Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Федерация - это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При данной форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Содержание

Введение ________________________________________________________ 3
Глава I. Понятие формы государственного устройства _______________ 6
Формирование федеративных государств_________________________7
Отличия федерации от унитарного государства и конфедерации _____8
Глава II. Виды формы государственного устройства ________________ 10
Унитарное государство. ______________________________________ 10
Федерация. ________________________________________________ 15
Конфедерация. _____________________________________________ 23
Заключение _____________________________________________________ 28
Список литературы _______________________________________________ 30

Работа содержит 1 файл

Форма государственного устройства.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными  власти, унитарные государства можно  разделить:

     а) Децентрализованные государства - это  государства, в которых Конституцией разграничены  полномочия  между  центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

     В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой  автономией  и даже располагают  собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решает переданные им в ведение  вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

     б) Централизованные государства - это  государства, в котором  властные функции на местах осуществляют только,                                                                              представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

     Централизованные  государства могут предоставлять  достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

     Также являются государства с выраженными  авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.7

     в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

     Унитарное государство  в зависимости от этнического состава может быть:

     ● национальным (Франция, Эстония, Япония);

     ● многонациональным (Китай, Афганистан);

     Унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой-либо федерации. Так, например любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

     Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих   признаков:

     1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения  полномочий  между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.) Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание  содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).

     2) Единая система высших органов  государственной власти (глава государства,  правительство,  парламент), юрисдикция  которых распространяется также  на территорию всей страны. Органы  местного самоуправления могут  издавать законы, только имеющий  подчинительный характер  и  не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству,  парламенту.

     3) Однопалатный парламент. Действуют  в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената.

     На  протяжении длительного времени  подавляющее большинство парламентов  были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

     4)   Составные части унитарного государства  (области, департаменты, округа, провинции,  графства) государственным суверенитетом  не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным.         Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.           

     Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых  присутствуют признаки централизации  и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные органы – Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

     5) Унитарное государство, на территории  которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию.  В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств;

     6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы  не имеют правового статуса, так как они все равны и не обладают суверенитетом (как субъекты федерации).

     7) В подавляющем большинстве современных  унитарных государств основное  территориальное деление является  политико-административным. Наряду  с ним в ряде стран имеются  административно-территориальные единицы  как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы.

     Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

     8) В унитарном государстве действует  единая судебная система, которая  осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.8

     Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты издаваемые государственной  властью, так же нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии  со своей компетенции). 

     Федерация

     Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается  около 30 федеративных государств, большинство  из них крупные по территории и  численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

     Федерация, как говорилось уже выше, - это  такая форма государственного устройства, при которой несколько государственных  образований объединяются и создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее субъектами, обладающими определенной политико-правовой самостоятельностью.

     В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации - 89.

     Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально - территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма. При определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства. 9

     К федерациям смешенного типа относится  Российская Федерация. В ее составе  находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и национально - территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно - территориальные образования (края, области, города федерального значения). И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.

     Существуют  федерации, в которых при доминировании  территориального признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. К таким федерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Есть федерации, созданные по языковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия, где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.

     Вместе  с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни этнонациональной,  ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в «чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот, унитарное государство в определенной степени является носителем элементов федерализма. К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее законодательная власть, широкие полномочия 17 автономных областей приближают Испанию к федеративной форме устройства.

     Федерация - это государственно-правовое объединение. Она закрепляется в виде единого  государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную  целостность федерации, в одностороннем порядке   выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации. Как правило, в таких государствах существует двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересы субъектов федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т. д.), другая (нижняя палата) - является органом общефедерального представительства. В этом одно из принципиальных отличий федеративного государства от унитарного.10

     Федерализм  нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением. Государство  может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство  может быть построено на широкой  автономии частей и в то же время может быть нефедеративным.

Информация о работе Форма государственного устройства