Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

tgp8.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

особ-ей религ.убеждений  населения. Делится на: авторитарный

режим (Индонезия, Парагвай) – преобладают методы принуждения,

а то и прямого насилия.Выборы-формальность,т.к  нек-е оппозиц.партии

запрещены.Роль парл-та принижена.Доминирует испол.власть.

Тот.режим (Гитлер в  Герм.,Сталин)–целиком основан на методах

псих.,идеол.,физ.принуждения.Страной  правит партийно-гос.

номенклатура во главе  с вождем.Этот режим сущ-т в  фашистких 

гос-х,в нек-х мусульманских  странах.

31) ФОРМА СОВР.РОС.ГОС-ВА  И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и  острая

соц. напряженность  обусловили тот факт, что в РФ в кач-ве

формы правления установлена  през.республика, но обла-

дающая по сравнению  с традиц. президентскими респ-ми рядом

особен-ей.Во-первых, наряду с признаками през.республики  данная

форма имеет (правда, незначительные) элементы парлам. респ-ки,

состоящие в том, что  Гос.Дума может выразить недоверие  Прав-ву

(хотя решать его  судьбу и в этом случае будет  Президент).Во-вторых,

налицо дисбаланс между зак-й и президентской властью, сущ-й пере-

вес последней, что  в какой-то мере нарушает необходимое  равно-

весие и устойчивость гос.власти в целом.Наконец, в-третьих,

уникальность России как фед-и не может не быть отраженной в 

механизме гос.власти, особенно с учетом того, что в ряде ее

республик также сущ-т  институт президентства.

Что касается формы  гос. устрой-ва,то Рос.гос-во—самобытная,

уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном 

правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки

федеративных отношений  выступают двусторонние договоры между

органами федеральной  власти и субъектами Федерации (например, с

Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения  и

полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоре-

чивость двух изначально заложенных в основу государственного

устройства РФ принципов: национально-территориального

(республики, автономная  область, автономные округа) и 

административно-территориального (края, области, города

федерального значения). Да и по количеству субъектов РФ занимает

1-е место в мире. Большое число таких субъектов  может привести

к неуправляемому качеству.

32) ГОС.СТРОЙ

Гос.строй-это система  соц.,эк. и политико-правовых отношений,

установленных и закрепляемых нормами Кон-го (гос-го)права.

Кон-й строй-это  система соц.,эк. и политико-правовых отношений,

установленных и охраняемых Кон-й и др. Кон-но- правовыми актами

опред. гос-ва.Необ.признаки кон-го строя-нар.суверенитет,разделение

властей,нерушимость  и неотчужда-ть общепризнан-х прав и свобод

чел-ка.Гос-ый строй  может и не содержать этих признаков.Кон-ый строй 

не следует отождествлять  и уравнивать с гос-м строем,т.к  Кон-ый строй,

в отличие от гос-го,предполагает наличие в гос-ве Кон-и.

Гос.строй может  отличаться от кон-го,если воздействие гос-ва на общ-во

проявл-ся в неправовой форме в обход Кон-и и иных легитимных

источников права  с нарушением общ-в гражданина и  общ-ва. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33) МЕХАНИЗМ ГОС-ВА

Механизм гос-ва—это целостная иерархическая система

гос-х органов и учреждений, практически осущес-х гос.власть,

задачи и ф-и  гос-ва.Приведенное опред-е позволяет 

выделить след.хар-ые признаки механизма гос-ва.

1.Это целостная  иерархическая система гос.органов  и учре-

ждений. Целостность  ее обеспечивается едиными принци-

пами организации  и деят-ти гос.органов и учреждений,

едиными задачами и  целями их деят-и.

2.Первичными структурными  частями (элементами) механизма

явл-ся гос.органы и  учреждения, в кот-х работают гос.служащие

(чиновник).Гос.органы  связаны между собой началами

субординации и  координации.

3.Для обеспечения  гос.властных велений он имеет непосред-е

орудия (учреждения) принуждения, соотв-ие технич. ур-ню

каждой эпохи—воор.отряды людей,тюрьмы. Без них не может

обойтись ни одно гос-во.

4.При помощи механизма практически осущ-ся власть и

выполняются функции  гос-ва.

Структура механизма  гос-ва изменчива и разнообразна,

но при всех условиях в него входят органы управления и

органы принуждения.Механизм совр.гос-ва отличается

высокой степенью сложности, многообразием органов и

учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну

его подсистему образуют высшие органы гос-а: представи-

тельные, глава гос-ва, прав-во.Они обычно нах-ся в поле

зрения общес-ти,СМИ,вокруг них форм-ся общ.мнение. Другая

подсистема— это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также

силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние 

выполняют решения  высших органов гос-ва, в том числе 

методами гос.принуждения(воен.подавление, полиц.меры).

Наиболее жесткие  способы принуждения осущ-т воор.отряды

людей—войско, полиция.К  органам гос-а примыкают гос.учре-

ждения, кот-е властными  полномочиями не обладают, а 

выполняют общесоц. ф-и  в сфере эк-ки,образования,здравоох.

34) ОРГАНЫ ГОС-ВА:ОПРЕДЕЛЕНИЯ,ПРИЗНАКИ,ВИДЫ

Первичным и  важнейшим структурным элементом механизма

гос-ва явл-ся орган  гос-а.Это звено механизма гос-ва,

участвующее в осущ-и  ф-й гос-ва и наделенное для этого

властными полномочиями.Хотя орган гос-ва и обладает

опред. самостоятельностью, автономией, он служит частью

единого механизма гос-ва, занимает в гос.машине свое место

и прочно связан с  другими ее частями.Орган гос-ва состоит 

из гос.служащих, кот-е  нах-ся в особых правоотношениях 

между собой и органом. Они абстрагированы от семейных,

ражданских и других отношений, не имеющих связи с гос.службой,

Положение,права и  обяз-ти гос.служащих опред-ся законом  и

обесп-т их правовой статус.Объем и порядок использования 

ими властных правомочий устан-ся тоже законом и конкретизи-

руются в должностных  инструкциях, штатных расписаниях и др.

Органы гос-ва имеют  внутр.строение.Они состоят из подразде-

лений, скрепленных  единством целей, ради достижения кот-х 

образованы, и дисциплиной, кот-ю все служащие обязаны соблюдать.

Важн. признаком  органа гос-ва явл-ся наличие у него компетенции—

властных  правомочий(совокупности прав и обяз-й) опред.содержа-

ния и объема.Органы гос-ва классифициру-ся:

По способу  возникновения они подразделяются на первичные и

производные. Первичные  органы гос-ва никакими другими 

органами не создаются.Производные органы создаются

первичными органами, кот-е и наделяют их властными  полномо-

чиями.К ним относ-я  исполнительно-распорядительные органы,

органы прокуратуры  и т. д. По объему властных полномочий

органы гос-ва класси-ся на высшие и местные.Правда, не все

местные органы явл-ся гос.(напр.,органы местного самоупр.).

Высшие органы гос-ва наиболее полно олицетворяют гос.власть,

распространяющуюся  на тер-ю всего гос-ва. По широте компете-

нции выделяются органы гос-ва общей и спец.компетенции.

Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг

вопросов.Напр.,прав-во,исполняя законы,активно участвует в осущ-и

всех ф-й гос-ва.Органы спец.(отраслевой) компетенции спец-ся на

выполнении какой-то,одной ф-и,одного вида деят-ти (мин-во финансов).

Органы гос-ва бывают выборные и назнач., коллег. и единоличные.

35)ПРИНЦИП  ОРГАНИЗАЦИИ И  ДЕЯТ-ТИ ГОС.АППАРАТА 

Аппарат гос-ва-это  система гос.орагнов,взаимосвязанных  общими

принципами огранизации  и деят-ти. Подобные принципы-это 

исходные идеи,руководящие  положения,определ-е оснн.подходы

к формированию и ф-ю  гос.органов.Осн.принципы отражены в  Кон-и РФ:

-принцип приоретета  прав и сводод чел-ка и гражданина (преполагает

соответ.обяз-ти гос.органов  и служащищих собюлюдать и защищать их)

-принцип представ-ва  интересов граждан во всех звеньях гос.аппарата

-принцип демократизма,позволяющий  учитывать интересы большинства

граждан гос-ва. Выр-ся в выборахпредставит-х органов  и органов мест.

самуправления в проведении референдумов

-принцип разделение  властей,исключающий возможность произвола со

стороны гос.органов  и должностных лиц

-принцип законностити(означает  обяз-ть солюдения законов во  всех 

звеньях гос.аппарата)

-принцип гласности(обеспечивает  открытость деят-ти гос.органов)

-принцип профессионализма  и компетенции гос.служащих(Гарантирует

высокий ур-нь решения  важнейших вопрос гос.жизни.(закон  о гос. службе)

-принцип федерализма(в  федер.гос-х)-обеспечивает разграничение 

предмета ведения  между федерацией и ее субъектами

-принцип сочетанию  коллегиальности и единоначалия-обеспечивает 

разумное соот-е  демокр. и бюр.начал гос.аппарата

-принцип сочетания  выборности и назначаемости-выр-ет  оптимальное 

соот-е децентрализации  и централизации в гос.управл-и.

-принцип иерархичности-органы  гос-ва занимают в гос.аппарате  разные

ур-и: одни органы подчинены  другим,решения вышестоящих органов 

обязательны для нижестоящих.

Всестор.учет принципов  как при образовании гос.органов,так  и в процессе

их ф-я позволяет  обеспечить макс.эфф-ть гос-го управл-я  общ-м,

ведет к его демократизации и поыышению эф-ти. 

36)ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СИСТ.ОБЩ-ВА:ПОНЯТИЯ  И ВИДЫ.

П.с.о.представляет собой  отражение пол.жизни общ-ва в целом.  
П.с.-это система взятых в единстве и взаимодействии гос-ых,

общ-х организаций, иных пол.институтов, кот-е на основе опред.

норм и принципов  участвуют в пол.жизни общ-ва, осущ-яют 

опред.пол.ф-и.П.с.неоднородна  по своему составу. В состав

п.с.входят различные  структурные элементы. По своей структуре

п.с.о.состоит из 5 элементов, каждый из кот-х хар-т разл.стороны 

ее жизнедеятельности: 
1) Институционный (или организационный) элемент. Выражает

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"