Единый налог на вмененный доход: особенности применения, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблем, связанных с применением единого налога на вмененный доход.
Достижение указанной цели потребовало поставить и решить следующие задачи:
- определить роль, назначение и место системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности как специального налогового режима;
- дать характеристику малому предпринимательству, как субъекту ЕНВД;
- исследовать особенности применения единого налога, охарактеризовать его элементы;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия;
- изучить преимущества ЕНВД в соответствие с общим режимом налогообложения
- разработать предложения по совершенствованию ЕНВД.
Предметом исследования является специальный налоговый режим ЕНВД.
Объектом исследования – деятельность хозяйствующего субъекта ООО «Амина».

Работа содержит 1 файл

Теоритические основы применения ЕНВД.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Таким образом, для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение  сущности налога как экономической категории.  
  Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей. С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета. С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование  доходов ставит своей основной задачей  сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем  социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Общественное  назначение налогов проявляются  в их функциях. Их две - фискальная и  экономическая. Фискальная состоит  в формировании денежных доходов  государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение. Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль. Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

  1. объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;
  2. субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  3. источник налога - доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);
  4. ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  5. налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

 В практике  большинства государств получили  распространение три способа  взимания налогов: 

  1. "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определённому признаку.

Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

  1. на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него.

 Характерной  чертой такого метода является  то, что выплата налога производится после полyчения дохода. Примером может слyжить налог на прибыль.

  1. y источника - этот налог вносится лицом выплачивающим доход.

Поэтому оплата налога производится до полyчения дохода налооплатильщиком, причем полyчатель дохода полyчает его yменьшенным на сyммy налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy. Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

    • Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства.
    • Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица.
    • Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
    • Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.

 Как видно  Смит исходил из следующих  принципов налогообложения: равномерность,  понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога; определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения; простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов; неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.[13]

 

    1. Налогообложение малого бизнеса

 

Малое предприятие - вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота (в промышленности объема продукции, в торговле - товарооборота). К ним, в частности, относятся предприятия с максимальной   численностью  работающих в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100, в других отраслях производственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек. Величина   объема  хозяйственного оборота определяется республиканскими органами, которые при необходимости могут устанавливать и меньшую предельную численность   работающих.   Весьма распространено ошибочное мнение, что малое предприятие - это новый  вид предприятия, нечто среднее между государственным и арендным, обладающее преимуществами того и другого. Однако статус предприятия определяется формой собственности на его имущество, например государственное, кооперативное, арендное, частное, акционерное, а не понятием «малое», которое характеризует лишь его размер.

Малое предприятие  обязательно является государственным  или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается  выпускаемой  продукцией, прибылью,  остающейся   после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда. По инициативе работающих и с согласия собственника имущества такое предприятие может быть создано (выделено) из состава действующего,  одного   или   нескольких структурных подразделений (цехов, участков), а также создано вновь. Им предоставляются  определенные льготы по налогообложению. Оснащенные необходимыми средствами производства,  малые  предприятия обладают высокой  маневренностью и способностью быстро осваивать технические и технологические новинки, адаптироваться в условиях меняющегося спроса. Рациональное их сочетание с предприятиями крупными позволяет полнее учесть интересы и возможности потребителей отдельных областей (регионов) в различных видах продукции, экономические и другие требования. Малые предприятия  могут образовываться: государственными органами, уполномоченными управлять имуществом, юридическими лицами, а также гражданами, членами их семей и другими, совместно ведущими хозяйственную деятельность.

Регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поскольку государственная регистрация юридических лиц возложена в настоящий момент на налоговый органы, то необходимо обращаться в местную налоговую инспекцию по месту нахождения организации. Что касается индивидуальных предпринимателей, то они обязаны регистрироваться в налогом органе по месту своей прописки.

В случае изменения места нахождения организация обязана в срок 3 дня обратиться в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения о юридическом лице, сообщать об изменениях в регистрирующий орган. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п.4 ст.18 закона “О государственной регистрации”).

Для государственной  регистрации создаваемой организации  необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы (ст.12 закона “О государственной регистрации”):

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
  • набор документов, требуемых при учреждении данной организации:

- решение о  создании организации в виде  протокола, договора (договор о  создании или учредительный договор) или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные  документы (подлинники или нотариально  удостоверенные копии);

  • документ об уплате государственной пошлины.

Заметим, что  налоговая инспекция не вправе требовать  представление других документов кроме документов, установленных законом о регистрации (ст.9 закона “О государственной регистрации”).

Порядок подачи документов для регистрации малого бизнеса одинаков для всех организаций  и индивидуальных предпринимателей. Документы предоставляются в налоговую инспекцию, или же направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Для полного ознакомления с процедурой лучше явиться в налоговую инспекцию лично. Порядок подачи документов для регистрации одинаков для организаций и для индивидуальных предпринимателей. Представитель налоговой инспекции принимает документы и выдает расписку заявителю (учредителю) в их получении. Таким образом, дата вручения расписки и будет считаться датой предоставления документов для регистрации. Срок регистрации - 5 рабочих дней.

Срок регистрации  одинаков для регистрации создания организаций и для регистрации  статуса индивидуальных предпринимателей, а также этот срок установлен и  для всех иных регистрационных действий - для регистрации всех изменений, при регистрации ликвидации организации или прекращения статуса индивидуального предпринимателя и т.д., а также в случае отказа в регистрации отказ также должен быть произведен в этот срок..

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст.8 закона “О государственной регистрации”). До 01 июля 2002 года был установлен срок 3 дня, а если документы посланы по почте, то 30 дней. Однако на практике этот срок соблюдался редко.[5]

После проверки налоговой инспекцией представленные на регистрацию документов, в случае их корректности, через пять дней вы получаете документы о регистрации. После принятия решения о государственной регистрации в соответствующий государственный реестр вносится соответствующая запись (для организаций - в реестр юридических лиц, для предпринимателей - в реестр индивидуальных предпринимателей). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (ст.11 закона “О государственной регистрации”).

Налоговая инспекция  обязана не позднее 1 рабочего дня  с момента регистрации выдать заявителю документы, подтверждающие регистрацию организации.

  • Для организации:

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица,

- свидетельство  о внесении записи в Единый  государственный реестр юридических лиц.

  • Для индивидуальных предпринимателей:

- свидетельство  о государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя,

- свидетельство  о внесении записи в Единый  государственный реестр индивидуальных  предпринимателей.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются индивидуальные предприниматели и  организации, зарегистрированные по законодательству РФ, которые отвечают следующим требованиям:

1) уставный капитал (в уставном капитале доля участия государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций не должна превышать 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства не должна превышать 25%);

Информация о работе Единый налог на вмененный доход: особенности применения, проблемы, перспективы