Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

tgp8.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

в мировое сообщвество. 

27) ПОНЯТИЯ И ЭЛ-ТЫ  ФОРМЫ ГОС-ВА

Форма гос-ва - это  внешняя хар-ка сущ-ти гос-ва.это  категория,

показывающая взаимосвязь  между разл.органами гос-ва. Она

показывает, как организована государственная власть.  
В форме гос-ва можно выделить 2 элемента-форма правления

и форма гос.устройства.Иногда в форму гос-ва включают и 

пол.режим.Вопрос о  том,явл-ся ли пол.режим неотъемлемым

элементом формы гос-ва, остается дискуссионным.Категории

пол. режима и формы  гос-ва тесно взаимосвязаны. Пол. режим 

влияет на форму  гос-ва,причем влияет определяющим образом.

Влияние пол. режима на форму гос-ва выр-ся в том,что:  
1) конкретные формы гос-ва взаимосвязаны с опред.пол.режимами

(демокр.гос-во не  может быть абсолютной монархией,  в авторита-

рном ре-жиме нет  парламентаризма).  
2)пол.режим пок-ет дейст-ое содержание той или иной формы гос-ва

(с точки зрения  государственного устройства и  СССР, и США

относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем

отличается от жесткого централиз-го гос-ва). Можно отметить

многообразие форм гос-в в совр.мире.Это определяется тем,

что форма каждого  конкретного гос-ва складывается под  дей-м 

множества факторов,влияющих на форму гос-ва:  
1.особ-ти истор. развития государства; 2.истор. традиции;  
3.разл. политико-правовые идеи; 4.нац. состав населения;  
5.внеш.факторы(междунар.положение и т.д). Прямо и

непосредственно влияет на устан-е формы конкретного  гос-ва

соот-е соц. сил, пол. борьба и её рез-ты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28)ФОРМЫ  ГОС-ГО ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления раскрывает способ организации верховной

гос.власти,порядок  образования ее органов, их взаимодействия

между собой и с  населением, степень участия населения  в их

формир-и.Сущ-т 2 осн.формы  правления—монархия и республика.

х верховные органы отличаются друг от друга и по порядку  образо-

вания, и по составу, и по компетенции.Монархия—форма правления,

где высшая гос.власть принад-т единоличному главе гос-ва—монарху

(королю, царю, императору, шаху),кот-й занимает престол по насл-ву

и не несет ответ-ти перед населением. Монархии бывают 2 видов.

При неогран. (абсолютной) монархии  монарх является единств.

высшим органом  гос-ва.Он осущ-т законодат. ф-ю (воля монарха—

источник права  и закон),рук-т органами испол.власти, контролирует

правосудие.В наст. время к аб. мон. относ-ся нек-е  монархии

Ср. Востока (Саудовская Аравия). При огранич. монархии высшая

гос.власть рассредоточена между монархом и др.органами (Земский

собор в Рос.Империи).К  огранич.относятся сословно-представительная

монархия (Россия) ,констит.монархия (Дания, Швеция),в кот-й власть

монарха ограничена кон-ей, парл-том, прав-ом ;парламентарная

монархия(прав-во форм-ся из пред-й опред.партии) и дуалистич.

монархия (Кайзеровская Германия 1871-1918г).При ней гос. власть

носит 2-й хар-р.Она  разделена между прав-м и парл-м.

Республика—это  форма правления, в кот-й высшая гос. власть

принадлежит выборным органам, избираемым на опред.срок и несущим

ответ-ть перед  избирателями.Республике присущ демок.способ

образования верх.органов гос-ва;в развитых гос-х  взаимоотношения

между высш.органами строятся на принципе разделения властей,

они имеют  связь с избирателями и ответ-ны перед ними. Республ-

иканская  форма правления зародилась в  рабовладельческих

гос-х.Наиболее яркое проявление она нашла в дем.Афинской респ-

ублике. Совр.республики подразд-ся на парламентарные и 

президентские. Различаются они главным образом  тем,

какой из органов  верховной власти — парл-т или  президент —

формирует прав-во и  направляет его работу и перед кем —

парламентом или президентом  — прав-во несет ответ-ть.

В парламентарной респ-ке парл-т наделен не только зак-ми полномоч.,

но и правом требовать  отставки прав-ва,выразив ему недоверие.

Президент респ-ки явл-ся только главой гос-ва, но не главой прав-ва.

Это означает,что прав-во формируется партией ,победившей на

парлам-х выборах, а президент лишен возм-ти направлять его деят-ть.

Руководит прав-м премьер-министр (он может называться иначе).

През.респ-ка—это форма правления,где президент непосре-но

при определенном парламентском контроле формирует  прав-во,

кот-е несет  перед ним ответ-ть за свою деят-ть.В  през-х респ-х 

обычно нет  должности премьер-министра,т.к чаще всего ф-и главы

гос-ва и главы  прав-ва выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-

парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия),

в кот-х парламент  и президент в той или иной мере делят свой

контроль и свою ответ-ть по отношению к прав-ву. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29) ФОРМЫ ГОС-ГО УСТРОЙСТВА.

Это нац. и администр.-тер-ое деление гос-ва,

кот-ое скрывает хар-р  взаимоотн-й между его

состав.частями,между  центр.и местн. органами

гос.власти.Форма гос.устрой-ва показывает,из

каких частей состоит  внутр.струк.гос-ва,как стро-

ятся отношениями  между центр.и мест.гос.орга-

нами,интересы каждой нации.

Унит. гос-во— это  целостное централиз-е гос-во,

адм.о-территориальные  единицы которого (области, провинции,

округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не

обладают суверенными правами. В унитарном гос-ве единые

высшие органы гос-ва, единое гражданство, единая конституция,

что создает организационно-правовые предпосылки для высокой 

степени влияния центральной  гос. власти на всей

территории страны. Органы адм.-территориальных

единиц находятся  полном подчинении центра,

Большинство всех существовавших и ныне существующих

гос-в унитарные. Это  и понятно, ибо унитарное гос-во хорошо

управляемо, а унитарная  форма достаточно надежно обес-

печивает гос-е  единство. Унитарные государства могут

иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия

и многонациональный (Великобритания, Бельгия)  состав населения.

Федеративное гос-во- сложное союзное гос-во,части кот-го

(республики, штаты,земли) яв-ся гос-ми или гос.образованиями,

бладающими суверенитетом.Федерация  строится на началах децен-

трализации.В строго научном смысле федерацией наз-ют союз гос-в,

основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация 

возможна только там, где объединяются самостоятельные  гос-ва.

Входящие  в состав федерации гос.образ-я  и гос-ва наз-ся ее

субъектами.Они могут  иметь свои конституции, свое гражданство,

собственные высшие гос.органы — зак-ые, испол-ные, судебные.

Наличие в федерации  двух систем высших органов — федерации  в

целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их

компетенции (предметы ведения).Способы размежевания компе-

тенции,применяемые  в различных федерациях, многообразны,

однако наиболее распространенными  являются 2. В США,

Канаде, Бразилии, Мексике  и других странах кон-ии

устанавливают сферы, подпадающие под исключительную

компет-ю федерации  и исключительную компетенцию ее субъектов.

В ФРГ, Индии и иных гос-х конституции, кроме того, предусма-

тривают сферу действия совместной компетенции федерации

и ее субъектов.

Конфедерация  — это союз суверенных гос-в, образуемый для

достижения  опред.целей (военных, экономических  и др.). Здесь

союзные органы лишь координируют деятельность гос-в—членов

конф-и и  только по тем вопросам, для решения  которых они 

объединились. Конф-я не обладает суверенитетом.

Исторический  опыт показывает, что конфедеративные 

объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо

распадаются, либо преобразуются в федерации(Напр.,штаты

Мы считаем, что  у данной формы все же есть будущее:в  конф-ю

могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии,

Северная и Южная  Корея.В посл. десятилетия появилась 

особая форма ассоциированного гос.объединения. Примером

тому является Европейское  Сообщество, уже вполне

доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что

процесс современной  европейской интеграции может привести

от содружества  к конфедеративному государственному устройству,

а от него—и к федеративному  всеевропейскому гос-ву. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

30)ГОС-ЫЕ  РЕЖИМЫ.

Для хар-ки формы гос-ва употр.термин гос-ый режим.Он хар-ет

функци-ю сторону  формы гос-ва-формы и методы осущ-я  гос.власти.

Т.е это деят-ть органов гос-ва по управлению общ-м, по регули-

рованиию поведения  физ.и юр.лиц, учреждений и т.д.

Демократ.режим (США, Канада).Складывается в правовых гос-х,

Гос-во обеспечивает  свободное развитие личности, фактич.

запущенность ее законных прав и интересов.Режим выр-ся в:

-свобода личности  в сфере эк.деят-ти

-гарантирова-ть личных  прав и свобод гражданина

-создает эфф-е механизмы  прямого воздействия населения

страны на хар-р  гос.власти

-личность защищена  от произвола, беззакония

-учитывает интересы  больш-ва и меньш-ва одинаково

-базируется на  законах,кот-е отражают объективные  потребности

развития личности и общ-ва.

Антидемократ.режим.Признаки: гос-во подавляет личность,

ущемляет ее права; тоталь.контроль гос-ва над всеми  сферами

общ-й жизни,диктатура  одной партии; огусадарствление всех

общ-х организаций; всеохватывающая милитаризация  общ.жизни;

игнорирование интересов  нац.гос.образований;гос-во не учитывает

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"