Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

1.1       Правопонимание советского периода.

1.1.1      Поиск определения права в  20-е годы XX в.

Российское  правопонимание в досоветский период: краткий обзор. Определение права в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» 1919г. Взгляды П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, А.К. Стальгевича и других правоведов на природу права. I Всесоюзный съезд марксистов-государственников и правовиков (1930г.), его итоги и значение для развития отечественной юридической науки.

1.1.2      Официальное правопонимание.

I Совещание  по вопросам науки советского  государства и права (1938г.). Определение  права А.Я. Вышинского. Дискуссия  о правопонимании во время съезда. Доклад Вышинского, итоги Совещания и его влияние на дальнейшее развитие юридической науки. Официальное правопонимание, его особенности и последствия для отечественной юриспруденции (узконормативное правопонимание, этатистское правопонимание). Развитие теории государства и права в 30-е – 50-е гг. XX века.

1.1.3      «Широкое» понимание права (50-е  – 80-е годы).

Изменения в отечественном правоведении конца 50-х – начала 60-х гг. XX в., их социально-политические предпосылки. Критика «узконормативного» правопонимания. Механистическое расширение понятия права. Концепции С.Ф. Кечекьяна, А.А. Пионтковского, И.Е. Фарбера, Я.Ф. Миколенко, А.К. Стальгевича.

Основные  направления теоретико-правовых исследований в 60-е и 70-е гг. Многоаспектный подход к праву. Нормативная концепция права этого периода, ее представители. Широкое понимание права. Различение права и закона.

Дискуссия «О понимании советского права» 1979г. Основные концепции, отразившиеся в  дискуссии. Итоги дискуссии и  ее значение для дальнейшего развития отечественной юриспруденции. Развитие теоретико-правовых исследований в 80-х гг. XX в.

Проблема  идеологизированности в праве.

1.2       Особенности и основные концепции  правопонимания постсоветского  периода.

Особенности теоретико-правовых исследований конца XX в. Сущностно-содержательные аспекты права.  Социализация и гуманизация юридических концепций, последствия этих процессов. Методологические проблемы расширения правопонимания. Правопонимание и категориальный аппарат юридической науки. Естественно-правовая направленность исследований. Основные концепции правопонимания.

1.3      Основные концепции современного  российского правопонимания

Типология правопонимания. Нормативная, социологическая, нравственная, естественно-правовая концепции. Инструментальная концепция (С.С. Алексеев). Коммуникативная концепция (А.В. Поляков). Различие права и закона. Типы правопонимания: юридический и легистский. Позитивизм. Легизм. Юснатурализм. Либертаризм. Сущность права. Право и свобода. Право и формальное равенство. Право и воля. Постмодернизм в праве.

53. Понятия и признаки  государства. Сущность  государства.

Гос-во представляет собой сложное явление.

Государствоэто суверенная организация публичной власти, имеющая свою территорию и взимающее налоги для осуществления своих внутренних и внешних функций.

В современной  юр. литературе понятие гос-ва определяется через перечисление ее признаков.

Признаки  гос-ва:

1) наличие публичной  власти, располагающей  специальным аппаратом  управления и принуждения –публичная власть отделена от общества, она не имеет общественного хар-ра, осуществляющая особым слоем людей, наделенных гос-но – властными полномочиями. Аппарат управления -  это органы законодательной, исполнительной власти и др. органы с помощью которых осуществляется управление. Аппарат  принуждения – это спец. органы, которые имеют право, силы и средства для принудительного исполнения гос. воли ;

2)  территориальную  организацию населения  – это пространство в пределах которого осуществляется гос. власть (со своими границами);

3)  гос-ый суверенитет  – обозначает верховенство гос. власти внутри страны. Свойства суверенитета: верховенство – полнота власти гос-ва на своей территории, и независимость – самостоятельность в отношениях с др. гос-вами;

4)  всеобъемлющий, общеобязат-ный хар-р актов гос-ва –определяется исключительными полномочиями гос-ва в сфере правотворчества, т.е правом принимать, изменять или отменять юр. нормы, которые распространяют свое действие на все население страны;

5)  наличие гос. казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание гос-го аппарата  и иные нужды гос-ва – содержание гос. аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности обшества не возможно без их финансирования из гос. казны.

С учетом перечисленных признаков модно  дать определение - Государствоэто властно – политическая организация общества, обладающая гос-м суверенитетом, специальном аппаратом управления и принуждения, гос. казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

В настоящее  время сложились 2 основных подхода  к трактовки сущности гос-ва:

1) Классовый подход – состоит в том, что сущность гос-ва определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу.

Политическая  власть котрой обладает господствующая группа позволяет устанавливать  привилегии меньшинства над большинством.

Данный  подход присущ марксистскому пониманию гос-ва, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества.

2) Общесоциальный подход – его назначение служить обществу. Сущность гос-ва видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Данный  подход основывается на  общечеловеческой, общесоциальной природе гос-ва. Он ориентирует  на демократические методы управления обществом. Он подчеркивает ценность для общества гос. организации. 

54. Понятие и виды  государственной  власти.

В научной  лит-ре нет единого понимания  власти, что объясняется сложностью данного явления.

Власть в самом общем виде представляет - способность некоего субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта  в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Власть  имеет различные  виды: например, власть рода, племени, власть политическая, гос-ая, эк-кая, общественных объединений, родительская, церковная и т.п.

Классификации власти:

1) с  точки зрения социального уровня  различают власть:

- в масштабе всего  общества;

- внутри коллектива (организации);

- в отношениях между  индивидами.

2) на политическую и неполитическую.

3) в  зависимости от способа организации  власти:

- на демократическую и недемократическую.

4) Легальная  - власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона, и легитимная власть – это власть, признанная населением страны, которое ей доверяет.

Особенности гос. власти:

  1. Реализуется через гос-во и его органы - только гос. власть имеет аппарат принуждения;
  2. Публична - Под публичностью понимается – общественный хар-р гос. власти;
  3. Суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. В условиях демократии гос. суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первичен по отношению к гос. суверенитету.
  4. Универсальна – распространяется на всю территорию страны и все ее население;

Обладает  монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юр. хар-ра.

1. Для  государственной власти силой,  на которой она базируется, является  государство: никакая другая власть  подобными средствами воздействия  не располагает.

2. Государственная  власть публична. В широком смысле  публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Государственная  власть суверенна, что означает  ее независимость вовне и верховенство  внутри страны. Верховенство государственной  власти прежде всего состоит  в том, что она выше власти  всех других организаций и  общностей страны, все они должны  подчиняться власти государства.

4. Государственная  власть универсальна: она распространяет  свою силу на всю территорию  и на все население страны.

5. Государственная  власть обладает прерогативой, то  есть исключительным правом на  издание общеобязательных правил  поведения — юридических норм.

6. Во  времени государственная власть  действует постоянно и непрерывно. 

55. Политическая система  современного общества. Государство в  политической системе  общества.

Политическая  система – это совокупность гос-х и негос-х институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое целое, целостное системное образование, т.е.  установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

Функции политической системы:

- обеспечение  политической власти определенной  социальной группы или большинства  членов данного общества;

- управление  различными сферами  жизнедеятельности  людей в интересах отдельных  социальных групп или большинства населения;

- мобилизация  средств и ресурсов;

- выявление  и представительство интересов  различных субъектов политических  отношений;

-  удовлетворение  интересов различных субъектов  политических отношений посредством  распределения материальных и духовных ценностей;

- интеграция  общества, создание необходимых  условий для взаимодействия  элементов  его структуры;

- политическая  социализация и др.

политическая  система имеет немало функций, с  помощью которых она выполняет  свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

Основное  место и роль государства  в политической системе  общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.

1) гос-во  выступает в качестве единственного  представителя всего народа, объединяемого  в пределах его  территориальных  границ по признаку гражданства;

2) явл.  единственным носителем суверенитета;

3) обладает  специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (ВС, милицию, службу безопасности и др.);

4) обладает  монополией на правотворчество;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"