0 баллов.Через 6 недель занятий восстановление пульса оценивается через 10 мин после окончания 12-минутного бега (или бега на 3000 м для мужчин и 2000 м для женщин) путем сравнения пульса после бега 5 мин с исходной величиной, полученной в положении сидя. Совпадение этих величин дает 30 баллов, превышение до 10, 15, 20 и более соответственно дает 20, 10, 5, 0.

12. ОБЩАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯ-НИЯ. Окончательный вывод об индивидуальной количественной оценке физического состояния делается с использованием таблицы 3. Предложенная система КОНТРЭКС – 3 была апробирована в нашем институте. Предложено программное обеспечение для микро-ЭВМ (ДВК – 3 М) и СМ 4. Применение ЭВМ для этих целей не только упрощает процесс обработки данных, но и позволяет хранить в памяти машины полученную информацию, которая является частью базы данных контингента студентов и преподавателей вуза.

Таблица 3

Общая оценка уровня физического состояния

 

Функциональные

классы

Уровни физического

состояния

Сумма

баллов

1

2

3

4

5

Низкий 

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

50 и менее

51 – 90

  91 – 160

161 – 250

более 250


 

 

Одномоментная функциональная проба

с приседаниями

 

Занимающийся отдыхает стоя в основной стойке 3 мин, на 4-ой минуте подсчитывается ЧСС за 15 сек с пересчетом на 1 минуту (исходная частота).

Выполняется 20 приседаний за 40 сек, поднимая руки вперед. Сразу после приседаний подсчитывается ЧСС в течение первых 15 сек, с пересчетом на 1 минуту. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в процентах.

Оценка (для мужчин и  женщин): отлично – 20 и меньше; хорошо – 21–40; удовлетворительно – 41–65; плохо – 66–75; очень плохо – 76 и более.

 

Ортостатическая проба

 

Занимающийся отдыхает лежа на спине в течение 5 минут, затем считают ЧСС в положении лежа в течение 1 минуты, после чего занимающийся встает, отдыхает стоя 1 минуту. Затем снова считает пульс в течение 1 минуты по разнице между ЧСС стоя и лежа судят о реакции ССС на нагрузку при изменении положения тела.

Разница от 0 до 12 ударов означает хорошее состояние физической тренировки, от 13 до 18 ударов – удовлетворительное, 19–25 ударов – неудовлетворительное, т. е. отсутствие физической тренировки, разница более 25 ударов свидетельствует об переутомлении или заболевании. В этом случае следует обратиться к врачу.

Тест Купера: 12 минутный тест предусматривает преодоление максимально возможного расстояния бегом 12 (по ровной местности без каких-либо препятствий). Тест прекращается, если возникли перегрузки (резкая одышка, головокружение, боль в области сердца и т. д.), (см. таблицу ниже).

 

Градации физического  состояния по результатам 12-минутного  теста*

Физическое состояние 

Возраст, лет

Моложе 30

30–39

40–49

50 и старше

Очень плохое

Плохое

 

Удовлетво-рительное 

Хорошее

 

Отличное

Менее 1,6 (1,5)

1,6–2,0

(1,5–1,8)

2,1–2,4

(1,8–2,1)

2,4–2,8

(2,1–2,6)

Более 2,8

(2,6)

Менее 1,5 (1,4)

1,5–1,8

(1,4–1,7)

1,8–2,2

(1,7–2,0)

2,2–2,6

(2,01–2,5)

Более 2,6

(2,5)

Менее 1,4 (1,2)

1,4–1,7

(1,2–1,5)

1,7–2,1

(1,5–1,8)

2,1–2,5

(1,8–2,3)

Более 2,5

(2,3)

Менее 1,3 (1,0)

1,3–1,6

(1,0–1,3)

1,6–2,0

(1,3–1,6)

2,01–2,4

(1,71–2,3)

Более 2,3

(2,2)

Информация о работе Учебно-методические рекомендации по организации здорового образа жизни и самостоятельных занятий студентов очного и заочного формы обу