Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

tgp8.doc

— 260.50 Кб (Скачать)
>внешние проявления п.с., в него входят те организации и  объеди-

нения людей, кот-е  представляют п.с.В этот элемент входят

гос.органы, общ.объединения  всех организационно-правовых форм

(массовые движения, общ.организации, учреждения), пол.партии  как

спецфический субъект  и др. Этот элемент является главным  в п.с.,

он придает устойчивость п.с., формирует ее нормативную основу и

др.средства воздействия  на общ-во.  
2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы

деят-ти п.с.К нормативному элементу относятся: 
· Пол. нормы (содержатся в уставах, программах политических партий).  
· Нормы права (напр, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных

объединениях Российской Федерации").  
· Пол.обычаи и традиции   
3) Функциональный элемент.Показывает, как действуют, ф-ют на пра-

ктике элементы п.с.К  нему относятся:  
· Пол.действия (митинги, демонстрации, забастовки);  
· Пол.процессы (процесс формирования парламента)
 

37) СООТНОШЕНИЯ ПОЛ.СИСТ. И ПОЛ.ОРГАНИЗАЦИИ  ОБЩ-ВА

В научн. и уч. лит-ре длительное время происходила об этом дискус-

сия. Многочисл.позиции  государствоведов в основном сводятся к 3

осн.взглядам:

-сторонники широкого  понимания п.с.о (Бурлацкий)отмечают,что  пол.

организация общ-ва явл-ся главным и сущ-м элементом п.с.Т.е  пол.

организация общ-ва является составной частью п.с.о.

-другие авторы (Разумович)  выр-т противоположную точку зреничя.

Они считают,что п.с.о.-это составная часть пол.организации

-Марченко-это тождество  п.с.и пол.организации общ-ва. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

38) ТИПОЛОГИЯ ПОЛ,  СИСТЕМ

В основе типологии  п.с. лежат несколько подходов: с  точки

зрения историч.(формацион.)подхода) разграничивают п.с. на:

рабовладельческие,феод,,бурж, социалист.общ-ва.

П.С рабовлад.общ-ва – осн.элементы-гос-во,оф.церковь,неустой-

чивые и временные  объединения восставших рабов.Большую 

пол.роль играют жреческакая  каста, разл.рел.секты,объединения 

неполн.слоев населения,купцов.

ПС феод.общ-в-уже  более сложная, пред-ла собой фед. гос-во,

оф.церковь,рыцарские,монашеские, и рыцарско-монашеские ордена.

Пол.ф-и выпол-ли куп.гильдии,цеха ремесленников и кресть.общины.

В новейшее время п.с. усложняется,элементы п.с.объединяют по

своему составу  разл.пол.силы с разл. пол. интересами.

По ур-ю зрелости различают развитые (Англия,Германия) и слабо-

развитые страны (Кувейт, Румыния).Пол.партии бывают: однопарт.,

двухпартийные и многопарт. п.с.

В зав-ти от пол.режима. Это наиболее распростр. точка зрения

деления на дем.,автоприт. и тот. п.с.Данное деление обусловлено 

конкретными гос. и  пол.режимами, формами и методами осущ-я гос.

и пол.власти,наличием тех или иных структурных элементов  п.с.с и 

хар-м их взаимодействия. 

40) НОРМАТ.,ИДЕОЛ.,Ф-Я.,КОММУНИКТ. ОСНОВЫ П.С.О

Пол.наука выделяет 4 осн.эл-та п.с.о.(подсистемы).

-нормативная основа. В лит-ре нет единого мнения ни о месте и

роли нормативной  основы, ни о ее содержании. (1 точка  зр.-право,нормы 

общ.организаций –прежде  всего уставные,разл.нормы гос. и общ.жизни

2 точка зрения–нормы  права,нормы,выраб.общ.организациями,

партийные решения,пол.традиции и обычаи,нормы морали,этико-пол.жизни.

3 точка – пол.принципы  и нормы,правовые нормы, пол.традиции,эталоны 

пол.поведения или «типичные реакции на пол.события».

Непременные атрибут  нормативной основы-это соц.нормы.(те, что связаны

с осущ.власти).Предмет  регулирования предлагаемой нормативной  основы

–это пол.отношения.Т.о  нормативная основа п.с.о.-это сложное  образование,

состоящее из компонентов:правовые принципы и нормы,имеющие пол.соде-

ржание,принципы и  нормы,содержащиеся в актах парт.орагнов  и общ.оганиза-

ций, пол.традиции, пол.обычаи,принципы и нормы морали.

--культурно-идеологическая подсистема-это совокуп-ть разл. по своему

сод-ю пол.идней,взглядов, чувств участников пол.жизни.Пол.сознание

субъекта пол.процесса ф-ет на двух уровнях: 1)теорет.(пол.идеология-

теории,концепции) 2)эмпирический(пол.психология-чувства). В

 идеолог.подсистеме  особое место занимает пол.культура.Это комплекс

типичных для данного  общ-ва,укоренившихся образцов (стереотипов)

поведения, ценностных ориентиров пол.представл-й. Пол.культура-это 

передаваемое из поколения  в поколение опыт пол.деят-ти, в  к-м соед.

знания,убеждения  и модели поведения челка и  соц.групп

---ф-я  (институциональная) – пол.организации (гос-во), негос.-пол.партии

 и общественно-пол.движения.Все  пол.организации можно разделить  на 

3 группы: собственно-пол.(осущесвление  власти),несобственно поли-

тические (профсоюзы  и т.д.), организации,имеющие в своей деят-ти

 лишь незначит.пол.аспект.

-коммуникативная-совокупность отношений и форм взаимодей-я,

складывающихся между  классами,соц.группами,нациями,индивидуумами

по поводу их участие  в осущ-и власти,выработки и  осущ-и политики.

Пол.отношения-р-т многочимленных и разнообразных связей субъектов

политики в процессе пол.деят-ти.Выделяют первичные и  вторичные

(производлные) пол.отношения.Их  хар-ки:первичные(разл.формы взаи-

модей-я между соц.группами а также внутри них

вторичные(отношения  между гос-ми,партями,др.пол.институтами,

отражающими в своей  деят-ти интересы опред.соц.слоев или  всего общ-ва.

41)ПРАВО  И ПОЛ.СИСТЕМА  ОБЩ-ВА

Значение  и роль права в п.с.о.позволяют  уяснить след. аспекты 

их соотношения:

Право—это р-т деят-и  чел-ка,общ-ва и гос-ва, обознач-ий пределы

свободы чел-ка. В гос.-организованном общ-ве такие пределы 

закреплены в офиц. норм.док-ах и обеспечены силой гос-ва и 

авторитетом общ-ва. Поэтому  все структурные элементы п.с.,

вынуждены корректировать свои пол.притязания с учетом дан-

ных пределов.

Право несет в себе соц.-ценностный потенциал, будучи одной  из

оставных частей нормативной  основы организации и функц-я  общ-ва.

В его рамках учреждаются  пол.институты, определяются полномочия

труктурных элементов  п.с.

Право—своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей:

индивидов, соц.групп, классов, общества в целом. В праве 

достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяя-

ющий меру свободы  каждого индивида и объединения  в общ-ве.

Право играет роль связующего и опосредующего звена между п.с.

и гражданским  общ-м.

Право является необходимым стабилизирующим фактором п.с.

Источниками права  являются не только нормативные акты гос-ва,

но и обычаи, прецеденты, а также законы,принятые, на всенаро-

дном референдуме. Право и государство явл-ся р-м развития

нашей цив-и, достижением  общечеловеческой культуры.

42)ТГП  КАК УЧ, и НАУЧ,ДИСЦИПЛИНА

Изучая ТГП мы овладеваем знаниями,имеющими

значение для фундаментальной  подготовки юриста широкого

профиля, формируем  научное юр.мировоззрение,общеправо-

вую ориентировку, правовую культуру, способность принимать

правильные решения  в проф.дея-ти, а также усваиваем

первичные правовые понятия,необходимые  для эффективного

изучения др. юр.дисциплин.

43)СООТНОШЕНИЕ  ОБЩ-ВА И ГОС-ВА

Общ-во и гос-во, их соотношение—кардинальная для науки

ТГП проблема,которая,несмотря на ее несомненную важность

и актуальность, изучена  слабо. Долгое время научная мысль  вообще

не делала различий между обществом и гос-м. Лишь с наступлением

буржуазной эпохи  ученые стали разделять пол.гос-во и общ-во,

гражданское общ-во и  правовое гос-во,рассматривать нек-е  аспекты

их взаимодей-я.Гос-во—соц. институт всего общ-а, оно выполняет

многие ф-и, обесп. жизнедеятельность последнего. Его  основное

назначение заключается  в управлении соц.делами, в обеспе-

чении порядка и  общ.безоп-ти. Гос-во противостоит антисоц.,

разрушительным силам, а потому само должно быть мощной

организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и 

принуждения. С появлением гос-ва начинается сложная история его

взаимодействия с  общ-м. Как форма организации общ-а  и управляя-

ющая система гос-во выполняет ф-и в интересах всего  общ-а, раз-

ешает возникающие  в нем противоречия, преодолевает кризисные 

ситуации. Вместе с  тем иногда оно может играть и  деструктивную

роль—возвышаться  над общ-м, огосударствлять его, т. е. проникать

во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять. Но в  общем

гос-во движется вместе с общ-м вперед, постепенно становится

более современным  и цивилизованным,, сохраняя при этом

относительную самостоятельность  по отношению к общ-ву.

Воздействие общества на гос-во принято считать прямой связью,

а воздействие гос-ва на общ-во — обратной. Многогранное

обратное воздействие  развитого гос-ва на общ-во — ключевая,

о недостаточно изученная проблема, главное в которой—соотно-

шение между сознательным гос.-правовым регулированием

соц.-эк. жизни и  стихийным рыночным саморегулированием.

44)ЗАКОНОМЕРНОСТИ  РАЗВИТИЯ П,С,О

Зак-ти развития п.с. представляют собой объективные,

устойчивые,повторяющиеся связи, харак-е сущностное

единство и динамизм пол. явлений на различных этапах бытия.

Они в конечном счете  есть объективные рез-ы субъективной

общ.-истор. деят-ти людей. П.с., как и любое сложное явление,

состоит из противоположных  сторон, нах-ся в отношениях противо-

речия.Разрешение, преодоление  таких противоречий и составляет

внутр. источник ее саморазвития.

Среди всех многообразных  оснований классиф-и пол. зак-ей, выра-

ботанных наукой, наиболее общее значение имеют такие критерии,

как институционность, глубина и универсальность их исторического

дей-я, классовая сущность. Они позволяют различать общеистор.

зак-ти,действующие  в рамках пол.истории человечества и 

характеризующие прошлое, наст. и буд. пол.форм движения соц.-клас-

совой материи вообще.Межформационные зак-ти присущи двум или

нескольким общ.-эк.формациям. Зак-ти в пределах одной общ.-эк.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"