Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

2) По объему властных  полномочий органы государства делятся на высшие и местные.

Не все  местные органы являются государственными (например, ОМС).

Высшие  органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства распространяют свои полномочия только на территорию соответствующего региона.

3) По широте компетенции выделяются органы  общей и специальной компетенции.

Органы  общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов (Правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства).

Органы  специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции, экономики, обороны).

4) По способу решения вопросов органы гос-ва могут быть коллегиальными (Парламент, Правительство, Центральная избирательная комиссия) и единоличными (Президент, Уполномоченный по правам человека).

5) Также  выделяют органы, которые действуют  в обычных и чрезвычайных условиях (чаще всего временные органы).

6) В  федеративных гос-х принято деление  на  общефедеральные органы и органы субъектов федерации.  
 
 

63. Современные концепции  правового государства.

Правовое  гос-во – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений.

В числе  важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

1)  господство права  во всех сферах  жизни общества – - предполагает правовую организацию гос. власти, т.е создание и формирование всех гос-х структур на основе закона;

- правовой  хар-р принимаемых законов и верховенство правового закона;

- связанность  гос-ва им же созданными законами, т.е ограничение гос. власти  посредством права, правовых установлений  и предписаний, определение правовых  пределов для деят-ти гос-ва, его  органов и должностных лиц;

- верховенство Конституции в системе НПА, т.к.  в К. закремпляются основополагающие устои конституционного строя страны.

2) незыблемость, гарантированность  и реальность прав  и свобод человека  и гражданина – означают, что гос-во должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых гос. властью.

Гос-во может считаться правовым лишь в  том случае, если оно закрепляет и обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом.

3)  взаимная отв-ть  личности и гос-ва -  проявл. в том, что в своих взаимоотношениях личность и гос-во выступает равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями.

4)  принцип разделения  властей предполагает  самостоятельное функционирование 3-х ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Принцип разделения властей служит критерием  демократичности гос-ва. Он предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры. 

64. Разделение властей  как принцип организации  и деятельности  государства. Его  реализация в РФ.

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Дальнейшее  развитие теории разделения властей  связано с именами Джона Локка  и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который  осуществил наиболее основательную  разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Разделение  законодательной, исполнительной и  судебной властей является одним  из важнейших принципов организации  государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что  законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое  обоснование принципа разделения властей  состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей  или же разделение властей в них закреплено формально.

Статья 10 Конституции Российской Федерации  закрепляет принцип осуществления  государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, а также самостоятельность  органов законодательной, исполнительной и судебной власти. 

Речь  идёт не о разделении абсолютно независимых  властей, а разделении единой государственной  власти (единство системы государственной  власти является одним из конституционных  принципов федерализма) на три самостоятельные  ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. 

Согласно  статье 11 Конституции РФ государственную  власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо  указанного в Конституции Правительства  РФ действуют и другие федеральные  органы исполнительной власти — федеральные  министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы. 

65. Понятие и виды  правового статуса  личности.

Правовой  статус  личности – это юридически закрепленное положение личности в обществе.

Правовой  статус фиксирует по сути дела  фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

Правовой  статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а  также полномочий гос-х органов  и должностных лиц, с помощью  которых они выполняют свои социальные роли.

Именно  права и обязанности составляют ядро правового статуса.

Правовой  статус – сложная, собирательная  категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, гос-м, коллективом, окружающими людьми.     В структуру этого понятия входят следующие элементы:

  • права и обязанности;
  • законные интересы;
  • правосубъектность;
  • гражданство;
  • юр. отв-ть;
  • правовые принципы и т.п.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом  плане наиболее существенное значение имеют 3 вида:

- общим;

- специальным;

- индивидуальным.

Эти виды отражают собой соотношение таких  философских категорий, как общее, особенное и отдельное.

Общий статус – это статус лица как гражданина гос-ва, закрепленный в К. Он явл. явл. одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус – фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.п.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный  статус – определяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. 

66. Основные права  и свободы человека  и их классификация.

Права человека – это социальные и юр-кие возможности пользоваться  материальными, социальными и др. благами.

Права человека -  это мера возможного поведения человека в обществе, т.е возможность совершать действия, не запрещенные законом.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юр-ки возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который нах-ся в устойчивой правовой связи с конкретным гос-м.

  Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена гос-но-организованного сообщества.

Основные  права и свободы  человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации явл. сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности.

В соответствии с данным критерием различают:

1) естественные права, гражданские (личные)- Право на жизнь, право на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности и ее жилища, частной жизни, свобода передвижения и выбора места жит-ва, свобода совести, право на национальную принадлежность.

2) политические -   свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении  гос-х дел,  равный доступ граждан к гос. и муниц. службе,  право на участие  в отправлении правосудия, право петиций, избирательные права.

3) социально – экономические – право частной собст-ти, свободу эк. деят-ти, свобода труда, защита от безработицы, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окруж. среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деят-ть.

Гражданство явл.  одним  из  основных  правовых  институтов. Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъетка конституционно-правовых отношений.   
 

67. Понятие и структура  гражданского общества. Гражданское общество и государство.

Гражданское общество – это совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-ва.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"