Единый налог на вмененный доход: особенности применения, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблем, связанных с применением единого налога на вмененный доход.
Достижение указанной цели потребовало поставить и решить следующие задачи:
- определить роль, назначение и место системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности как специального налогового режима;
- дать характеристику малому предпринимательству, как субъекту ЕНВД;
- исследовать особенности применения единого налога, охарактеризовать его элементы;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия;
- изучить преимущества ЕНВД в соответствие с общим режимом налогообложения
- разработать предложения по совершенствованию ЕНВД.
Предметом исследования является специальный налоговый режим ЕНВД.
Объектом исследования – деятельность хозяйствующего субъекта ООО «Амина».

Работа содержит 1 файл

Теоритические основы применения ЕНВД.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Налогоплательщики могут в некоторой степени  оказывать обратное воздействие  на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога – его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа – фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную  базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система  подвержена постоянному изменению  под действием как внутри-, так  и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а  динамической системой.

Налоговая система  РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

Основой налоговой  системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы  государство реализует свои функции  по управлению (регулированию, распределению  и перераспределению) финансовыми  потоками в государстве и в  более широком смысле экономикой страны вообще.

Основными функциями  налоговой системы государства  и, соответственно, установленных в  государстве налогов являются:

    1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
    2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
    3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
    4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы государства  обсуждаются практически с тех  пор, как возникло государство. Ещё  Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  •  налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  •  время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных  условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

    1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
    2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
    3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
    4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
    5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
    6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
    7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
    8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
    9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
    10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
    11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
    12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация  принципов налогообложения в  разных странах осуществляется с  учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой  системы является одним из признаков  суверенного государства.

Регулирование налоговой системой РФ осуществляется с помощью Налогового кодекса РФ, федеральных законов, нормативно-правовых актов и указов президента РФ.

Действие НК РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые в России. При этом под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами.

В первой части  НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах. Она включает в себя законодательство РФ, которое состоит из НК РФ и принятых на его основе федеральных законов. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах также принимаются в соответствии с НК РФ.

Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и/или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Российское законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Первая часть  Кодекса состоит из 7 разделов и 20 глав. В них последовательно устанавливаются:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть  Налогового кодекса, или специальная  часть, формирование которой началось с 2000 г., состоит из глав, начиная с 21-й, посвященных конкретному налогу или сбору. Таким образом, Налоговый кодекс РФ является актом прямого действия, регламентирующим правила взимания налогов и сборов в стране.

Следует добавить, что на современном этапе в России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов Федерации принимают  законы о налогах и сборах и  иные правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в  сфере налогового законодательства в рамках НК РФ и законов, принятых соответствующим законодательным  органом данного субъекта РФ.

Согласно законодательству РФ налоговая система нашей страны является трёхуровневой по исчислению налогов и сборов. [2]

 

    1. Экономическая сущность налогов

 

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др.

Оценивая итоги  реформирования налоговой системы  в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства.

Отсутствие  сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще.

Информация о работе Единый налог на вмененный доход: особенности применения, проблемы, перспективы