Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

tgp8.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

формации отражают сущностные, устойчивые связи п.с.одного типа.

В п.с. конкретного  общества можно выделить общесистемные,

характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные

зак-ти,выражающие связи  между ее структурными элементами и 

компонентами. При  этом надо иметь в виду следующее: названные

зак-ти так или иначе  преломляются в собственных зак-х  конкретной

п.с.; зак-и отдельных  элементов и компонентов системы не могут про-

тиворечить общесистемным  зак-м.

45)БЮРОКРАТИЯ  И БЮРОКРАТИЗМ

Бюрократия  и бюрократизм неотрывны от него, во многом

характеризуют его механизм. В понятие «бюрократия» часто 

вкладывается  различный смысл. Для М, Вебера бюрократия

—рациональная организация государственного управления,

деятельности  государственного аппарата на основе господства

 общеобязательных  регламентированных процедур, исполнение

 которых  не зависит от того, кто именно  и по отношению к кому

их выполняет. Все равны перед единым порядком. К. Маркс относился

к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как  абсолютное зло.

В отличие  от бюрократического способа управления бюрократизм—

болезнь, причем застарелая и общемировая.Главный  ресурс

бюрократов  — именно власть и возможность ею злоупотреблять,

извлекать выгоду из должности, из службы. В руках  бюрократа этот

 ресурс  конвертируется в другие виды  капитала, материальных благ.

Основная  причина живучести бюрократизма кроется в

многообразии  и противоречивости интересов, в возможности

ими манипулировать в  корыстных целях.Антиподом бюрократизма служит

демократия. Постоянный демократический контроль за всеми  звеньями

гос.механизма, отчетность и сменяемость работников государственных 

органов, гласность  и критика — надежное лекарство против этой болезни. 

46)ГОС.-ПРАВОВОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ НА  ЭК-КУ.

Как объект гос.-правового  воздействия экономика 

представляет  собой сложное и развивающееся  явление.

Право есть наиболее адекватная форма эк.отношений.

Последние могут нормально ф-ть только и исключительно

в правовой форме.Право  — естественная форма эк.отношений.

Эк.отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи,

могут стабильно  ф-ть, если они закреплены в нормативной,

форме. Единой юр.основой  всех отношений эк. цикла явл=ся

право соб-ти. При этом в сфере экономики главным  объектом

собственности выступает  труд человека. В этой связи вещи,

деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота

имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки,

символы определенной стоимости, воплощенного в них труда.

Воздействие гос-ва на экономику имеет иной характер. Если право

воздействует на эк., изнутри,являясь оптимальной формой

экономики и единственно  возможной формой рыночной экономики,

то гос-во обеспечивает внеш. условия ее фун=я.Во-первых,

гос-во выполняет ф-ю  защиты страны от нападения извне и тем

самым охраняет эк. пространство внутри страны.Во-вторых, оно

обеспечивает единство общ-ва и его относительную стабильность

в условиях, когда  общ-о распадается на классы и соц. слои с

различными интересами. Внутр.единство и стабильность общ-ва

—также необходимая  предпосылка нормального фун-я  и развития

экономики.В-третьих, гос-во выступает и субъектом  эк.отношений,

взяв на себя некоторые  эк.функции, обеспечивающие целостность

эк.системы страны. Когда воздействие гос-ва на экономику  чрезмерно,

оно становится негативным, ибо  мешает ее свободному функ-ю  и

развитию. Крайним  проявлением такого воздействия  является

огосударствление  экономики, при котором  гос-во делается

осн. соб-ом на сред-ва произ-ва и берет управление хоз-м  на себя.

47)ГОС.-ПРАВОВОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ НА  ПОЛИТИКУ

Политика—широкое  по объему и сложное по содержанию явление

и понятие. В плане  гос.о-правового воздействия нас  интересует в

первую очередь  политика в масштабе страны.Ее можно кратко

определить как  стратег.курс развития страны. Выделяются три 

основные вида деят-и  в сфере политики: выработка стратегич.

курса (политики); выбор  стратегического курса; реализация избран-

ного стратегического  курса.В развитых гос-х Запада выработкой

стратегического курса  занимаются партии. Затем избиратели,

голосуя за ту или  иную партию, осущ-т выбор пол. курса. Наконец,

партия, победившая на выборах, формирует прав-во и проводит в

жизнь свою программу  через механизм гос. власти.Изложенное

позволяет определить оптимальный вариант воздействия  гос-а на

политику. Выработка  и выбор пол. курса осущ-ся общ-м,гос-во же

выступает эффективным  инструментом реализации политики с

помощью аппарата управления и принуждения.Однако это возможно

лишь в развитом гражданском общ-ве.Если же посмотреть на

соотношение политики и гос-ва в истор. плане, то выяснится, что

до сих пор взаимодействие политики и гос-ва далеко не оптимально.

Итак, воздействие  гос-ва на политику может быть различным в

зависимости от степени  развитости гражданского общ-ва. Чем  больше

пол.ф-й берет на себя гос-во, тем меньше их остается гражд.общ-ву.

Истор.гражд.общ-во постепенно формируется, укрепляется, и гос-во

по мере этого уступает ему такие пол.ф-и, как разработка пол.

программ, выбор пол. курса.Право воздействует на политику по

нескольким направлениям.Прежде всего, посредством публичного

права (конституция  и конституционные законы) закрепляются пол.

строй общества, механизм функционирования политической системы

(избирательное право,  партии и их статус, разделение  властей и т. д.),

пол.свободы граждан. В р-е воздействия права на политику все виды

пол. деят-и осуществляются как права соответствующих субъектов,

а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.Далее,

право придает легитимность политическим решениям, а также 

органам гос.власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку 

населения даже в случае принятия ею непопулярных решений.

Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.

И наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы 

человека, их реализацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

48)ГОС.-ПРАВ, ВОЗДЕЙСТВИЕ НА  КУЛЬТУРУ

Го-во и право находятся  в сложном и неоднозначном 

взаимодействии с  культурой. В самом общем виде культура есть все

 то, что создано  человеком, имеет основу в духе  человека, является

р-м его творчества. К такого рода ценностям следует отнести и гос-во,

и право. Более того, возникновение гос-ва ознаменовало скачок в 

развитии культуры - переход от варварства к цивилизации. Это означает,

что гос-во оказало  особо глубокое воздействие на культуру, ее развитие.

Заметим, что признание  гос-ва как культурной ценности утверждалось

с трудом. И здесь  «повинны» не только идеолги марксизма,

видевшие в гос-ве (а также в праве) только соц.зло, кот-е должно

исчезнуть.Наибольшее влияние гос-во оказывает на пол.культуру,

носителями  кот-й  являются общ-во,партии и пол.лидеры.Развитие

пол.культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку 

развития и нормального  ф-я п.с.общ-ва, всех ветвей гос.власти.Гос-во

заботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и  финансируя

библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры.Право 

создает оптим.условия  для творчества, для созидания  культ.цен-й,

для культурного развития человека.На основе права формируется 

особый пласт культуры—правовая  культура, носителями которой 

выступают общ-во в  целом, гос.органы и должностные  лица, соц.

группы, пол.деятели. Для России развитие правовой культуры—

актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей  стране было

распространено пренебрежение  к праву, принявшее в советский 

период крайнюю форму, называемую правовым нигилизмом.

51)ПРАВА  ЧЕЛ-КА И ГРАЖДАНИНА.

Основные  права и свободы человека и  гражданина закрепляются

в международно-правовых актах и конституциях конкретных

гос-в.Одним  из общепринятых критериев их классификации 

являются сферы жизнедеятельности общ-ва,в кот-х реализуются

те или иные интересы и потребности личности. Гражданские

(личные) права представляют  собой совокупность правомочий,

отражающих естественно-правовые начала.К ним относят право 

на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную

неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни,

личную и семейную тайну, право на защиту своей чести  и доброго

имени, право на тайну  переписки, телефонных переговоров  и др.

Экономические права—это  правомочия, отражающие эк.аспекты

естественных прав человека и обеспечивающие одновременно

хоз.автономность индивидов  и их взаимосвязи друг с другом и общ-м.

Это право частной  соб-ти, право на владение, пользование  и распоря-

жение своим имущ-м  как единолич., так и совместно с др. лицами т. д.

Полит. права  определяют возможность участия  граждан в управлении

гос-м и обществом.Сюда относятся право человека на гражданство,

право определять и  указывать свою национальную принадлежность,

право на объединение, включая право создавать професс. союзы для

защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и др.

Соц. права отражают уровень мат.развития конкретного  гос-ва и общ-а 

и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и  соц. защище-

нность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на

труд, соц. обеспечение,право  на жилище, право на отдых, охрану здоровья

и медицинскую помощь.Культурные права влияют на духовно-культурные

отношения, обусловливают  независимость и самобытность форм-я  дух.

мира личности. В данную группу входят право на пользование родным

языком, на свободный  выбор языка общения, свободу  совести и вероис-

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"