Статистическая оценка динамики тарифов на электроэнергию

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка методики комплексного статистического анализа и прогнозирования развития рынка электроэнергии Российской Федерации
В соответствии с целью исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить структуру и принципы функционирования российского рынка электроэнергии как объекта статистического исследования;
- изучить систему показателей, характеризующую состояние и развитие рынка электроэнергетики;
- исследовать динамику тарифов на электронергию на примере Бурятского региона;
- предложить методику оценки конкурентной среды рынка электроэнергии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рынок электроэнергии как объект статистического исследования…........................................................................................................6
§ 1.1. Структура, основные функции и принципы функционирования российского рынка электроэнергии.......................................................................6
§ 1.2. Организация статистического наблюдения и система показателей рынка электроэнергии...........................................................................................12
§ 1.3. Государственная система регулирования электроэнергетики Российской Федерации.........................................................................................19
Глава 2. Цена как основной объект статистического исследования рынка электроэнергетики……………………………………………………………….23
§ 2.1. Система показателей статистики цен ……………………………….......23
§ 2.2. Оценка тарифов на электроэнергию и ее динамика на примере рынка электроэнергии Бурятии…………………………………………………….......28
Глава 3. Прогнозирование развития рынка электроэнергии Российской Федерации, в том числе зоны Сибири………………………………………….39
§ 3.1. Основные показатели социально-экономического развития России и зоны Сибири в области электроэнергетики…………………………………....39
§ 3.2. Прогноз тарифов (цен) на электрическую энергию, в том числе в зоне Сибири……………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Сама курсовая Статистика динамики цен на электроэнергию (Автосохраненный).docx

— 654.56 Кб (Скачать)

- создание конкурентных  рынков электроэнергии во всех  регионах России, в которых организация  таких рынков технически возможна;

- создание эффективного  механизма снижения издержек  в сфере производства, передачи  и распределения электроэнергии  и улучшение финансового состояния организаций отрасли;

- стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

- создание благоприятных  условий для строительства и  эксплуатации новых мощностей  по производству и передаче электроэнергии;

- поэтапная ликвидация  перекрестного субсидирования различных  регионов страны и групп потребителей электроэнергии;

- сохранение и развитие  единой инфраструктуры электроэнергетики,  включающей в себя магистральные  сети и диспетчерское управление;

- создание нормативной  правовой базы реформирования  отрасли, регулирующей ее функционирование  в новых экономических условиях.

Суть рыночных отношений  в электроэнергетике сводится к  возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими  прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей  на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет существенные черты рынка электроэнергии.

В соответствии с общими экономическими положениями взаимодействие субъектов в рыночных условиях должно обеспечивать равновесное состояние  ресурсов в спросе и предложении. Введение почасовой оптимизации  производства и потребления электроэнергии обеспечит максимум суммарного экономического эффекта от партнерства на рынке  и максимум прибыли каждого субъекта при минимуме издержек. Однако электроэнергетический  дефицит не должен быть основанием ни для сверхприбыльности энергетики, ни для попыток ценового демпинга на электроэнергию платежеспособным потребителям.

Рынок электроэнергии представляет собой систему договорных отношений  совокупности всех его участников (субъектов), связанных между собой единством  технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии в ЕЭС России. При этом рынок электрической энергии – это сфера обращения особого товара в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта рынка и действующих на основе правил оптового рынка.

Зона рынка электроэнергии – территория, которая определяется Правительством Российской Федерации и в границах которой происходит формирование равновесной цены на электроэнергию. Субъектами рынка электроэнергии Российской Федерации являются организации, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии и (или) предоставляющие услуги на рынок.

В ходе реструктуризации национальной электроэнергетики планируется  создать следующие компании, которые  впоследствии станут субъектами отрасли, владеющими определенной долей отраслевых активов.

Отправным моментом реформирования отрасли послужило Постановление  Правительства №526 от 11.06.2001г. В результате реструктуризации в электроэнергетике предполагается поэтапно к 2012г. создать полностью либерализованный рынок электроэнергии Российской Федерации со всеми присущими ему механизмами, функциями, структурами и принципами макроэкономического регулирования для поддержания стабильности и экономической эффективности национальной экономики.

Сущность конкурентного  рынка электроэнергии находит свое выражение в главных его экономических  функциях, выражающих основное назначение данной категории.

Функция информационная. Через  постоянно меняющиеся цены рынок  электроэнергии дает участникам производства, передачи, распределения и сбыта  электроэнергии объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве товара, которые поставляются на этот рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок электроэнергии в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий большие объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители электроэнергии в условиях общественного разделения труда должны найти потребителя  своей продукции и обменяться результатами деятельности. На рынке  с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность  выбора оптимального поставщика электроэнергии. В то же время продавцу электроэнергии предоставляется возможность выбрать  наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Поступающая на рынок от разных товаропроизводителей электроэнергия и мощность, а также услуги по их передаче содержат в себе неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок электроэнергии признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется общественная (потребительская) стоимость электроэнергии и мощности как товара.

Функция регулирующая. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический  прогресс, повышение качества услуг.

 

1.2. Организация статистического наблюдения и система показателей рынка электроэнергии

Для исследования социально-экономических  явлений и процессов общественной жизни следует прежде всего собрать о них необходимые сведения – статистические данные. Под статистическими данными (информацией) понимают совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов.

Статистическая информация необходима и государственным органам  управления, и частным предпринимателям. Так, данные об экономическом положении в стране, о существующей покупательной способности населения, его составе и численности, рентабельности предприятий различных отраслей народного хозяйства, динамике безработицы, об изменении индексов цен на отдельные товары нужны государственным службам для совершенствования системы налогообложения предприятий и частных лиц, внесения изменений в таможенную и инвестиционную политику, разработки мер по социальной защите различных слоев населения. Эти же сведения требуются и частным предпринимателям для планирования и организации производства.

Важной частью любого статистического  исследования является статистическое наблюдение.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое  заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Примером статистического  наблюдения являются опросы общественного  мнения, которые особенно популярны  стали в России в последние  годы. Такое наблюдение предпринимается  с целью выявления отношения  людей к некоторым представляющим интерес вопросам или спорным событиям. Это также касается и рынка электроэнергии. Такое наблюдение требует опроса ряда лиц по заранее определенной программе.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной  статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического  наблюдения включает следующие этапы:

  • подготовка наблюдения;
  • проведение массового сбора данных;
  • подготовка данных к автоматизированной обработке;
  • разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной  информации для выявления закономерностей  развития явлений и процессов. Например, целью опроса общественных мнений об электроэнергетике является получение данных о тарифах, отношении к данным тарифам, условиях предоставляемой электроэнергии..

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые  социально-экономические явления  и процессы. Объектом наблюдения в данной отрасли являются цены, тарифы, организации, занимающиеся подачей электроэнергии и т.д.

Такая отрасль, как электроэнергетика обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения –  это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

Успех любого статистического  наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и  от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных  вопросов.

Важнейшее место в организационной  работе занимает подготовка кадров, в  процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, представляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т.д.

В отечественной статистике используются три организационные  формы (типы) статистического наблюдения:

  1. отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);
  2. специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);
  3. регистры.

Отчетность – это основная форма статистического наблюдения в данной области, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений, Таким образом, отчетность – это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т.п.

Отчетность как форма  статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных  фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным  документом. 

По срокам представления  отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная  и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

В целях совершенствования  процессов и методов установления тарифов на электроэнергию в ФСТ России создана и развивается Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС ФСТ). ЕИАС ФСТ обеспечивает автоматизацию информационного взаимодействия между ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, регулируемыми и экспертными организациями в рамках процессов установления тарифов на электроэнергию и обеспечивает автоматизацию следующих функций:

  • документооборот в системе органов по государственному регулированию тарифов;
  • документооборот между регулирующими органами и регулируемыми организациями по вопросам установления тарифов (цен) на продукцию (услуги) естественных монополий и мониторинга их деятельности;
  • сбор регулярной отчетности регулируемых организаций, а также обосновывающих документов по установлению тарифов (цен); их регистрацию и проверку;
  • расчет тарифов (цен) на продукцию (услуги) естественных монополий, анализ обосновывающих документов, расчет статистических показателей и прогнозов;
  • анализ баланса электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы;
  • мониторинг инвестиционных проектов, осуществляемых на средства, включаемые в регулируемые государством тарифы;
  • ведение реестра субъектов естественных монополий;
  • ведение реестра тарифов субъектов естественных монополий.

Применение системы нацелено на обеспечение прозрачности и повышение  эффективности процесса государственного регулирования тарифов на электрическую  и тепловую энергию, а также сокращение сроков принятия решений по тарифам.

Информация о работе Статистическая оценка динамики тарифов на электроэнергию