Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


I. Понятие, содержание и признаки функции государства

I.1. Понятие «функция государства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

I.2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

I.3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

I.4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

I.5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

I.6. Правовые формы выполнения функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

I.7. Функции Российского государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14


II. Внутренние функции

II.1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

II.2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

II.3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

II.4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

II.5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

II.6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23


III. Внешние функции

III.1. Интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

III.2. Поддержки иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

III.3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

III.4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

III.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении

глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

III.6. Правовые формы выполнения функций


Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35


Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

функ.гос..DOC

— 170.00 Кб (Скачать)

     Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим  и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

     В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

     I.5. Классификация функций

     В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

     Эффективно  используется метод классификаций  и при изучении непосредственно функций самого государства. Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например:

     - объекты и сферы государственной деятельности;

     - территориальный масштаб;

     - способ государственного воздействия  на общественные отношения;

     - взаимоотношения государств;

     - содержание функций.

     Действительно, в научных и практических целях  функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.

     По  времени действия функции делятся  на:

     - постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);

     - временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

     По  сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:

     - внутренние4 (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

     - внешние5 (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

     Внутренние  и внешние функции любого государства  тесно связаны, поскольку внешняя  политика, определяющая линию поведения  с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

     По  сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на: экономические, политические, социальные, осуществляемые в духовной сфере.

     Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и не основные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.

     К числу критериев также можно  отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:

     - законодательные (правотворческие)

     - управленческие

     - правоохранительные (в том числе судебные)

     - информационные

     Особенность данной классификации состоит в  том, что она отражает процесс  реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она (эта функция) - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации, практически предрешена). Другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

     Классификация функций государства, опирающаяся  на разделение властей, далеко не у  всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.

     I.6. Правовые формы выполнения функций

     Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как  одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои  функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их  исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

     1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

     2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных  индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

     3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся  главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

     Деятельность  государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий  уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные. В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

     Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

     I.7. Функции Российского государства

     В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на: законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной.

     Марксистско-ленинская  доктрина исходила из понимания социалистической государственной власти как единой, объединяющей законодательные и  управленческие функции в одном  органе, и отвергала принцип разделения властей из-за его якобы  буржуазной принадлежности. Такой подход был воспринят практикой советской государственности, так  как в условиях административно-командной системы он позволял камуфлировать принадлежность власти в стране: в Конституции декларировалось, что властью обладает народ, в действительности ею безраздельно владела партийно-государственная верхушка. В Конституции РФ6 разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны.7 Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.

     Анализ  реальной действительности позволяет  сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции:  обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

     К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

     Рассматривая  все эти вопросы, необходимо обязательно  учитывать следующее обстоятельство:

     Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно. 
 

     II. Внутренние функции:

     II.1. Обеспечение народовластия

     Теория  государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства  в политической сфере. Безусловно, все  функции государства носят политический характер, однако в политической области  действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это, прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум8.

     Обладая верховенством в системе государственной  организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках  государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

     1) реализация волеизъявления народа  в форме законодательства (правотворчества).

     2) обеспечение государственного суверенитета9, определение правового положения конкретных территорий и управление ими.

     3) официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

     4) защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Информация о работе Функции государства