Статистическая оценка динамики тарифов на электроэнергию

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка методики комплексного статистического анализа и прогнозирования развития рынка электроэнергии Российской Федерации
В соответствии с целью исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить структуру и принципы функционирования российского рынка электроэнергии как объекта статистического исследования;
- изучить систему показателей, характеризующую состояние и развитие рынка электроэнергетики;
- исследовать динамику тарифов на электронергию на примере Бурятского региона;
- предложить методику оценки конкурентной среды рынка электроэнергии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рынок электроэнергии как объект статистического исследования…........................................................................................................6
§ 1.1. Структура, основные функции и принципы функционирования российского рынка электроэнергии.......................................................................6
§ 1.2. Организация статистического наблюдения и система показателей рынка электроэнергии...........................................................................................12
§ 1.3. Государственная система регулирования электроэнергетики Российской Федерации.........................................................................................19
Глава 2. Цена как основной объект статистического исследования рынка электроэнергетики……………………………………………………………….23
§ 2.1. Система показателей статистики цен ……………………………….......23
§ 2.2. Оценка тарифов на электроэнергию и ее динамика на примере рынка электроэнергии Бурятии…………………………………………………….......28
Глава 3. Прогнозирование развития рынка электроэнергии Российской Федерации, в том числе зоны Сибири………………………………………….39
§ 3.1. Основные показатели социально-экономического развития России и зоны Сибири в области электроэнергетики…………………………………....39
§ 3.2. Прогноз тарифов (цен) на электрическую энергию, в том числе в зоне Сибири……………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Сама курсовая Статистика динамики цен на электроэнергию (Автосохраненный).docx

— 654.56 Кб (Скачать)

И в феврале «Бурятэнергосбыт» продолжал поднимать цены. 
Так, рост стоимости электроэнергии по нерегулируемой цене для потребителей республики Бурятия, рассчитывающихся по одноставочному тарифу, составил от 20 до 25%; а за мощность, отпущенную по нерегулируемой цене, потребителям, рассчитывающимся по двухставочному тарифу, пришлось платить больше на 35%.

«Ценовые аппетиты» «Бурятэнергосбыта» ощутили и жители столицы. Расходы приобретающих электроэнергию по нерегулируемой цене по одноставочному тарифу, возросли на 19 — 23%; а затраты на мощность, отпускаемую по нерегулируемой цене потребителям, рассчитывающимся по двухставочному тарифу, выросли на 42%. При этом коэффициент распределения электроэнергии и мощности, поставляемых по регулируемой цене составил соответственно 0,68 и 0,71.

Анализируя ценовой прогноз, представленный на сайте ОАО «Бурятэнергосбыт», можно предположить, что существенного повышения тарифов следует ожидать во второй половине 2012 года.

С 1 июля, в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г. № 643, изменятся прогнозные значения коэффициента распределения электрической энергии и мощности, поставляемых по регулируемым ценам в 2012 году.

Предельная доля поставки электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам составит с 1 июля по 31 декабря 2012 г. — 50-55%. Прогнозные значения коэффициентов распределения э/энергии и мощности по регулируемым тарифам во втором полугодии 2012 г. составят не более 0,6. Таким образом, установленные на 2012 год тарифы отражены в Приложении 2, таблице 3.

Проведем сравнительный  анализ тарифов на электроэнергию в Бурятии и соседних с ней Иркутской и Читинской областями (Приложение 3, график 1). Тариф на электроэнергию Бурятии в 2009 году был 1,69 руб./кВт/ч. В 2010 составлял 2,10 руб./кВт/ч, что на 24,2 % больше, чем в 2009 году. В Иркутской области тариф в 2009 году составлял 0,56 руб./кВт/ч, в 2010 году 0,62 руб./кВт/ч. Рост составил 10,7 %. В Читинской области тариф в 2009 году составлял 1, 57 руб./кВ/ч, в 2010 тариф был равен 1,74 руб./кВт час, и рост составил 10,1 %. Из этого видно, что тарифы у наших соседей куда поменьше. В Иркутской области тарифы в этом году стали самыми маленькими не только по территории Байкала, но и по всей России. Дело в наличии Братской ГРЭС на территории Иркутской области и правильной политики правительства Иркутска. В Бурятии же «ТГК-14» (Читинская компания), гарантирующий поставщик электроэнергии. Одна из причин высоких тарифов, то, что мы являемся конечными потребителями электроэнергии. Читинская область такой не является, так как ТГК-14 – Читинская компания.

Александр Голков, председатель Горсовета, объясняет причину того, что в городе Улан-Удэ стоимость некоторых видов коммунальных услуг ( в том числе и электроэнергия) выше, чем в Иркутске и Чите, из-за разницы стоимости ресурсов, особенностях технологического процесса производства горячей воды, наличия перекрестного субсидирования.

Причины того, что в Бурятии  тарифы на электроэнергию выше, чем  в Иркутске и Чите в том, что  Бурятия конечный потребитель электроэнергии, Иркутск и Чита нет.

В Бурятии «ТГК-14» ставит слишком высокие тарифы, не соответствующие  прожиточному минимуму среднестатистического  жителя Бурятии, и потом не может  обосновать эти тарифы, и с этим приходится разбираться правительству  Бурятии.

Так как теперь нам известны тарифы на электроэнергию за период с 2009 по 2012 год, можно отразить их в Приложении 2, таблице 4, и на основании полученных данных провести анализ динамических рядов.

Ряд расположенных во времени  статистических показателей, последовательное изменение которых отражает закономерность развития изучаемого общественного  явления, представляет собой динамический (временный) ряд.

В зависимости от характера  отображаемого явления ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных  и средних величин.

Самая предварительная оценка изменения рядов динамики осуществляется при помощи определения абсолютного прироста (Dу), характеризующего абсолютный размер увеличения (или уменьшения) уровня явления за определенный промежуток времени 

где у - абсолютный прирост;

уi - текущий уровень ряда;

уi - 1 - предшествующий уровень;

i - номер уровня.

Так получаем например, у за2010 год=2,1-1,69; у за2010 год=0,41. Данные за остальные года приведены в Приложении 2, таблице 5.

Далее будут приведены  формулы, а полученные значения занесены в таблицу 5.

Абсолютным ускорением в статистике называется разность между последующим и предыдущими абсолютными приростами:

Ускорение показывает, на сколько  данная скорость больше (меньше) предыдущей. Таким образом, абсолютное ускорение есть скорость изменения показателя. Оно может быть положительным и отрицательным числом.

Относительным ускорением называется отношение абсолютного ускорения к абсолютному приросту, принятому за базу:

т.е. относительное ускорение  есть темп прироста абсолютного прироста. Оно вычисляется лишь в том  случае, если абсолютный прирост, принятый за базу сравнения, число положительное.

Коэффициент роста - это отношение двух уровней ряда динамики и показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше базисного. Коэффициент роста может быть исчислен с переменной и постоянной базой сравнения.

Базисные коэффициенты роста:

Если коэффициенты роста  выражаются в процентах, то их называют темпами роста

.

Темп роста показывает насколько процентов уровень  данного периода больше (меньше) базисного уровня.

Наряду с коэффициентами роста исчисляются и коэффициенты прироста. Они показывают относительное  увеличение (уменьшение) прироста. Коэффициенты прироста рассчитываются делением абсолютного  прироста на базисный уровень.

 ;

Также возможно оценить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, однако по имеющимся данным только за 2003-2004 года. В целом тарифы были повышены в среднем на 21,8% в 2004 (за соответствующий период 2003 года – на 26,3%). По отдельным видам услуг динамика цен представлена в Приложения 3, на графике 2.

В промышленности за январь-сентябрь 2004 г., по данным органов статистики, в среднем цены производителей выросли на 23,3 процента.

Цены и тарифы на продукцию  и услуги естественных монополий повышались в I квартале 2004 года.

В январе на федеральном  уровне были повышены оптовые цены на газ для промышленных потребителей на 20%, тарифы на грузовые железнодорожные  перевозки – на 12%. Тарифы на электроэнергию, отпущенную с ФОРЭМ, по данным РАО “ЕЭС России”, были увеличены на 10%. С февраля указанные цены и тарифы они не изменялись.

В электроэнергетике за прошедший период тарифы приросли на 11.7% (за соответствующий период прошлого года – на 13,7%). С марта прирост тарифов для конечных потребителей, регулируемых РЭКами, практически приостановился ( Приложение 1, график 3)

В заключении нужно сказать, что тариф на электроэнергию для Бурятии будет регулировать государство. Об этом заявил 28 сентября президент республики Вячеслав Наговицын. Он отметил, что по этому вопросу в Москве прошла целая серия совещаний, в частности, у заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина.

Вячеслав Наговицын отметил, что по поручению премьер-министра России Владимира Путина «все службы развернулись в сторону республики»  и «пытаются решить этот вопрос». Речь идет о большой разнице в энерготарифах между Бурятией (где тарифы высокие) и Иркутской областью (где тарифы, благодаря дешевой энергии, получаемой ГЭС, низкие). Из-за высоких тарифов экономика Бурятия оказывается менее конкурентоспособной по сравнению с соседними регионами, и этот вопрос правительство Бурятии поднимало уже множество раз.

Как вариант решения избрана схема, по которой ФСК забирает сети, проводит на них комплекс мероприятий, связанных с повышением эффективности и модернизацией. В то же время для Бурятии вводится перекрестное финансирование, и регулировать тарифы для региона будет государство.

«Средний тариф у в Бурятии похож на средний тариф по стране, и никакой проблемы бы не было, если бы не было Иркутской области с ее низким тарифом. Но с учетом такого соседа промышленники Бурятии заведомо не конкурентоспособны» – заявил Вячеслав Наговицин.

Чтобы этого не было, отметил  президент РБ, надо либо в Бурятии  понизить тариф до уровня Иркутска, либо у Иркутской области повысить тариф до среднего по стране. Однако «это - шоковая терапия», отметил глава республики, и ни того, ни другого пока не произойдет.  Произойдет нечто среднее в Бурятии понизится, в Иркутске немножко повысится. Государство озадачено этой проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Прогнозирование развития рынка электроэнергии Российской Федерации, в том числе зоны Сибири

§ 3.1. Основные показатели социально-экономического развития России и зоны Сибири в области электроэнергетики

Основные показатели социально-экономического развития страны (макроэкономические характеристики) используются в качестве исходных условий для решения следующих задач:

  • прогнозирование потребности страны в электроэнергии;
  • прогнозирование финансового состояния энергокомпаний и оценка их

 инвестиционных ресурсов;

  • определение эффективности инвестиционных проектов в электроэнергетике.

При разработке Генеральной  схемы основные показатели социально- экономического развития России принимались на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р), приложения к ней (Основные параметры прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов), Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также других материалов, разработанных Минэкономразвития России.

В настоящее время параметры  социально-экономического развития Российской Федерации уточнены: до 2014 года – на основании последнего, опубликованного 21.09.2011 Минэкономразвития России, «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013—2014 годов», на долгосрочный период – на основании материалов к совещанию у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина по вопросу «О сценарных условиях и основных параметрах долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (03.02.2011).

В актуализированном виде сценарии социально-экономического развития Российской Федерации, принятые за основу для формирования вариантов развития электроэнергетики в Генеральной схеме, характеризуются следующим образом.

В дальнейшем многое будет зависеть от результатов реформенных преобразований в отрасли. При условии возникновения жесткой конкуренции на рынке электроэнергии, нельзя исключать возможности самоликвидации электростанций, не выдерживающих конкуренции. В этом случае, в определенные годы может наблюдаться снижение производства электроэнергии в стране и, следовательно, существует реальная опасность возникновения дефицита электроэнергии на рынке. В структуре производства электроэнергии мы считаем наиболее вероятным сохранение тенденций последних лет, то есть, опережающий рост выработки электроэнергии на АЭС по сравнению с другими типами электростанций. Аналогичное предположение заложено в Энергетической стратегии Российской Федерации до 2020 года.

В ближайшие годы изменение  объемов производства электроэнергии в России, будет во многом зависеть от динамики цен на электроэнергию и темпов роста промышленного производства в стране. В случае резкого роста цен, что может иметь место в условиях реформирования отрасли, компании-потребители, вероятнее всего, будут вынуждены усилить контроль над энергосбережением. В то же время, существенный рост промышленного производства приведет к увеличению потребления энергоресурсов, так как именно промышленность является основным потребителем электроэнергии. По данным Energy Information Agency, Россия занимает четвертое место в мире по потреблению электроэнергии. Широко распространено мнение, что по эффективности использования электроэнергии Россия намного уступает развитым странам.

Эффективность реформирования электроэнергетики России, функционирования и развития энергосистем в существенной мере определяется региональными особенностями экономики, социальной сферы, энергетики, климата и т.п.

Размещение электростанций по территории страны отражает размещение производительных сил и населения: более 50% сосредоточено в Европейской  части, около 22% - на Урале, около 22% - в  Сибири, около 6% - на Дальнем Востоке. В Сибири половину генерирующих мощностей  составляют ГЭС, АЭС сосредоточены  в Центре, на Северо-западе и Средней  Волге, доля ТЭЦ высока в северных и восточных районах. Газ, как  топливо для электростанций занимает практически монопольное положение  в Европейской части страны и  на Урале (от 65% на Северо-западе, до 90% на Средней Волге), уголь - в Сибири (85%) и на Дальнем Востоке (79%).

Информация о работе Статистическая оценка динамики тарифов на электроэнергию