Статистические методы изучения уровня рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение статистических методов уровня рентабельности.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать показатели рентабельности.
2. Рассмотреть индексный метод.
3. Проанализировать метод группировок.
4. Произвести анализ рентабельности деятельности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Теоретическая часть
1. Показатели рентабельности…………………………………………...5
2. Индексный метод……………………………………………………....8
3. Метод группировок …………………………………………………..10
4. Анализ рентабельности деятельности предприятия………………..14
Расчетная часть………………………………………………………….18
Аналитическая часть………………………………………………….…33
Заключение………………………………………………………………40
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СТАТ.ВАР.17.doc

— 557.00 Кб (Скачать)

           Факторная модель этого  показателя имеет вид: 

     R = П (при VРПобщ, УДi, Цi, Сi) / И (при VРПобщ, УДii)       (10) 

           Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции: 

              Ri = Пi / Иi = VРПiii) / VРПii = (Цii) / Сi = Цi / Сi –1     (11)

      

     Таким же образом производится факторный  анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленная в целом по предприятию, имеет следующий вид: 

     Rрп = Прп = f[VРПобщ,УДi, Цi, Сi] / ВР = f[VРПобщ, УДi, Цi]              (12)

      

     Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия: 

                      Rрп = Пi / ВРi = VРПiii) / VРПii = (Цii)/Цi                  (13) 

        Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости, среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

           Среднегодовая сумма  основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. [6, с. 165]

           Чем быстрее оборачивается  капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

           И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует  дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

           Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде: 

     R = БП = f(VРПобщ, УДi, Цi, Сi, ВРФ) / åК = f(VРПобщ, УДi, Кi)       (14) 

           Для анализа рентабельности производственного капитала исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой себестоимости основных фондов и материальных оборотных средств, можно использовать факторную модель, предложенную Бахановым М.И. и Шереметом А.Д.

     R=P/(F+E)=P/N/(F/N+E/N)=(1-S/N)/(F/N+E/N)=(1-/N+М/N+А/N)/(F/N+E/N)       

     где P-прибыль балансовая;

           E-средние остатки материальных оборотных средств;

           F-средняя стоимость основных фондов;

           N-выручка от реализации продукции;

           P/N-рентабельность продаж;

           F/N+E/N-капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);

           S/N-затраты на рубль продукции;

           И/N-затратоемкость продукции;

           М/N-материалоемкость продукции;

           А/N-фондоемкость продукции;

           Постепенно заменяя  базовый уровень каждого фактора  на фактический можно определить на сколько изменился уровень  рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства. 

14 161 35,42 10,465 29,753
15 120 14,4 4,32 12,528
16 162 36,936 11,502 31,026
17 188 53,392 16,356 42,714
18 164 41,0 12,792 33,62
19 192 55,680 17,472 43,987
20 130 18,2 5,85 15,652
21 159 31,8 9,858 26,394
22 162 39,204 11,826 32,539
23 193 57,128 18,142 45,702
24 158 28,44 8,848 23,89
25 168 43,344 13,944 35,542
26 208 70,720 23,920 54,454
27 166 41,832 13,280 34,302
28 207 69,345 22,356 54,089
29 161 35,903 10,948 30,159
30 186 50,220 15,810 40,678
 

     Задание 1

     По  исходным данным табл. 1:

     1. Постройте статистический ряд распределения организаций по признаку уровень рентабельности продукции (рассчитайте как отношение разности между выпуском продукции и затратами на ее производство к затратам на производство продукции), образовав пять групп с равными интервалами.

     2. Постройте графики полученного ряда распределения. Графически определите значения моды и медианы.

     3.  Рассчитайте характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

     4.   Вычислите среднюю арифметическую  по исходным данным (табл. 1), сравните его с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 настоящего задания. Объясните причину их расхождения.

     Сделайте  выводы по результатам выполнения задания.

     Решение:

     1. Находим уровень рентабельности  продукции по каждой организации  (как отношение разности между выпуском продукции и затратами на ее производство к затратам на производство продукции):

 

                                                                  Таблица 2

    №организации Уровень рентабельности продукции
    1 0,205
    2 0,163
    3 0,220
    4 0,266
    5 0,235
    6 0,176
    7 0,299
    8 0,250
    9 0,220
    10 0,190
    11 0,235
    12 0,266
    13 0,235
    14 0,190
    15 0,149
    16 0,190
    17 0,250
    18 0,220
    19 0,266
    20 0,163
    21 0,205
    22 0,205
    23 0,250
    24 0,190
    25 0,220
    26 0,299
    27 0,220
    28 0,282
    29 0,190
    30 0,235
 

     Для образования групп организаций по признаку уровень рентабельности продукции определим величину интервалов по следующей формуле:

           ,  где n- число групп                     (1)

          

     Образуем  группы организаций по признаку уровень рентабельности продукции:

    а)    0,149 + 0,03 = 0,179

          б)   0,179 + 0,03 = 0,209

          в)  0,209 + 0,03 = 0,239

          г)   0,239 + 0,03 = 0,269

          д)  0,269 + 0,03 = 0,299

           Построим вспомогательную  таблицу:

                                                                                                                Таблица 3

Группы  уровня рентабельности продукции  0,149-0,179 0,179-0,209 0,209-0,239 0,239-0,269 0,269-0,299
№ организаций 2,6,15,20 1,10,14,16,21,22,24,29 3,5,9,11,13,18,25,27,30 4,8,12,17,19,23 7,26,28
 

     2. Чтобы построить графики полученного  ряда распределения необходимо  заполнить следующую таблицу: 

                                                                                                                  

                                                                                                                    Таблица 4

Группы  организаций по признаку уровень рентабельности продукции Число организаций

(fi)

Частота накопленная

               (S)

0,149 –  0,179 4 4
0,179 –  0,209 8 12
0,209 –  0,239 9 21
0.239 –  0,269 6 27
0,269 –  0,299 3 30
 

     Определим графически значение моды. Строим гистограмму  с помощью Мастера диаграмм в  Microsoft Exel, на оси Х откладываем значения уровня рентабельности продукции, на оси У – число предприятий (см. диаграмму 1).

                                        Рис. 1

     Строим  графически медиану с помощью  Мастера диаграмм в Exel, на оси Х откладываем значения уровня рентабельности продукции, на оси У – накопленные частоты (см. диаграмму 2). Для того чтобы построить медиану, необходимо найти середину ряда: (30+1)/2=15,5.

      

                                                        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Рис. 2

     3. Рассчитаем характеристики ряда распределения: средне-арифметическое считаем как средне-арифметическое взвешенное. Преобразуем интервальный ряд распределения в дискретный по формуле:

           x = (начал. значение группы + конечное значение группы) / 2      (2)

          х = (0,149 + 0,179)/2 = 0,164

     Представим  результаты в таблице:

                                                                                                                    Таблица 5

№ группы Группы по уровню рентабельности продукции  Число предприятий, f х хf
I 0,149 – 0,179 4 0,164 0,656
II 0,179 – 0,209 8 0,194 1,552
III 0,209 – 0,239 9 0,224 2,016
IV 0.239 – 0,269 6 0,254 1,524
V 0,269 – 0,299 3 0,284 0,852
  Итого 30   6,6

Информация о работе Статистические методы изучения уровня рентабельности