Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

tgp8.doc

— 260.50 Кб (Скачать)
>поведания, право на образование, свободу лит., худ., научного, технич.

и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Эколог.права  призваны обеспечивать нормальные условия  проживания

человека  на Земле и на конкретной территории. Это право на благопри-

ятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии,

на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имущ-ву

эколог.правонарушениями.

Информационные  права характеризуют новую эпоху  развития личности

 и общества. От их закрепления и соблюдения  зависит реализация 

вообще правового  статуса личности. Сюда относятся  свобода мысли

и слова, право  искать, получать, передавать, производить и

распр-ять  инф-ю любым законным способом, свобода  массовой инф-и. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

52)СООТНОШЕНИЕ  ГОС-ВА И ПРАВА

Право представляет собой  соц. феномен, оно существует только в

чел. обществе. Как  сложное соц.явление, право находится в тесной

связи с иными соц.институтами, такими как экономика, политика, религия.

При этом право и  общество в целом также выступают  как взаимовлия-

ющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между  собой 

находятся такие институты  как гос-во и право. Можно выделить три

основных направления  соотн-я гос-ва и права, анализ кот-х  позволяет

выявить взаимосвязь  и специфику каждого из этих явлений: Единство, 
Различие, Взаимодействие.  
Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосред.

зависимости от того, какой пол.режим сформировался  в данном общ-ве

-демократический  или тоталитарный.Единство гос-ва  и права проявляется

в том, что они-явления  одного и того же общества, они ф-ют вместе и у

них общая задача: нормальное развитие и функциониро-вание общества.

Единство гос-ва и  права выражается в их происхождении, типологии,

детерминированности эк., культ.и иными условиями, общности истор.

судьбы. Различия государства  и права состоят в том, что, хотя они и 

имеют общую задачу, решают они ее по-разному: государство - в сфере

социального управления, право - в сфере социально-го регулирования.

Различия вытекают уже из определения данных понятий. Гос-во – это

прежде всего организация  власти, состоящая из органов. Право  – 

это система норм, субъективных прав, юридических операций. 
Государство прежде всего выражает какой-то общий интерес граждан;

это организация, которая  Дей-т в интересах всего общества. Право же

прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для  него

характерен приоритет  индивидуальных интересов, защита отдельной  личности. 
Взаимодействие гос-ва и права выражается в многообразном влиянии друг

на друга. Связь  гос-ва и права является ф-й, т. е. гос-во и право взаимно

обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга.

53)СОЕД.И  РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают

принципы  организации и механизм реализации гос.власти. После-

дняя по своей  сути едина и дробиться на части не может. У нее

единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот орга-

низуется и осущ-ся гос. власть по-разному. Принцип соединения

законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти

оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает

рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение  любых

вопросов; б) исключает  возможность перелагать ответственность

и вину за ошибки на другие органы; в) «освобоЖдает» от борьбы

с другими органами за объем властных полномочий и т.д.

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе

чревато неустранимыми  недостатками и пороками. Принцип разде-

ления властей —  это рациональная организация гос.власти в дем.

гос-ве, при которой  осущ-ся гибкий взаимоконтроль и взаимодей-

ствие высших органов  гос-ва как частей единой власти через 

систему сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в

жизнь во всех дем.странах. Его плодотворность определяется

многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа

неизоежно приводит к разделению труда между органами

гос-ва, в р-е чего обеспечивается повышение эф-ти их деят-ти

(поскольку  каждый орган специализируется на «своей» работе),

создаются условия  для роста профессионализма их работников.

Во-вторых, данный принцип  позволяет решить сложнейшую про-

блему — создать непрерывно действующий кон-ый взаимоконтроль

высших органов  гос-ва, чем предупреждаются сосредоточение

власти в руках  одного из органов и установление диктатуры.

Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения

властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает

их авторитет в  общ-ве.

Вместе с  тем рассматриваемый принцип  открывает немалые 

возможности для негативных последствий. Нередко зак- и исп-е

органы стремятся  переложить друг на друга ответ-ь  за неудачи 

и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

54)ЛЕГИТИМНОСТЬ  И ЛЕГАЛЬНОСТЬ  ВЛАСТИ.

В широком смысле легитимность—это принятие власти

населением страны, признание ее права управлять  соц.

процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле

легитимной признается законная власть, образованная в соот-и

с процедурой, предусмотренной  правовыми нормами.Следует 

отличать легитимность первоисточникавласти и легитимность

органов гос.власти. Гос.органы приобретают свойство

легитимности по-разному. Представительные органы становятся

легитимными на основе проведения предусмотренных и регламе-

нтированных законом  выборов. Эти органы получают властные

полномочия непосредственно  от первоисточника власти. Органы

управления приобретают  легитимность путем конкурсного отбора,

назначения их чаще всего представительными органами и в порядке,

предусмотренном законом.Легитимными  должны быть и осущест-

вляемые органами гос-ва властные полномочия, методы деят-ти,

особенно метод  государственного принуждения.Нелегитимная власть

признается узурпаторской.Узурпацией признается, например,нару-

шение правовых процедур при проведении выборов или их фаль0

сификация. Юр. выражением легитимности власти служит ее

легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в 

нормах права, ограничиваться законом, ф-ть в рамках законности.

В общ-ве возможна и  нелегальная, например мафиозно-преступная

 власть, тяготеющая  к жестким формам принуждения,  насилия. Если

легальная власть опирается  на официально признанные, док-но

закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, Неле-

гальная — на неписаные, известные лишь определенному 

кругу людей правила  поведения.

55) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩ-ВО.

Гр.общ-во — это  сообщество свободных индивидов. В  эк. плане 

сказанное означает, что каждый индивид является собственником.

Он реально обладает теми средствами, кот-е необходимы чел-ку

для его нормального  сущ-я.Он свободен в выборе форм соб-и,

определении профессии  и вида труда, распоряжении рез-ми своего

труда. В соц. плане  принадлежность индивида к опред. соц.общности

(семья, клан, класс,  нация) не является абсолютной. Он может сущ-ть

самостоятельно. Пол.аспект свободы индивида как гражданина

заключается в его  независимости от гос-ва, т.е. в возможности,

например, быть членом пол.партии или объединения, выступ-х с

критикой –сущ-й  гос. власти.Обеспеченной свобода считается  тогда,

когда индивид через  опред. механизмы (суд и т.д.) может  ограни-

чивать своеволие  гос. или иных структур в отношении  себя.

Гр.общ-во суть открытое социальное образование. В нем

обеспечиваются свобода  слова, включая свободу критики, гласность,

доступ к различного рода информации, право свободного въезда и 

выезда, широкий и  постоянный обмен информационными  и тд,

Структура—это внутреннее строение общества, отражающее

 многообразие  и взаимодействие его составляющих, обеспе-

чивающее  целостность и динамизм развития.

Структуру современного рос. гр. общ-а можно представить  в 

виде пяти основных систем, отражающих соответствующие 

сферы его жизнедеятельности. Это соц. (в узком смысле слова),

эк., пол., духовно-культурная и информационная системы.Соц.система 

охватывает совокупность объективно сформировавшихся общн-й 

людей и взаимоотношений  между ними. Это первичный, основопол.

пласт гр. общ-ва,оказывающий  опред. влияние на жизнедеятельность

других его подсистем.Эк. система представляет собой совокупность

эк.институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе

реализации отношений  соб-и, производства, распределения,

обмена и потребления  совокупного общественного продукта.

Пол. систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы

(организации) —  гос-во, пол. партии, общ.-пол.движения,объединения

и отношения между  ними. Индивид политически выступает  в качестве

гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми,

их объединениями, гос-м и обществом в целом  по поводу духовно-куль-

турных благ и соот-х  материализованных институтов, учреждений.

Информационная  система складывается в результате общения людей

друг с другом непосредственно и через СМИ.В качестве ее структурных

элементов могут выступать  общ., муниц.и частные организации,

учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения,

осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 

56)ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ИДЕИ  ПРАВОВОГО ГОС-ВА.

Словосочетание  «правовое государство» впервые  встречается в

работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х.Фрайхера

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"