Шпаргалка по "Налоговое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

Работа содержит 1 файл

ответы к блудовой.docx

— 150.50 Кб (Скачать)

Возможность налогового планирования обусловлена следующими причинами:

1. естественным  стремлением хозяйствующих субъектов сберечь свои доходы и сократить расходы;

2. расширением  производственной и коммерческой  деятельности без привлечения внешних (заемных) источников финансирования;

3. рыночной конкуренцией  и стремлением предприятий выжить;

4. заинтересованностью  государства в предоставлении определенных общих и специальных налоговых льгот в целях регулирования социально-экономического развития, стимулирования той или иной сферы производства, группы налогоплательщиков.

При реализации методов налогового планирования налогоплательщиков в первую очередь интересует эффективность мероприятий налогового планирования и связанные с ними риски. Под рисками налоговой оптимизации понимают возможность понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежной форме, например, взыскание недоимок и штрафные санкции, расходы на адвокатов и т.п.

Поскольку налоговое  планирование рассматривается как особый вид экономической деятельности, то, как любая экономическая деятельность, она предполагает наличие определенных затрат и не может быть бесплатной. Это могут быть затраты на налоговые консультации, разработку налоговых схем и т. п.

Соотношение налоговых  расходов, стоимости налоговой оптимизации  и рисков налогоплательщика при налоговой минимизации определяют экономическую целесообразность применения налогоплательщиком методов налогового планирования. Считается, что налоговое планирование экономически выгодно для налогоплательщика, если в совокупности расходы по налоговой минимизации, оптимизированные налоговые платежи и оценка рисков налогового планирования в денежном выражении окажутся существенно меньше, чем величина налогов до оптимизации. В рамках отдельной организации налоговое планирование представляет собой весьма полезный инструмент управления, который способен существенно влиять на прибыльность организации и напрямую затрагивать безопасность руководителей организации, которые могут быть привлечены к различным видам ответственности. 

8.Стратегическое  и тактическое  налоговое прогноз-е и планир-е

Основная цель стратегич-го нал планир-я – разработка на основании прогнозов и тенденций развития нал системы РФ таких моделей и вар-в ведения хоз операций субъектами предприн-ва, которые бы в наибольшей мере отвечали поставлнным стратегическим целям организ-ии с учетом возможных изменений во внешней среде. Процесс формир-я нал стратегии включ этапы:появление идеи об организации бизнеса, формир целей и задач, решение об использовании возможных льгот. Далее выбор места расположения производства, выбор организационно-правовой формы. След этапы нал планир-я:1)опред-е общего пер.формирования нал стратегии; 2)исследование факторов внешней среды; 3)формир-е стратег-х целей; 4)конкретизация целевых показателей; 5)разработка нал политики; 6)разработка системы организ-эконом-х и экономико-правовых мероприятий; 7)оценка эффективности нал стратегии. Задачи тактического нал планир: формирование налогового поля, образование системы договорных отношений, подбор типичных хоз операций, которые предстоит выполнить, выделение и очерчивание разл ситуаций, предварительный выбор оптимального варианта хоз операций в виде проводок, составление журнала хоз операций, сравнит анализ ситуаций и принятие решений. 

9.Этапы  общегосударственного нал прогнозир-я и планир-я

Налоговое планир на гос уровне предст собой ряд этапов: 1) анализ нал поступлений и оценка эффективности 2)формир-е вариантов нал режима на предстоящий период с учетом сложившихся тенденций в экономике за истекший период 3)оценка вариантов н\о в предстоящем периоде и их ранжирование 4) обоснование и выбор оптимального варианта 5)расчет проекта нал доходов.  Эти этапы яв-ся базовыми для всех уровней гос системы. Для федер-го ур-ня существует еще один этап: определение необходимых объемов планирования нал поступлений по уровням бюджетной системы. 

10.Факторы,  влияющие на процесс  нал прогноз-я и планир-я на гос уровне.

При прогнозе поступлений  налогов указанные органы управления ориентируются на максимально высокий  их уровень, что связано с постоянно  растущими потребностями государства  и муниципальных образований, вызванных  как объективными причинами (естественный прирост населения, необходимость  развития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение  жизненного уровня и др.), так и  субъективными причинами (связаны с завышенными запросами органов власти и управления). Вместе с тем, потребности увеличения расходов и вызванная этим ориентация на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения, связанные, во-первых, с возможностями экономического роста хозяйства страны и его отдельных отраслей, повышения эффективности экономики и, во-вторых, с уровнем налоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но и при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности. Поэтому в процессе налогового прогнозирования все эти факторы должны непременно учитываться. 

11 Налоговый потенциал,  его понятие и  значение.

Налоговое планирование на макроуровне включает в себя оценку налогового потенциала и поступление налогов и сборов в бюджетную систему, которая осуществляется на основе прогноза соц. - экономического развития РФ и ее субъектов.

Налоговый потенциал отражает максимально возможную сумму начислений налогов и сборов, в условиях действующего налогового законодательства и представляет собой комплексный показатель, отражающий потенциальную способность н. системы генерировать бюджетные доходы. Потенциал рассчитывается на основе прямой оценки показателей соц. экономического развития и их динамики с точки зрения формирования налоговой базы.

Существуют и  другие методы определения налогового потенциала. В ряде регионов вводится такой документ, как налоговый паспорт организаций, который рассматривается как важнейший инструмент налогового планирования на региональном уровне.

В широком смысле понятие налогового потенциала- это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком практическом смысле оно представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов исчисленных в условиях действующего зак-ва. На величину налогового потенциала территории, оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов.

В процессе налогового планирования учитывается большой перечень различных факторов, определяющих нал-ый потенциал. Основу составляют прогнозы соц-эк-ого развития гос-ва, которые разрабатываются исходя из комплексного анализа накопленного нац-ого богатства, соц-ой структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов, демографической ситуации НТП, и перспектив изменения указанных факторов. При этом прогнозы сц-эк-ого развития разрабатываются:

-по времени  (краткосрочную, долгосрочную, среднесрочную  перспективу)

- по территории (в целом по России, по регионам, народно-хозяйственным комплексам).

12 Критерии и показатели  оценки плановых  проектировок налоговых доходов федерального бюджета.

С целью оценки обоснованности налоговых доходов  фед. и консолидированного бюджета РФ используются различные показатели сгруппированные по их качечтвенным хар-кам.

Критерии  и показатели оценки проектов планов н. поступлений  в бюджетную ситему:

Ф-ая оптимальность бюджета ( сравнение проектов доходных и расходных частей бюджетов, уровень дефицита или профицита, доля нал-ых поступлений в доходы бюджетов).

Эф-ть нал. проектировок при составлении бюджета( уровень налоговой нагрузки по отношению к различным макроэкономическим показателям. Эластичность нал. поступлений к темпам роста макроэкономических показателей, налоговая составляющая в цене отдельных ценнейших продуктов).

Соц-ая направленность проектировок нал. поступлений ( уровень нал-ой нагрузки на доходы физ-ких лиц, доля налогов в цене товаров).

Совершенствование налог-го администрирования ( планируемый уровень собираемости налогов, прогноз выведения из тени доходов различных категорий налогоплательщиков. Размер зарезервированных фин-ых ресурсов, для предоставления инвестиционного кредита, отсрочки или рассрочки). Основным показателем яв-ся уровень нал-ой нагрузки по отношению к ВВП, его величина позволяет оценить динамику налогового давления на эк-ку. После расчета показателей проводится их оценка на соответствие положениям соц-эк-ой политики и нал-ой политики страны. Значительный уровень профицита более 10% бюджета в процессе планирования нал-ых поступлений, может повлиять на временное ослабление налогового бремени. По кретерию соц-ая направленность проектировок нал-ых поступлений делают вывод о влиянии нал-ых поступлений на уровень жизни населения.

13. Концептуальные положения  организации налогового  процесса

Налоговый процесс — это  регулируемая нормами  права, часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлениям:

формирования, структуры  бюджетов; корректировке действующей системы налогов и сборов; содержания объектов налогообложения; состава налоговой базы и размеров налоговых ставок; формированию налогового законодательства; разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства.

Определение отражает состав и последовательность мероприятий (работ) охватывает все элементы налоговой  системы, ее планирования и регулирования  исходя из конкретной экономической  ситуации, ориентировано на достижение локальной цели государственных  финансов — обеспечение достаточных  и необходимых для решения  задач текущего (планового) периода  бюджетных ресурсов в части налоговых  поступлений. Необходимость анализа проблем, связанных с налогообложением, а также методологических подходов и методических инструментов их решения в виде целостного процесса диктуется тем, что и настоящее время, как на федеральном, так и на региональном уровне эти задачи решаются разнообразных, недостаточно связанных друг с другом структурно-организационных элементах системы государственной и муниципальной власти. Результатом такого разнообразия в решении задач налогообложения являются очевидные противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, прямо регулирующими и опосредованно связанными с налогообложением, между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Необходимо четкое представление о том, какие действия и какой последовательности следует предпринимать для того, чтобы налогообложение наилучшим образом выполняло свои оперативные, тактические и стратегические задачи и использовалось как действенный инструмент реализации основных задач государства — фискальной, экономической и социальной. Обратимся к содержательной структуре налогового процесса, которая отражает связи между отдельными элементами процесса и последовательность реализации отдельных его задач. При решении основных задач налогового процесса можно выделить три этапа: прогнозирование, планирование с обязательным законодательным утверждением планов, исполнение и контроль за их выполнением. Этап прогнозирования налогового процесса, который является важнейшей его составляющей, обеспечивающей научную объективность, достоверность и в конечном счете выполнимость, в свою очередь включает в себя более детализированные составляющие (задачи), Одна из них— прогнозирование основных макро-и социально -экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход населения, средняя процентная ставка, платежный баланс, кассовые остатки, численность населения и др. Совокупность количественных прогнозных значений макро- и социально-экономических показателей образует фундаментальную базу налогового процесса и в конечном счете определяет достижимый в течение налогового периода (совпадающего с периодом исполнения бюджета) объем налоговых поступлении. Общий механизм связи уровня этих показателей с объемом налоговых поступлений можно представить следующим образом: • валовой внутренний продукт (ВВП) определяет общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей; • валовой национальный продукт (ВНП) дает представление о том, какая часть налоговых платежей будет формироваться за счет деятельности исключительно национального капитала; • чистый национальный продукт (ЧНП) дополняет два предыдущих экономических макро-показателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП, формирующей доходы населения и таким образом позволяет создать адекватное представление о возможном объеме важнейшего источника налоговых поступлений — косвенных налогах; • национальный доход (НД), который, согласно методике его расчета, не включает в себя в отличие от ЧНП величину совокупных косвенных налогов, отражает другую составляющую возможных налоговых поступлений - прямые налоги; • личные доходы населения, представляющие собой долю национального дохода, которая может быть израсходована на индивидуальное потребление и сбережения, является показателем, определяющим возможную величину налоговых поступлений за счет подоходных налогов;• средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние на объем налоговых поступлений размеров ВВП и ВНП так как ее величина. Анализ результативности организации налогового процесса в регионе, возможная корректировка концепции налоговой политики, механизма налогового и бюджетного регулирования должны основываться на сравнении данных за достаточно длительный период, когда тенденции развития и их причины становятся очевидными. Таким образом, научная обоснованность, рациональность организации налогового процесса и планирования требуют соблюдения последовательности получения и анализа ретроспективной экономической, финансовой, инновационной, структурно-организационной информации о результативности функционирования системы налогообложения и налогового планирования в регионе, об объемах потребления ресурсов. На основе рационализации взаимодействия элементов механизма налогового процесса, в том числе налогового планирования, а также всех видов ресурсов, участвующих в системе финансового планирования и налогообложения, можно делать выводы о перспективах финансового обеспечения субъекта РФ, его реальной бюджетной самостоятельности.

14 Иерархия прогнозирования и планирования в налогообложении на гос. уровне.

Гос налоговое планирование представляет собой иерархическую систему включающую составление консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджеты регионального уровня. Взаимосвязь этих уровней обусловлена структурой гос устройства и структурой н. системы РФ. На каждом уровне при обосновании н. доходов необходимо тесное взаимодействие исполнительной и законодательной власти. Для всех уровней общими составляющими налогового планирования является: оценка н. потенциала, планирование налоговых поступлений по отдельным налогам.

Налоговое планирование является составной частью бюджетно н. процесса и представляет собой деятельность органов гос. власти и участников налоговых отношений по:  определению концепции формирования структуры и объема гос. доходов; корректировки действующих системы налогов и сборов, обоснованию содержания объекта налогообложения, состава налоговой базы и размеров налоговых ставок; совершенствование налогового законодательства; разработки исполнение планов мобилизации н. поступлений в бюджет; контроль за их исполнением и соблюдением налогового законодательства. В процесс общегосударственного налогового планирования участвуют федеральные органы исполнительной власти и их региональные структуры: Мин Фин. РФ, мин эконом развития, на основе прогноза макроэкономических показателей, анализа обобщенных сведений о фактическом поступлении н. платежей, осуществляются плановые проектировки налоговых доходов, с учетом вносимых изменений в законодательства о налогах и сборах. 

15. Общее и специфическое  в методологии  и процессе налогового  прогнозирования  и планирования  на разных уровнях  государственного  управления: федеральном,  региональном и  местном.

По признаку содержания их объединяют в три группы:

1. Правовые; (Принцип презумпции невиновности налогоплательщика, принцип законности, принцип комплексного использования законодательства при налоговом планировании). 

2. Экономические (принцип экономической обоснованности, принцип комплексного расчета налоговой экономии и издержек).  

3. Организационные (принцип сочетания оперативности и перспективности, принцип профессионализма, принцип конфиденциальности).

Установив динамику переменных, связанных с налогообложением, прогнозирует динамику налоговых платежей. Независимыми переменными в планировании налогов являются как экономические  показатели величина балансовой прибыли по предприятиям региона, остаточная стоимость о/с), так и элементы налога. Рассмотрим практику применения методов прогнозирования. При составлении плана налоговых поступлений на основе алгоритма расчета НДФЛ. Порядок определения предполагаемых сумм поступлений НДФЛ соответствует методике исчисления налогов согласно главе 23 НКРФ: -налоговая база уменьшается на установленные законодательством налоговые вычеты и применяются соответствующие ставки налога. В расчете сумм поступления НДФЛ используется показатель численности работников, который исчисляется органами гос. статистики за период предшествующий прогнозированию с учетом возможных изменений. Для расчета величины стандартных налоговых вычетов органами гос. статистики предоставляются данные по численности детей дошкольного возраста и учащихся. Суммы выпадающих доходов бюджета за счет предоставления социальных, имущественных, и профессиональных вычетов, рассчитывается налоговыми органами исходя из суммы вычетов заявленных налогоплательщиками в предыдущем отчетном периоде, с учетом предполагаемых изменений. Далее к расчетной величине доходов физ. лиц облагаемой налогом применяется ставка налога установленная на соответствующий плановый период. Расчетную сумму поступлений НДФЛ необходимо скорректировать на коэффициент собираемости, отражающий долю налога, поступившего в бюджет в отчетном периоде в общем объеме налога начисленного налогоплательщиками. Доля налога, зачисляемая в бюджет субъектов РФ устанавливается бюджетным законодательством. Таким образом, алгоритм расчета основан на анализе динамики как макроэкономических показателей, так и отдельных элементов налога, что позволяет с большей степенью достоверности учесть влияние изменений налогового законодательства и эк-ой конъюнктуры на объем налоговых поступлений в бюджет. По мере составления прогноза итоговых налоговых доходов бюджета, осуществляется распределение общей суммы каждого платежа по срокам мобилизации . Такое распределение имеет большое значение, т. к. для каждого налога законом установлен свой порядок внесения средств и следовательно динамика платежей, осуществленных в течение месяца будет различаться. В основе распределения налоговых обязательств по срокам платежей лежат анализ временных рядов и практическая оценка специалистов. В силу объективной неопределенности прогнозов поступлений налогов, различия между проектировками и фактическими объем мобилизации неизбежны. Обычно расхождения являются следствием неточности в используемой для анализа экономической отчетности, непредвиденных изменений в законодательстве, изменения в системе налогового администрирования и степени соблюдения налогоплательщиками законодательства, других причин экономического, организационного характера. Однако выполнение плановых цифр зависит не только от усилий уполномоченных органов и состояния экономики регионов, но и от того на сколько реальны и выполнимы позиции плана, на сколько точны были прогнозы, положенные в основы при его разработки.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговое право"