Экономико-статистический анализ безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ безработицы в России. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: раскрыть основные аспекты безработицы в России, изучить различные методы измерения безработицы, провести оценку уровня безработицы в России.

Объектом исследования являются безработные, которые в соответствии с МОТ и органами служб занятости учитываются по-разному.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава1. Основные аспекты безработицы в России………………………………4
Сущность, причины и виды безработицы………………………………….4
Экономические последствия безработицы………………………………10
Основные показатели уровня регистрируемой безработицы…………..15

Глава 2. Методы измерения безработицы………………………………………18

2.1. Выборочное обследование и учет безработицы на основе данных регистрации…………………………………………………………………………18

2.2. Вероятностные методы исследования проблем безработицы……………..26

2.3. Методы оценки уровня скрытой безработицы……………………………...31

Глава 3. Анализ безработицы в России…………………………………………..33

3.1. Анализ общей и регистрируемой безработицы……………………………...33

3.2. Оценка величин рисков по безработице……………………………………...42

3.3. Оценка уровня скрытой безработицы………………………………………..46

Заключение………………………………………………………………………….47

Список использованной литературы……………………………………………...48

Работа содержит 1 файл

НАСТЯ.doc

— 548.00 Кб (Скачать)

      В связи с этим возникает  вопрос о способах и направлениях борьбы со скрытой безработицей, и прежде принципиальный момент: нужно ли ее сокращать любыми методами?

       Представляется очевидным, что  быстрый перевод скрытой безработицы в открытую, т.е. «шоковый вариант» реформирования занятости, неприемлем по ряду причин.

      Во-первых, в современных российских  условиях скрытая безработица  поддерживает хотя бы минимальный уровень потребления. В случае же перевода части населения на мизерные пособия по безработице, уровень жизни может сократиться до критических размеров.

       Во-вторых, в тех регионах, где  предприятия являются единственным источником существования и заработков, сокращение скрытой безработицы может вызвать социальный взрыв, что чревато серьезными политическими последствиями.

       В-третьих, лишившись всякой работы, люди могут в поисках случайных  заработков пополнить миграционные  потоки в большие города, обострив в последних социально-экономические проблемы.

        Оптимальным способом снижения скрытой безработицы является достижение полной занятости. Но в текущих условиях это требует времени. Поэтому эта задача остается в качестве стратегической цели. В краткосрочном периоде правительство и местные органы власти должны наметить план поэтапного снижения уровня скрытой безработицы, исходя из взвешенной оценки ее отрицательных последствий.6    

                 1.3. Основные показатели уровня регистрируемой безработицы

        Для прогнозирования общей динамики  уровня безработицы в регионах  используются показатели, характеризующие: а) текущее состояние рынка труда в регионе; б) экономическую ситуацию; в) социальную ситуацию и г) демографическую ситуацию в регионе.

         Показатели, характеризующие текущее состояние рынка труда в регионе рассматриваются при прогнозировании динамики уровня безработицы как базовые. В качестве основного показателя предлагается использовать современный уровень регистрируемой безработицы, рассчитываемый в процентах к экономически активному населению.

         Помимо системообразующего для характеристики регистрируемого рынка труда показателя- уровня зарегистрированной безработицы в регионе, целесообразно использовать и некоторые другие показатели. Дело в том, что состояние рынка труда в регионах, где уровень безработицы практически один и тот же, может достаточно сильно различаться по другим показателям.

      Так, важное значение  имеет показатель напряженности рынка труда, определяемый как количество зарегистрированных безработных, приходящимся в среднем на одну заявленную работодателями в органы службы занятости вакансию.

        Еще один показатель, который  может быть использован в рассматриваемых  целях,- это удельный вес в составе безработных лиц, состоящих на учете более одного года. Этот показатель характеризует степень застойности безработицы и потенциальную угрозу маргинализации части населения соответствующего региона.

        Экономические показатели необходимо  использовать для того, чтобы  понять, насколько политика занятости  в регионе соответствует реально  складывающейся в нем экономической ситуации, в частности, группировка регионов по динамике производства промышленной продукции. Значимость этого показателя объясняется тем, что для многих регионов промышленность по-прежнему является отраслью, в которой занята значительная часть работников.

       Следующий экономический показатель- это удельный вес убыточных  предприятий в промышленности. Целесообразность  его использования объясняется  тем, что именно за счет промышленности  формируется основная часть налоговых поступлений в государственный бюджет страны и социальные внебюджетные фонды. И еще один показатель, характеризующий ситуацию в экономической сфере- динамика инвестиций в основной капитал. В конечном счете именно инвестиционная активность является решающим фактором создания и сохранения рабочих мест.

       Также используется показатель – удельный вес в общем объеме инвестиций собственных средств предприятий и организаций в связи с необходимостью анализа предпосылок улучшения ситуации на региональных рынках труда за счет экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

         Использование социальных показателей  позволяет оценить возможную  политику занятости в регионах  с точки зрения ее влияния  на изменение ситуации в социальной  сфере. Это показатели динамики реальных денежных доходов населения, динамики розничного товарооборота в сопоставимых ценах и доли прироста сбережений населения во вкладах в учреждениях Сбербанка в объеме текущих денежных доходов. Значение этих показателей характеризует сравнительные возможности увеличения количества носящих перспективный характер мероприятий в проводимой политике занятости.

         Из демографических показателей  используется коэффициент естественного  движения населения. Его величина  свидетельствует о вероятном  изменении предложения на рынке труда.

         Рассмотренные выше показатели  рынка труда , экономические, социальные  и демографические показатели, которые  целесообразно учитывать при  разработке направления политики занятости, позволяют привлечь внимание специалистов служб занятости лишь к отдельным ключевым для тех или иных регионов направлений этой политики. 7 
     
     
     
     

                    

   

                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Глава 2. Методы измерения безработицы

                          2.1. Выборочное обследование и учет безработицы

                                      на основе данных  регистрации

       В настоящее время в мировой  практике применяется два основных  метода измерения безработицы:  на основе данных соответствующих  служб о зарегистрированных безработных и общенациональных выборочных обследований домохозяйств.

    Предпочтение, как правило, отдается  одному из методов. В США,  Канаде, Японии, Австралии и большинстве  скандинавских стран преобладают  ежемесячные выборочные обследования, которые служат главным источником информации об уровне, динамике, структуре, длительности и других параметрах безработицы. В большинстве европейских стран полагаются на данные о зарегистрированных безработных.

     Каждый из методов имеет свои  достоинства и недостатки. Выборочное обследование населения позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо причинам оказались вне поля зрения служб занятости. Кроме того, данные обследований удобны для межстрановых сопоставлений. В то же время возможности применения названного метода ограничены.

       Во-первых, для регулярного и качественного  проведения опросов на основе  репрезентативной (в том числе  по регионам) выборки и оперативной  обработки их результатов требуются соответствующее технологическое обеспечение, квалифицированные кадры и немалые финансовые затраты. Во многих развивающихся странах это стало серьезной преградой на пути широкого распространения данного метода.

      Во-вторых, любое выборочное обследование в отличие от сплошного наблюдения объективно предполагает наличие статистической ошибки. В процессе дробления выборки (например, при региональном анализе или дезагрегировании показателей) ошибка выборки становится все более значимой. На определенном этапе выборка может потерять репрезентативность.

     В-третьих, те или иные концептуальные  положения, составляющие выборки, вопросы анкеты периодически пересматриваются, что приводит к несопоставимости данных за различные периоды времени.

     Преимущества учета безработицы на основе данных регистрации заключаются в том, что при этом не требуется значительных финансовых затрат, а отчетность имеет сплошной и непрерывный характер, что позволяет легко отделить сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка труда от долговременных тенденций их изменения. Сплошная статистика дает возможность подробно анализировать ситуацию в каждом регионе и положение безработных по отдельным категориям, так как в этом случае дезагрегирование само по себе не снижает достоверность показателей.

     В странах, применяющих регистрационный  метод, ширится понимание того, что собираемая информация неизбежно  является неполной, так как она  представляет собой лишь побочный продукт органа социальной защиты, ориентированного прежде всего на помощь определенному контингенту населения. Информация о числе зарегистрированных безработных, пользующихся правом на пособие, неизбежно "отсекает" тех лиц, не имеющих работы, которые либо не удовлетворяют критериям регистрации, либо нарушили какие-то правила, либо просто предпочитают искать работу самостоятельно (правда, численность последней категории в развитых странах невелика, так как процедура регистрации проста, а пособия выплачиваются регулярно). Кроме того, критерии предоставления пособий различаются по странам, поэтому национальные данные несопоставимы.

    При выработке и изменении  критериев регистрации немалую  роль играют и политические  соображения. Изменение расстановки  политических сил, смена приоритетов в социальной сфере могут привести к ужесточению или, наоборот, к смягчению условий предоставления пособий по безработице.

     Все перечисленные обстоятельства  побуждают европейские страны, опирающиеся на данные отчетности служб занятости, регулярно (как правило, один-два раза в год) проводить выборочные обследования в соответствии с методологией МОТ. Таким образом, на протяжении уже  четырех десятилетий во многих странах собираются данные об уровне безработицы из двух независимых источников.

    По данным  выборочных обследований  определяют численность лиц, не  имеющих работы или доходного  занятия, активно его ищущих  и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией  МОТ классифицируются как безработные.  Прежде всего дается информация об абсолютной численности безработных в стране и по регионам. Тенденция снижения или повышения численности безработных хорошо аппроксимируется показательной кривой. Но и необходима не только абсолютная численность безработных, но и уровень безработицы, который определяется как удельный вес безработных в численности экономически активного населения (ЭАН) на начало (конец) периода или в среднем за год:

    Уровень безработицы (%)=численность безработных/ численность ЭАН*100

      Нередко уровень безработицы определяется как удельный вес безработных в общем объеме трудовых ресурсов. Найденный таким образом уровень безработицы по своей величине оказывается ниже рассмотренного ранее (в % к ЭАН). Между ними существует примерно следующая связь:

   Уровень безработицы Доля экономически            Уровень безработицы

  в  % к экономически  *   активного населения       =      в трудовых

активному населению            в трудовых ресурсах                  ресурсах

     Приведенная взаимосвязь показателей справедлива лишь в целом. В ряде случаев возможны их нарушения, если в составе безработных окажется велика доля лиц нетрудоспособного возраста (например, пенсионеров, ищущих работу и готовых к ней приступить), ибо возрастные границы для категорий трудовые ресурсы и экономически активное население не совпадают. Однако в большинстве случаев приведенные равенства имеют место.

   Сумма показателей уровней занятости  и безработицы в трудовых ресурсах  дает удельный вес экономически  активного населения в трудовых ресурсах. Недостающие до 100 проценты – экономически не активное население, которое не входит в состав рабочей силы.

     Поскольку численность экономически  активного населения, численность  занятых и безработных связаны  аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:

                                        

Информация о работе Экономико-статистический анализ безработицы в России