Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Понятие «специальные налоговые режимы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено четыре специальных налоговых режима. Для организаций или индивидуальных предпринимателей существует общий режим налогообложения, но, если они имеют право на изменение своего режима налогообложения, то, в зависимости от особенностей деятельности, они могут применять какой-либо специальный налоговый режим.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.18 Кб (Скачать)

Уплата организациями  ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Налогоплательщики ЕНВД уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщиками являются организации и ИП согласно ст.346.28.  Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Объектом налогообложения  для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (ст.346.29). Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для исчисления суммы единого  налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, указанные  ст.346.29 НК РФ, уплата производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговым периодом по единому  налогу признается квартал (ст.346.30). Ставка единого налога устанавливается  в размере 15% величины вмененного дохода (ст.346.31). Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые  органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода[1].

2.4. Система налогообложения при выполнении

соглашений о  разделе продукции

Главой 26.4 НК РФ установлена  система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе продукции, отвечающим условиям ст.346.35. Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов, не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, если они используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями, не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения. Суммы некоторых налогов подлежат возмещению.

Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения. Они вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением этого налогового режима оператору с его согласия, на основании нотариально удостоверенной доверенности в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (ст.346.36).

Особенности определения  налоговой базы, исчисления и уплата налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений определяются согласно ст.346.37. Налогоплательщики  определяют сумму налога, в соответствии с гл.26 НК РФ. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой ставки, с учетом коэффициента (Кц), и величины налоговой базы.

Статья 346.38 применяется при  определении налоговой базы, исчислении и уплате налога на прибыль организаций при выполнении соглашений Налогоплательщики определяют сумму налога на прибыль организаций в соответствии с гл.25 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения, которая является доходом от выполнения соглашения, уменьшенным на величину расходов. Доходом признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору, и внереализационные доходы, определяемые ст.250 НК РФ. Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы: 1) возмещаемые расходы; 2) расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу. Состав расходов, размер и порядок их признания определяются гл.25 НК РФ. Возмещаемые расходы подлежат возмещению, которое не может быть выше размера, определяемого ст. 346.34 НК РФ.

Налоговой базой, которая  определяется по итогам каждого отчетного  периода, по каждому соглашению раздельно, признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Налоговой ставка определяется п.1. ст.284 НК РФ и применяется в течение всего срока действия соглашения. Налоговый и отчетный периоды по налогу устанавливаются ст.285 НК РФ.

При выполнении соглашений налог на добавленную стоимость  уплачивается в соответствии с гл.21 НК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 346.39. Налоговая ставка, действует в соответствующем налоговом периоде согласно гл.21 НК РФ.

Не подлежат налогообложению: передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ; передача соответствующей доли произведенной  продукции; передача в собственность  государства вновь созданного или  приобретенного имущества, использованного  для выполнения работ по соглашению.

Налоговые декларации предоставляются  согласно ст.346.35 по каждому налогу, соглашению отдельно от другой деятельности. Формы налоговых деклараций утверждаются Министерством финансов РФ. Не позднее 31 декабря представляются в налоговые органы программа работ и смета расходов по соглашению на следующий год. По вновь введенным представляется программа и смета на текущий год. Если вносятся изменения, то их обязаны представить в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений определяются ст.346.42[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Достоинства и недостатки специальных налоговых режимов

Любой специальный налоговый  режим имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Если исходить из того, кто  может применять специальные  налоговые режимы, то ЕСХН могут применять любые организации и ИП, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющие первичную и последнюю переработку сельскохозяйственной продукции и реализующие ее при условии, что доля дохода не менее 70%.

При ЕСХН налоговая ставка достаточно низкая – 6%. Этот режим является добровольным, освобождает от уплаты четырех налогов. Но при переходе на него налогоплательщики уже не вправе перейти на иной режим до окончания налогового периода. При этом они могут на него вернуться не ранее чем через 1 год, после того, как утратили право на уплату ЕСХН. При этом режиме большой налоговый период – год.

С другой стороны этот режим  не могут применять те, у кого доля сельскохозяйственной продукции меньше 70% в общем доходе, а также: организации, имеющие филиалы или представительства; занимающиеся производством подакцизных товаров; игорный бизнес; бюджетные учреждения.

На УСН не имеют право  перейти организации, имеющие филиалы; банки; страховщики; негосударственные  пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; занимающиеся производством подакцизных товаров и добычей полезных ископаемых, кроме общераспространенных; занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, адвокаты; участники соглашений о разделе продукции; в которых доля участия других организаций более 25%; иностранные организации. Это существенный недостаток, ведь при УСН можно самому выбрать объект налогообложения, а также достаточно низкую налоговую ставку 6% или 15% в зависимости от объекта налогообложения.

При переходе на УСН налогоплательщики  освобождаются от уплаты четырех  налогов, но при этом за ними сохраняется  обязанность платить взносы и исполнять обязанности налогового агента. Недостатком является то, что, если у организации выручка составить больше 20 млн. руб. в год, то они лишаются права на этот режим. Налогоплательщик может перейти на иной режим в любой момент, но обратно, отказавшись от этого режима, он может вернуться лишь через один год. При объекте налогообложения доходы минус расходы, имеется большой перечень расходов, на которые уменьшается налоговая база. Имеется большой налоговый период – год, обязаны заполнять декларации.

ЕНВД обязаны применять  организации и ИП, осуществляющие достаточно небольшую предпринимательскую деятельность, основанную на достаточно мелких услугах. Вроде бы это и недостаток, но с другой стороны достоинство, все четко расписано, не надо быть очень грамотным бухгалтером, чтобы разобраться, сколько надо платить.

При переходе на этот режим, также как и при УСН освобождаются  от уплаты четырех налогов. Налоговая ставка идет в размере 15% величины вмененного дохода, исходя из базовой доходности, физического показателя и двух корректирующих коэффициентов. Там есть свои ограничения, даже в количестве людей и площади помещения. При этом режиме небольшой налоговый период, с одной стороны это неудобно, так как приходится часто платить, заполнять налоговую декларацию. С другой же стороны мелкие предприниматели могут не накапливать свои бумаги, а чем чаще они платят, меньше вероятность их потери. Плохо, что этот режим обязателен и при нем ведется бухгалтерский учет.

При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщиками признаются только являющиеся инвесторами соглашения. Этот режим предусматривает особенности уплаты налогов в зависимости от вида деятельности, как добыча полезных ископаемых, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость.

Инвестор освобождается  от уплаты региональных и местных  налогов и сборов. Особенностью уплаты налога является возмещение государством уплаченных налогов назад предприятию. Этот режим также является добровольным, те, кто имеют право на него, могут им воспользоваться. В зависимости от вида деятельности различаются налоговая база, налоговая ставка, объект налогообложения[6 c. 283].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль специальных налоговых режимов в развитии малого бизнеса в Российской Федерации

Необходимость существования  для малого предпринимательства  автономной системы налогообложения, которая учитывала бы особенности функционирования этого сектора экономики, не вызывает сомнений. Указанная система должна строиться (и в большинстве стран фактически строится) исходя из определенных критериев, важнейшие из которых следующие.

Во-первых, действующий для  любой налоговой системы принцип  определенности налогообложения в сфере малого бизнеса должен быть доведен до совершенства. Это означает, что данное законодательство обязано быть простым и понятным не только специалистам, но и любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки в области финансов и налогообложения. Поэтому нельзя допускать, чтобы в законе о налогообложении малого бизнеса имели место отсылочные нормы не только к другим законам и подзаконным актам, но и к другим главам НК РФ. Он не должен также предусматривать издание дополнительных нормативных документов.

Во-вторых, налогообложение  малого бизнеса должно предусматривать  замену для этих организаций одним  налогом максимального числа  действующих в стране налогов и сборов. Естественно, что идеальная система налогообложения малого бизнеса предполагает наличие всего одного налога, но построить такую систему довольно сложно. Это связано, в частности, со спецификой отдельных видов деятельности организаций. Например, организации, занимающиеся экспортом или импортом продукции, не могут быть освобождены от уплаты соответствующей таможенной пошлины. При реализации подакцизных товаров малые предприятия должны уплачивать акцизы.

В-третьих, система бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства должна быть максимально  упрощена, одновременно позволяя осуществлять необходимый налоговый контроль за формирование налоговой базы и полноты уплаты соответствующих налогов. При этом ведение соответствующего учета и отчетности не должно превращаться для малого предприятия в своего рода дополнительный вид деятельности, а проводимые налоговыми органами проверки не должны отнимать много времени ни у проверяемых, ни у проверяющих.

Информация о работе Специальные налоговые режимы