Статистические методы изучения уровня рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики её развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге – принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.

Содержание

Введение…………………….……………………………………...….3
Теоретическая часть:
1.1. Статистика и статистическое изучение финансов предприятий…...…4 1.2 Показатели финансовых результатов предприятий………………….....7
1.3 Показатели рентабельности……………………………………………..11
Расчётная часть……………….……………………………………..….15
3. Аналитическая часть……………………………………………34
Заключение…………………………………………………………..…….….39
Список использованной литературы…………………………………. . .40

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 959.50 Кб (Скачать)
tify">     где – балансовая прибыль (убыток);

           – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.[1: с:434]

     По  прибыли, получаемой на 1 руб. среднегодовой  стоимости экономическому содержанию показатель общей рентабельности характеризует величину основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств.  [6: с:257] 

     Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как  он характеризует эффективность  всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

     Если  исчисленное значение больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше – убыточным, если равно единице – безубыточным.

     Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста  производства и реализации продукции, снижения её себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

     В мировой практике в условиях рыночной экономики показателем, близким по содержанию к рентабельности предприятий, является норма прибыли – отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу.[1: с: 434] 

      
  • Рентабельность  реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается как отношение прибыли ( ), полученной от реализации продукции (работ, услуг), к затратам на её производство:

     

,

     где – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

            – затраты на производство продукции (полная её себестоимость).

     Уровень рентабельности продукции (работ, услуг) показывает прирост средств, которые  получены в изучаемом периоде  в результате эффективности текущих  затрат: зависит от цен на сырьё, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

     Средний уровень рентабельности продукции  можно представить как сумму  произведений рентабельности отдельных  видов продукции и структуры  затрат на реализованную продукцию: 

     

, 

     где – уровень рентабельности отдельных видов продукции;

           -  удельный вес затрат на производство и реализацию продукции.

     Использование индексного метода анализа позволяет определить меру влияния каждого фактора на изменение суммы прибыли.[1: с: 434-435] 

     
  • Абсолютный  прирост суммы  прибыли в текущем периоде по сравнению с базисным ( ) обусловлен:

     изменением  общей рентабельности предприятия: 

     

,

     изменением  суммы затрат: 

     

, 

    где – общая рентабельность предприятия в отчётном и базисном                                 периодах соответственно;

           – выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость) в отчётном и базисном периодах соответственно. 

     

,

[ 1: с: 435] 

     
  • Рентабельность  капитала характеризует деловую активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала:
 

     

, 

     где – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

          – капитал предприятия (основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения). 
     

     Общая оборачиваемость капитала характеризует  число кругооборотов имущества  предприятия за определённый период (год, квартал), или показывает объём  выручки от реализации продукции, приходящийся на 1 руб. капитала предприятия. Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведёт либо к росту выпуска продукции на 1 руб. имущества предприятия, либо к тому, что на этот же объём продукции требуется затратить меньше капитала.

     Общая оборачиваемость капитала может  увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества  предприятия, но и относительно уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.

     Нормальным  значением для этого коэффициента считается 1:1.

       [1: с: 435 -436]

      Анализируя  показатели прибыли и рентабельности, статистика даёт не только общую оценку их размера, но и характеризует их изменение под влиянием отдельных  факторов.

     Относительное изменение среднего уровня рентабельности продукции определяется системой индексов: 

     

,

     

,

     

,

     где  – затраты на производство и реализацию продукции;

            – удельный вес затрат на производство и реализацию продукции в общих затратах.

     Абсолютное  изменение среднего уровня рентабельности

     

обусловлено влиянием следующих факторов:

     а) рентабельности: ;

     б) структуры: .

     Оборачиваемость оборотных средств характеризуется двумя показателями: числом оборотов и продолжительностью одного оборота. Количество (n) оборотов оборотных средств определяется отношением стоимости реализованной продукции ( ) к средним остаткам оборотных средств ( ):

     

;

продолжительность ( ) одного оборота оборотных средств равна

     

, или  
,
 

где – количество календарных дней.[5: с: 233 – 234] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Расчётная часть

     Статистические  методы изучения уровня рентабельности

     Задание 1 

     По  исходным данным таблицы 2.1:

    1. Постройте статистический ряд распределения организаций по признаку  уровень рентабельности продукции, образовав, пять групп с равными интервалами.
    2. Постройте графики полученного ряда распределения. Графически определите значения моды и медианы.
    3. Рассчитайте характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
    4. Вычислите среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 2.1), сравните её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 настоящего задания. Объясните причину их расхождения.

               Сделайте выводы по результатам  выполнения задания. 

     Решение:

     Таблица 2.1

     Статистическая  информация о результатах производственной деятельности организации

                   

№ организации Среднесписочная численность  работников, чел. Выпуск продукции, млн руб. Фонд заработной платы, млн руб. Затраты на производство продукции, млн руб.
1 162 36,45 11,34 30,255
2 156 23,4 8,112 20,124
3 179 46,54 15,036 38,163
4 194 59,752 19,012 47,204
5 165 41,415 13,035 33,546
6 158 26,86 8,532 22,831
7 220 79,2 26,4 60,984
8 190 54,72 17,1 43,776
9 163 40,424 12,062 33,148
10 159 30,21 9,54 25,376
11 167 42,418 13,694 34,359
12 205 64,575 21,32 51,014
13 187 51,612 16,082 41,806
14 161 35,42 10,465 29,753
15 120 14,4 4,32 12,528
16 162 36,936 11,502 31,026
17 188 53,392 16,356 42,714
18 164 41 12,792 33,62
19 192 55,68 17,472 43,987
20 130 18,2 5,85 15,652
21 159 31,8 9,858 26,394
22 162 39,204 11,826 32,539
23 193 57,128 18,142 45,702
24 158 28,44 8,848 23,89
25 168 43,344 13,944 35,542
26 208 70,72 23,92 54,454
27 166 41,832 13,28 34,302
28 207 69,345 22,356 54,089
29 161 35,903 10,948 30,159
30 186 50,22 15,81 40,678
  1. По исходным данным необходимо построить статистический ряд распределения организаций по признаку уровень рентабельности продукции образовав, пять групп с равными интервалами. Уровень рентабельности продукции в данном варианте будет рассчитываться как отношение разности между выпуском продукции и затратами на ее производство к затратам на производство продукции.

,

     где  - прибыль от реализации продукции, т.е. разность между выпуском продукции и затратами на её производство,

                - затратами на производство продукции.

     Расчеты будем производить с помощью  табличного редактора MS Excel, полученные данные представим в таблице 2.2.

     Таблица 2.2

     Уровень рентабельности продукции 

№ организации Выпуск продукции, млн руб. Затраты на производство продукции, млн руб. Уровень рентабельности продукции
1 36,45 30,255 0,2048
2 23,4 20,124 0,1628
3 46,54 38,163 0,2195
4 59,752 47,204 0,2658
5 41,415 33,546 0,2346
6 26,86 22,831 0,1765
7 79,2 60,984 0,2987
8 54,72 43,776 0,2500
9 40,424 33,148 0,2195
10 30,21 25,376 0,1905
11 42,418 34,359 0,2346
12 64,575 51,014 0,2658
13 51,612 41,806 0,2346
14 35,42 29,753 0,1905
15 14,4 12,528 0,1494
16 36,936 31,026 0,1905
17 53,392 42,714 0,2500
18 41 33,62 0,2195
19 55,68 43,987 0,2658
20 18,2 15,652 0,1628
21 31,8 26,394 0,2048
22 39,204 32,539 0,2048
23 57,128 45,702 0,2500
24 28,44 23,89 0,1905
25 43,344 35,542 0,2195
26 70,72 54,454 0,2987
27 41,832 34,302 0,2195
28 69,345 54,089 0,2821
29 35,903 30,159 0,1905
30 50,22 40,678 0,2346

Информация о работе Статистические методы изучения уровня рентабельности