Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

5) владеет  специфическим набором материальных  ценностей (гос. собст-ть, бюджет, валюта и тд.);

6) определяет  главные направления развития  общества.

Гос-во выступает не только самостоятельным  субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов  политических отношений.

Таким образом, государство занимает особое место  в политической системе общества и играет в ней основную роль. 

56. Понятие формы  государства.

Любое гос-во представляет собой единство сущности, содержания и формы.

Категория формы гос-ва раскрывает особенности  его внутренней организации, порядок  образования и структуру гос. органов, хар-р взаимоотношений гос. органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для  организующей и управленческой деятельности.

Форма гос-ва – это способ организации и осуществления гос. власти (проф. Гойман).

Форма гос-ва зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимы конкретно-исторические условия возникновения и развития данного гос-ва, историчекие традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др.

В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм гос-ва.

Элементы  формы гос-ва:

Полное  представление о форме конкретного  гос-ва дают 3 ее составляющие:

- форма правления;

- гос. устройство;

- государственно-правовой  (политический) режим.

1) форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов гос. власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления гос-ва делятся на: монархию и республику.

В свою очередь монархия- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Признаки монархической формы правления: - наличие единоличного правителя; - наследование власти; - пожизненность правления; концентрация в руках монарха всей полноты власти; -  отсутствие отв-ти монарха. Он несет отв-ть только перед Богом и Историей.

делится на:

  -   абсолютную;   -   ограниченную;  -   дуалистическую

  -   теократическую;   -   парламентарную (или  конституционная).

Республика  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки  республиканской  формы правления: - верховная власть осущ. выборными органами; - источник власти – народ; срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); - исполнение институтов демократии в разнообразных формах; - юр. и политическая отв-ть главы гос-ва и др. должностных лиц.

В настоящее  время республиканская форма правления самая распространенная.

Различают 2 основных вида республиканской формы  правления: - президентскую и парламентарную республики.

Президентская республика  имеет особенности – соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы правительства; - выборы президента на основе всеобщих выборов; - президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет отв-ть перед президентом (США, Мексика,  Бразилия, Аргентина).

Парламентарная  республика – правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет отв-ть перед парламентом. – верховная власть принадлежит парламенту; - президент избирается не всенародно, а парламентом; - глава правительства не президент, а лидер правящей партии (Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия).

2) форма  гос. устройства – отражает  территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в  целом и его составными территориальными  единицами; по форме гос. устройства гос-ва делятся на: унитарные,  федеративные и конфедеративные.

Унитарное гос-во – единое, слитное гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований. Черты унитарного гос-ва:

- единый  центр гос. власти (парламент,  правительство, верховный суд);  - одна система законодательства;  - единое гражданство;

- единая  судебная система;   - одноканальная  система налогов, т.е все налоги  собираются по стране и аккумулируются  в центре;

- административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью, но наделяются компетенцией в эк-кой, соц., культурной сферах.

Федерация – сложное гос. устройство, для которого характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. В научном смысле федерацией явл. союз гос-в, основанный на договоре или конституции.

Конфедера́ция — это (форма государственного устройства) добровольное объедиение независимых  государств для достижения конкретных целей, при  которой объединившиеся государства, сохраняя суверенитет полностью  и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.(Европ.союз, сербия и черногория 2003-2006)

3) политический (гос-ый) режим – представляет  собой систему методов, способов и средств осуществления гос. власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов гос. властвования различают: демократический и антидемократический политические (гос-ые) режимы.

Для демократического режима хар-ны след. черты: - народовластие; свобода личности в эк. сфере; гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; осуществление  гос. власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов гос. власти; наличие политико-правовых механизмов; наличие легальной оппозиции; политический плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобязательной идеологии; свобода мнений, убеждений, многопартийность).

Среди демократических режимов различают  либерально – демократический и собственно демократический режимы.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех  сферах общественной жизни. В эк. сфере – выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений.

Собственно  демократический  режим – исходит из признания равенства и свободы всех людей.

Среди антидемократических режимов выделяют тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный  режим – представляет собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Авторитарный  режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Переходные  формы:  монократическая, доминантно – сегментная и поликратическая 

57. Форма правления:  понятие и виды.

Форма правления раскрывает 3 главные хар-ки гос-ва:

- организацию  высших органов гос-ва, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

- взаимоотношения  высших органов друг с другом  и с населением;

- компетенцию  этих органов.

Форма правления показывает кто правит в гос-ве, кто осуществляет верховную власть.

Различают 2 основные формы правления: монархическую и республиканскую.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Признаки  монархической формы  правления: - наличие единоличного правителя; - наследование власти; - пожизненность правления; концентрация в руках монарха всей полноты власти; -  отсутствие отв-ти монарха. Он несет отв-ть только перед Богом и Историей.

В свою очередь монархия делится на:

  -   абсолютную;   -   ограниченную;  -   дуалистическую

  -   теократическую;   -   парламентарную (или  конституционная).

Перечисленные признаки хар-ны неограниченной (абсолютной) монархии, которая была присуща рабовладельческим или феодальным обществам. Это такая форма правления, при которой верховная гос-ная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

При дуалистической монархии гос. власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Парламентарная  или конституционная – где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности

Для парламентарной монархии характерны след. черты:

- власть  монарха органичена во всех  сферах гос. власти;

- исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом; - правительство формируется на представителей партии, победивших на выборах в парламент; - глава правительства лидер партии; - законы принимает парламент, их подписывает монарх, правом вето он не обладает.

Республика  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки  республиканской  формы правления: - верховная власть осущ. выборными органами; - источник власти – народ; срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); - исполнение институтов демократии в разнообразных формах; - юр. и политическая отв-ть главы гос-ва и др. должностных лиц.

В настоящее  время республиканская форма правления самая распространенная.

Различают 2 основных вида республиканской формы  правления: - президентскую и парламентарную республики.

Президентская республика  имеет особенности – соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы правительства; - выборы президента на основе всеобщих выборов; - президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет отв-ть перед президентом (США, Мексика,  Бразилия, Аргентина).

Парламентарная республика – правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет отв-ть перед парламентом. – верховная власть принадлежит парламенту; - президент избирается не всенародно, а парламентом; - глава правительства не президент, а лидер правящей партии (Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия). 

58. Формы государственного  устройства: понятия  и виды.

Любое гос-во представляет собой единство сущности, содержания и формы.

Категория формы гос-ва раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру гос. органов, хар-р взаимоотношений гос. органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для  организующей и управленческой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"