Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

tgp8.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

витие в средние  века. Суть – каждое общ-во можно 

разделить на 2 слоя – высший слой, осущ-й ф-и управл-я,

развития науки  и культуры, низших, в кот-м нах-ся управ-

ляемые. В общ-ве всегда правит ничтожное меньш-во в 

виде правящей элиты. Народ неспособен осущ-ть власть.

Отрицание истор.прогресса.Исходный постулат – абсолю-

тизация пол.отношений. Пол.власть – это осн.част соц.

отношений, из кот-х  наиболее значимы отношения госпо-

дства и подчинения, т.е соц. нерав-во.«-» - отстранение

населения от власти; отрицание классового хар-ра власти

«+» реализация пол.власти практически всегда осущ-ся

через огранич.круг людей(депутатов, работников гос.аппарата)

2)технократическая  теория. Возникла в 20х годах  20го века.

Пред-ли Скотт, Бернхен, Беквик, Зеблен,Саймон, Белл.

Это совр.интерпретация  теории элит.Управлять общ-м

должны специалисты-управленцы, менеджеры.Именно

они способны определить действ. потребности общ-ва,

оптим.пути его развития. В р-те управление становится

научным и обеспечивает прогрессивное развитие общ-ва.

Идеи этой концепции  активно используются в др.теориях гос-ва.

Из теории, рассматр. вопрос о целях гос-ва относится:

1)гос-во всеобщего  благоденствия. После второй мировой.

Пред-ли Ростоу, Хекиенгер,Берна,Джонс. Суть-гос-во это

надклассное образование, выражает интересы всех слоев

населения, обеспечивает благоденствие всех.Цен-ть

каждой чел.личности, ее интересов в этой теории.

«+» теория обосновывает приоритет общечел.цен-тй,

интересы и права  чел-ка.

«-« в колониальных странах при теории  всеоб. благоденствия 

ур-нь жизни населения  низкий.

Теории, прогнозирующие дальнейшее развитие гос-ва:

- теория конвергенции. 50-60 года 20 в. гелбрейт, Арон,Сорокин.

Рассматривала взаимное влияние гос-в двух систем – зап.

(США, Англии) и других (Сов.Союзом и др. странами соц.

лагеря) Делался вывод, что происходит «обмен» между этими

 гос-ми причем  каждая группа заимствует лучше.  В р-те прои-

сходит сближение  гос-в, по их сущ-ти, организации, формам

деят-ти. Это должно привести к утраче различий и возни-

кновеню постиндустриального  гос-ва единого типа, кот-ое

будет го-м всеобщего благоденствия. Опред. положения этой

теории нах-т несомненное  подтверждение в совр.период

Особое место среди  указанных теорий занимает историко-

материалистическая  концепция гос-ва. Рассматривает  все

 аспекты его  сущ-я и развития. В основе теории – идеи истор.

 материализма и  классовых подход. Гос-во рассматривается 

как орудиме власти эк. господ.класса, его особ-ти определ-ся

 экономикой общ-ва  на опред.стадии его истор.развития. Цель

 – построение  социалист.,а затем и коммунист.общ-ва. А

 конечная судьба гос-ва – его отмирание по мере пострения

коммунист.общ-ва.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22)ГОС  ВЛАСТЬ КАК ОСОБ. РАЗН-ТЬ СОЦ-Й.

Гос.власть явл.особ.разновид. соц.власти. Соц.власть-

это присущее всякой общности людей отношения гос-ва

и подчинения между  субъектами,опирающ. на принуждение.

Она неотъемлема от любой организов.общ-ти людей (род,

племя,партия). Сущ-т 2 точки зрения: 1)гос.власть более  узкая

категория,чем пол.власть.Т.кпол.власть осущ-ся не только гос-м,

но и др.звеньями пол.системы общ-ва.2) пол.власть гос.власть-

понятия тождеств.,т.к  пол.власть исходит от гос-ва и реализуется

при его косв.участии.

Гос.власть-это публ.-полит.отношения  господства и подчинения

между субъектами,опирающ.на гос.принуждение. Признаки:

-гос.власть выступает  как оф.пред-ль общ-ва данной страны

(только она юр.уполномочена  Дей-ть от имени всего общ-ва  и 

применять в случае необ-ти принуждение.Гос.власть опирается

на гос.принуждение)

-гос.власть обладает  верховенством в общ-ве,она суверенна.

(Гос.власть регулирует  отношений разл.классов,соц.групп.)

-гос.власть уст-ет  сист.налогов и деление населения  по тер.призн.

-организации гос.власти,порядок  деят-ти детально опред-ся

констит.нормами.Она  носит публ.-пол.хар-р.

-гос.влась осущ-ся  спец.гос.аппаратом и спец.лицами (парламент,

суды, полиция)

-гос.власть как  власть,выступ.от имени всего  общ-васледует отли-

чать от власти мест.самоупр-я,кот-я  также явл-ся публичной.Но эта

власть опред.части  населения,т.е тер.коллектива.

Гос.власть распро-ся на всё общ-во. 

2)ПОНЯТИЯ  И ВИДЫ Ф-Й ГОС-ВА.

Ф-и гос-ва-опред-е  его сущ-ю и соц.назначением  основ-е направл.

деят-и гос-ва по решению  стоящих перед ним задач.Ф-и  хар-ют

деят-ть гос-ва.Ф-и  и дея-ть гос-ва-не одно и то же.Хар-я  ф-и гос-ва,

отметим, что важен  вопрос о соотн-и деят-ти гос-ва и  самого общ-ва.

 Гос-во должно  заниматься такой деят-ю, где  требуется едино-

образие, дисц-на, максим.концентрация сил, средств на опред.

участках деят-ти.Власть всегда стремится представить свою деят-ть

 в выгодном свете.О  деят-и гос-ва нельзя судить  по заявлениям

 власти.Реальный  показатель-бюджет гос-ва(он пок-т,  на какие цели

 расходуются сред-ва  гос-ва, какие цели яв-ся приоритетными  по 

фин.затратам).Ф-и гос-ва в целом надо отличать от ф-й его  отд.

органов.Ф-и органов  гос-ва представляют собой реализацию ком-

петенции, прав и обязан.отд.органов  в соотв-и с их местом и 

назначением в гос.механизме  и пол. системе общ-ва.Все ф-и  гос-ва

 можно разделить  на 2 группы: внутр. и внеш.ф-и.Внут.ф-и  направлены

 на решение проблем,  сущ-х внутри государства.К ним  можно отнести:

 Эк.ф-я(в эк.сфере  смысл дей-я гос-ва-обеспечение  норм.развития 

эк-ки, защита соб-ти, согласование интересов производителей и потр-

ебителей), Пол.ф-я-обесп.выр-й  интересов разл. соц. групп.Соц. ф-я-

развитие,поддержка  здравоох., просвещения, науки, культуры,соц.

обесп.Но гос-во не должно брать общ-во на иждевение,только поде-

рживать его).Экол.ф-я (обеспеч.права граждан на здоровую окр.сре-

ду), Ф-я охраны правопорядка. Внешние ф-и--Обеспечение обороны

 и без-ти,координация  эк. и полит.взаимодей-я с иными  гос-ми, Про-

ведение единой внеш.пол-ки.Можно  отметить условность деления 

на внутр. и внеш. ф-и,т.к все ф-и взаимосвязаны, внутр.ф-и могут 

выступать как составляющая часть внеш. 

24)ХАР-КА  ВНУТР.И ВНЕШ.Ф-Й ГОС-ВА

Ф-и гос-ва в целом  надо отличать от ф-й его отд.

органов.Ф-и органов  гос-ва представляют собой реализацию ком-

петенции, прав и обязан.отд.органов  в соотв-и с их местом и 

назначением в гос.механизме  и пол. системе общ-ва.Все ф-и  гос-ва

 можно разделить на 2 группы: внутр. и внеш.ф-и.Внут.ф-и направлены

 на решение проблем,  сущ-х внутри государства.К ним  можно отнести:

 Эк.ф-я(в эк.сфере  смысл дей-я гос-ва-обеспечение  норм.развития 

эк-ки, защита соб-ти, согласование интересов производителей и потр-

ебителей), Пол.ф-я-обесп.выр-й  интересов разл. соц. групп.Соц. ф-я-

развитие,поддержка  здравоох., просвещения, науки, культуры,соц.

обесп.Но гос-во не должно брать общ-во на иждевение,только поде-

рживать его).Экол.ф-я (обеспеч.права граждан на здоровую окр.сре-

ду), Ф-я охраны правопорядка. Внешние ф-и--Обеспечение обороны

 и без-ти,координация  эк. и полит.взаимодей-я с иными  гос-ми, Про-

ведение единой внеш.пол-ки.Можно  отметить условность деления 

на внутр. и внеш. ф-и,т.к все ф-и взаимосвязаны, внутр.ф-и могут

выступать как составляющая часть внеш. 

25)ФОРМА  ОСУЩЕСТВЛ.Ф-Й ГОС-ВА

Формы ф-й гос-ва показывают роль механизма гос-ва в осущ-и 

ф-й гос-ва и использование  права в этом процессе.Формы осущ-я 

ф-й гос-ва делят  на правовые и организационные. Среди правовых

форм выделяют правотворческую  форму, правоисполнительную и

 правоохр.формы  осущ-я ф-й гос-ва.Правотворческая  (правоуста-

новительная) форма - властно установленные законы, регулирующие

 ту или иную  область деят-ти (полномочия государства,  его обяз-ти,

возможности, пределы  его вмешательства).Правоисполнительная 

форма-организация  исполнения законов,принятие конкр.решений.

Правоох.форма-привлечение  к ответ-ти лиц,нарушающих устано-ые

правила.Организац.формы  осущ-я ф-й носят вспомог.хар-р,они сущ-т,

чтобы обеспечить деят-ть гос-ва в основных (правовых) формах

осущ-я ф-й.К ним  относят статистику, бухгалтерский  учет, деят-ть

счетных комиссий и  др). 
 

26) ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  Ф-Й РОС.ГОС-ВА

Внутр.ф-и РФ:

-охрана прав и  свобод чел-ка,обеспечение правопорядка(деят-ть

гос-ва,направл.на защиту интересов личности и общ-ва, на реа-

льное воплощение в  жизнь ст.2КРФ-«чел-к,его права  и обяз-ти-

высшая ценность».

-эк-ая(важным явл-ся  вопрос о пределах вмешательства  гос-ва

в эк.сферу.Если в условиях админист.управления экономика регули-

руется директивами,то в усл.рын.отнош-й-прежде всего эк.методами-

посредством кредита,налога,льгот)

-налогообложение(налог-глав.метод  новой сист.управ-я,используется

не только в эк.сфере,но и в соц.,юр и т.д.)

-ф-я соц.защиты(обеспечение нормальныхусловий жизни)

-экологич.(гос-во устан-ет  правовой режим природоиспольз-я)

-культур.(гос.поддержка  развития культуры,СМИ,театра,лит-ры)

Весь комплекс развития гос-ва не получает должного развития

и само оно,несмотря на обширность и отраб-ть аппарата власти

остается неразвитым(ущербным),авторит. или тот.

Фнеш.ф-и:

-оборона страны(поддержка  достаточного Ур-я обороноспос-ти  общ-ва,

отвеч.требованиям  его нац.безопасности

-поддержание мирового  порядка(деят-ть РГ по предотвращению  войны)

-сотрудничество с др.гос-ми(деят-ть РГ,направл.на установл.и развитие

эк,пол.,культ. и иных отношений,сочетающих интересы данного  гос-ва

с интересами др.гос-в.

Внеш.деять-ть гос-ва будет эф-ть и плодотворной лишь тогда,когда

она будет базироваться на междунар.-правовых актах с общеобяз.

участием нац-х,соц.-эк.,и  иных особен-й всех народов,входящих

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"