Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


I. Понятие, содержание и признаки функции государства

I.1. Понятие «функция государства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

I.2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

I.3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

I.4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

I.5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

I.6. Правовые формы выполнения функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

I.7. Функции Российского государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14


II. Внутренние функции

II.1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

II.2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

II.3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

II.4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

II.5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

II.6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23


III. Внешние функции

III.1. Интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

III.2. Поддержки иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

III.3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

III.4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

III.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении

глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

III.6. Правовые формы выполнения функций


Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35


Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

функ.гос..DOC

— 170.00 Кб (Скачать)

     III. Внешние функции:

     III.1. Интеграции в мировую экономику

     Рассматривая  внешние функции государства, следует  отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а так же в решении глобальных проблем мирового значения. при этом провозглашается. что общепризнанные нормы международного  права составляют часть российского права; установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.15

     Осуществление функции интеграции в мировую  экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России у рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире. Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами.  В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и организациям независимо от формы собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

     Однако  отсутствие в нашей стране сложившейся  рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуется определенное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции. Одним из таких барьеров стал сложившийся в нашей стране экономический кризис, связанный со скачкообразным ростом курса иностранных валют по отношению к рублю. Данный процесс вызвал недоверие со стороны западных партнеров и инвесторов российских компаний, счета которых были “заморожены”. Кроме этого, сказал свое слово мораторий Центрального Банка России на выплату внешних обязательств. Данное обстоятельство существенно подорвало и без того слабое доверие в российскую финансовую систему. В настоящее время правительство пытается исправить сложившуюся ситуацию, но уже ясно, что кризис  нанес невосполнимый ущерб престижу России в крупных финансовых кругах мира. И именно этот факт существенно осложнит выполнение указанной функции государством.

     III.2. Поддержки иностранных инвестиций

     Функция внешнеэкономического партнерства  и государственной поддержки иностранных инвестиций тесно связана с функций интеграции в мировую экономику и по существу является ее конкретизацией.

     Несовместимость экономических систем различных типов общества, а так же ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства.  Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России. В области защиты права собственности изданы такие важные законы как Закон “О собственности”, патентный закон, Закон “о предприятиях и предпринимательской деятельности” и др.

     С 1 сентября 1991 года вступил в силу Закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР” от 4 июля 1991г., который имеет целью привлечение и эффективное использование в экономике России и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, а так же управленческого опыта.

     Определяя условия и порядок деятельности на территории Российской федерации  предприятий с иностранными инвестициями, законодатель предоставляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности, что и на отечественных предпринимателей, а в ряде случаев предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики или в так называемых свободных экономических зонах. Например, для иностранных инвесторов,  в этих  зонах действует упрощенный порядок их регистрации, льготный налоговый и таможенный режимы, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами,  безвизовый въезд и выезд иностранных граждан.

     В настоящее время широкое распространение  получили совместные предприятий с иностранными капиталовложениями, которые стали основной формой привлечения в страну иностранных инвестиций.

     Следует заметить, что создание данных совместных предприятий, охватывает, к сожалению, не все отрасли сферы производства товаров и услуг.  В основном, данные предприятия создаются для извлечения максимально большей прибыли за минимальный срок. Иностранные инвестиции не охватывают такие отрасли, как, например, тяжелая промышленность и др.

     III.3. Функция обороны

     Данная  функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она  нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности  государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

     Согласно  Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».16

     Согласно  этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального  и имущественного положения, места  жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных  Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

     Согласно  Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации в  случае, если его убеждениям или  верованиям противоречит несение военной  службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой”. Также, граждане достигшие 17-летнего возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.17

     Согласно  статье 87 конституции Российской Федерации  “Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...” За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.

     Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

  • Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
  • Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
  • Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

     В России принят специальный Закон  “Об обороне” от 24.09. 1992, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

     III.4. Функция поддержки мирового порядка

     Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как  борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

     Конкретными действиями  государств в этой области  является создание международных организаций  по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

     Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии и Боснии - яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов.

     III.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем

     В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

     Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

     Как уже было сказано выше, каждое государство  связано с другими государствами  различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

     1) политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство.18  Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

     2) экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

     3) культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

     4) участие в охране окружающей среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.

Информация о работе Функции государства