Статистический анализ теневой экономики

Автор: m***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Задачи:
- Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
- Выявить формы теневых операций.
- Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
- Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Содержание

Введение 3
1. Определение теневой экономики и учёт её показателей в статистике.
2. Методы учёта и стратегии измерения теневой экономики.
3. Теневая экономика в России.
3.1. Структура теневой экономики.
3.2. Регулирование официальной и теневой экономики
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 55.11 Кб (Скачать)

 

      2. МЕТОДЫ УЧЕТА И СТРАТЕГИИ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

      Особую  ценность в Руководстве представляют рекомендации в отношении методов учета ненаблюдаемой экономики, применяемых для обеспечения полноты охвата ВВП и его компонентов (методы на базе ресурсов, включая метод затрат труда, методы на базе спроса, методы на базе доходов, методы товарных потоков и др.). В Руководстве приводится анализ собранных воедино методов измерения и источников информации о ненаблюдаемой деятельности. Данная глава основывается на материалах статей заместителя председателя Статкомитета СНГ, Ю. Иванова2, а также на материалах А.А. Мухина3.

      Основные  методы измерения ННЭ можно сгруппировать  следующим образом:

      1) интегральные методы: метод товарных потоков; альтернативные расчеты добавленной стоимости отраслей; альтернативные расчеты доходов домашних хозяйств;

      2) косвенные методы, основанные на использовании следующих источников данных: обследования доходов и расходов домашних хозяйств; смешанные обследования домашних хозяйств и некорпорированных предприятий (неформального сектора); обследования занятости, рабочей силы, затрат труда; обследования использования времени; обследования занятости в профессиях с регулярным дополнительным доходом; сравнительный анализ соотношения затрат и выпуска у различных типов предприятий; административные источники данных; различные виды государственного контроля (налоговый, административный и другие виды контроля); опросы мнений предприятий и домашних хозяйств;

      3) монетарные модели (метод операций и метод налично/депозитного соотношения), метод спроса на наличные деньги, методы глобальных индикаторов, метод скрытой переменной.

      В Руководстве все эти методы и  источники данных подробно описаны применительно к каждому конкретному виду ненаблюдаемой деятельности. При этом одним из достоинств Руководства является то, что в нем рассказывается не только о достоинствах этих методов, но и о слабых местах, в силу которых хорошо зарекомендовавшие себя в одних странах модели, методы расчета и основные источники данных неприменимы в других странах. Например, в России не работает основной из методов глобальных индикаторов - метод оценки ВВП, основанный на соотношении потребления электроэнергии и выпуска промышленной продукции. В Руководстве указывается, что модель потребления электроэнергии имеет право на существование, но не для моделирования роста экономики в целом, а на более детальном уровне, таком, как оценка темпов роста отдельной отрасли, данные по которой недоступны и для которой электроэнергия является важнейшим ресурсом и отражает изменения в выпуске. Монетарная модель, которая исходит из предположения, что расчетные операции между экономическими субъектами теневой экономики производятся, как правило, наличными деньгами, а в официальной экономике - в основном, через банковские счета, не работает не только в России и других странах СНГ, где доля наличных расчетов традиционно очень велика, но и во многих других странах мира, но это происходит уже по иным причинам. В «Руководстве» подробно описываются теоретические предпосылки и практические причины этих явлений.

      Хотя  основная цель Руководства состоит  в том, чтобы оказать содействие статистикам в получении всеохватывающих оценок ВВП, в нем указывается, что помимо данной проблемы, имеется множество других вопросов, тесно связанных с ННЭ. В частности, во многих странах, особенно в развивающихся, большое число лиц занято в неформальном производственном секторе, который играет весьма важную роль в обеспечении занятости, образовании доходов и уменьшении уровня бедности. В связи с этим для анализа и разработки государственной политики в этой области требуются данные о размере и характеристиках неформального сектора и его вкладе в ВВП. Чтобы удовлетворить эту потребность, в Руководстве приводятся рекомендации по разработке самостоятельной статистики неформального сектора и производства домашних хозяйств для собственного конечного использования.

      Необходимо  подчеркнуть, какие задачи Руководство  не ставит перед собой. Оно не претендует на изложение абсолютно нового материала и не пытается найти единственный оптимальный метод измерения ННЭ. Оно, скорее, представляет собой обобщение существующей лучшей мировой практики расчетов с рекомендациями относительно ее возможного применения. Кроме того, задачей Руководства we лелеется сокращение теневых и незаконных видов деятельности, деятельности в неформальном секторе и производстве домашних хозяйств для собственного конечного использования. Руководство может дать некоторое представление о причинах и масштабах этой деятельности, но ее сокращение является делом правительственных органов, а не статистиков.

      Стратегия измерения ННЭ в Руководстве основывается на практическом опыте и целом ряде современных идей. Она включает следующие основные принципы:

      1. Национальная статистическая система  должна иметь программу измерения  ННЭ с ясными целями и четким  распределением ролей и ответственности между статистиками, занимающимися национальными счетами и обследованиями, включая работающих в территориальных управлениях статистики. Основные пользователи данных также должны быть вовлечены в эту программу и информированы о ней. При условии, что всеобъемлющий охват является важным аспектом качества, программа измерения ННЭ должна сочетаться с другими мерами по управлению и совершенствованию качества.

      2. Должны проводиться систематический анализ проблем ННЭ и разработка их потенциальных решений. Анализ должен строиться на всеобъемлющей аналитической основе, которая помогает распределить по категориям причины возникновения ненаблюдаемых видов деятельности и методы, в наибольшей степени подходящие для их измерения. Например, причины могут быть классифицированы следующим образом: отсутствие регистрации какой-либо деятельности, непредставление отчетности или занижение отчетных данных.

      3. Исключительно важными являются совершенствование программы сбора основных данных и сквозной контроль качества. Измерение ННЭ должно быть оптимизировано таким образом, чтобы основные данные в максимально возможной степени включали бы все осуществляемые виды производственной деятельности. Процесс составления национальных счетов не должен сталкиваться с недостатками основных данных, которые вызваны использованием неадекватных концепций или неспособностью осуществить соответствующие корректировки на уровне отраслевой статистики в случае непредставления отчетности.

      4. Наконец, следует полностью использовать все имеющиеся основные данные, вместо того чтобы использовать предположения, основанные на макроэкономических моделях. Если применение моделей, в основе которых лежат некоторые предположения, неизбежно, то их необходимо использовать на самом детальном из имеющихся уровней. Макромодели, в которых экономика моделируется в целом с использованием переменных, которые могут быть каким-либо образом связаны с ННЭ, являются слишком приближенными для того, чтобы обеспечить требуемую точность, а результаты, которые они дают, невозможно совместить с другими данными, чтобы получить лучшие корректировки. Макромоделей следует, по возможности, избегать.

      В Руководстве подчеркивается, что не существует «волшебной палочки» или формулы для программы по измерению ННЭ. Совершенствование измерений, скорее всего, будет результатом большого числа мелких шагов, предпринятых в контексте общей концептуальной основы, которая будет их каким-либо образом связывать. При этом важно, чтобы статистическое управление приняло стратегию применения, которая была бы систематичной, всеобъемлющей и привязанной к местным условиям. Реализация стратегии измерения ННЭ, рекомендуемой настоящим Руководством, должна состоять из пяти этапов:

      1. Определение подходящей концептуальной и аналитической основы, которая позволит оценивать ННЭ;

      2. Оценка основных данных, используемых в национальных счетах, и методов составления, установление масштабов ненаблюдаемых и неизмеренных видов деятельности и определение приоритетов работы с ними как на ближайшее будущее, так и на долгосрочную перспективу;

      3. Определение потенциальных направлений совершенствования процесса составления национальных счетов, которые позволят сократить число ненаблюдаемых видов деятельности посредством корректировок, основанных на наиболее подходящих методах и моделях, и с использованием результатов вспомогательных обследований. Косвенные методы измерения могут быть введены сравнительно быстро и без значительных затрат по сравнению с изменениями программы сбора основных данных, которые могут потребовать ощутимых дополнительных ресурсов. Эти методы могут обеспечить краткосрочное решение проблем с данными, которые должны быть в конечном счете разрешены путем совершенствования сбора данных. Они также могут служить долгосрочным решением постоянных проблем неполного охвата и занижения отчетных данных, которые практически невозможно решить на стадии сбора данных;

      4. Выявление потенциальных направлений совершенствования содержания программы сбора основных данных, которые позволят снизить число ненаблюдаемых видов деятельности за счет приведения программы в соответствие с международными стандартами и наиболее передовой практикой расчетов. Это является долгосрочным решением многих проблем с данными. Путем совершенствования программы сбора данных можно справляться с непредставлением отчетности и сократить, если не полностью исключить, неполный охват и занижение отчетных данных предприятиями;

      5.  Разработка плана, который включает проведение консультаций с пользователями, определение приоритетов потенциальных усовершенствований данных, обеспечение нормального взаимодействия между статистиками, занимающимися обследованиями и составлением национальных счетов, а также определение того, как именно производить пересмотры показателей национальных счетов, которые могут возникнуть в результате расчетов на ННЭ.

      Следует отметить, что проблемы, с которыми сталкиваются Россия, как отмечает в своей статье Ю. Иванов4, в процессе оценок ненаблюдаемой экономики, в основном можно отнести к информационным, а не к методологическим. К главным проблемам относятся трудности с получением информации (в связи с отсутствием регистрации единиц, непредоставлением и намеренным искажением данных зарегистрированными единицами); при этом недостатки в организации статистического наблюдения (неполный охват единиц соответствующими видами наблюдения, нерепрезентативность выборки, невыявленные ошибки в отчетности и т. п.) не столь характерны для стран СНГ. Решение проблем, которые связаны с трудностями нестатистического характера, в основном зависит от стабилизации экономического положения в странах, совершенствования налогового законодательства и его исполнения и т. д., а решение проблем статистического характера связано с гарантированием конфиденциальности данных и проведением разъяснительной работы среди респондентов относительно возможных направлений использования запрашиваемой информации, а также с переходом на международные стандарты при обследованиях предприятий и домашних хозяйств.

      Таким образом, ближайшие планы России и других стран СНГ в части совершенствования оценок ненаблюдаемой экономики связаны, главным образом, с участием в проекте TACIS «Внедрение всеобъемлющей системы измерения теневой экономики и ее элементов», проведением различных выборочных обследований в ряде отраслей экономики, совершенствованием программы обследований домашних хозяйств и более широким использованием метода товарных потоков и обследований занятости.

 

3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА  В РОСИИ

      В данной главе мы перейдем к непосредственному  рассмотрению теневого сектора экономики  России. А также рассмотрим пути ее регулирования.

3.1. Структура теневой экономики

 

           По экспертным оценкам МВД РФ, в торговле, строительстве, сельском и лесном хозяйстве России доля теневой экономики доходит до 70-80% ВНП5 (главным образом потому, что в этих отраслях существуют повышенные возможности расчетов неучтенными наличными деньгами).

      По  оценкам Госкомстата, в строительстве  на теневой сектор приходится 63% деятельности, а в торговле и сельском хозяйстве - 75%! Например, закупка и перепродажа зерновых осуществляются в России на 70% «черной» неучтенной «наличной» непосредственно на элеваторах, в том числе и для нужд экспорта. Базой для этого служат неучтенные площади посевных («теневой урожай» в каждом крупном хозяйстве). Те угодья, которые находятся на границе областей, по согласованию сторон распахиваются соседями, а урожаи приписываются себе как достижение. Так же работают по неучтенному поголовью скота.

      Скрытый сектор является одним из наиболее крупных элементов теневой экономики (Рис.1). О его масштабах свидетельствуют следующие данные. По словам Е.С. Строева, теневое предпринимательство составляет половину от легального, 1/3 зарегистрированных предпринимателей налоги не платит, половина - платит не полностью или нерегулярно. Материалы анализа Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) России свидетельствуют, что доля только самостоятельно выявленных недоуплаченных в скрытом секторе теневой экономики налогов возросла с 3,4% от их общего объема в 1996 г. до 15,7% в 1999 г.

      Носители  наиболее открытых видов неформальной экономики - представители полулегального «челночного» бизнеса, в котором занято не менее 10 млн чел., а с членами семей - примерно 30 млн чел. Из них более половины формально являются работниками предприятий, не выплачивающих зарплату, временно остановленных и т. п. (то есть реально эти люди - безработные, но официально таковыми не признаются). Причем объем осуществленного «челноками» импорта сопоставим с объемом экспорта нефти и занимает около трети всего внешнеторгового оборота России.

            По оценке Е.Г. Ясина6, в середине 90-х годов в стране насчитывалось 1,8 млн «челноков» (притом, что в розничной торговле было занято 5 млн чел.), которые за год пересекали границу 3,6 млн раз, ввозя товаров на сумму 11 млрд дол. «Челночный» бизнес фактически стал официально признанным, сохранив многие черты теневой экономической деятельности, как, например, преимущественное использование наличных расчетов. В условиях резкого ухудшения материального положения основной массы населения в России в начальный период рыночных реформ «челноки» создали вторичный рынок занятости, смягчили процесс обнищания и роста безработицы, сыграв, таким образом, положительную роль. Как полагает шведский экономист А. Аслунд7, российская теневая экономика, вопреки сложившимся на Западе стереотипам по отношению к так называемой «русской мафии», производит в основном вполне легальную продукцию и услуги. На криминальные группировки приходится лишь 3% теневого сектора.

Информация о работе Статистический анализ теневой экономики