Шпаргалка по "Налоговое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

Работа содержит 1 файл

ответы к блудовой.docx

— 150.50 Кб (Скачать)

35. Налоговый мониторинг.

Важной компонентой  деятельности налоговых органов  должно быть антикризисное влияние  на экономические процессы. Для этого  необходимы сбор и обработка соответствующей  экономической информации, что предполагает разработку системы приемов и  методов. Одним из таких методов  является налоговый мониторинг как  комплекс системных наблюдений, оценок и прогнозов качественных изменений  в социально-экономической ситуации на конкретной территории, что связано  с выделением антикризисной деятельности как особого направления работы налоговых органов. На основе трудов отечественных исследователей в  области формирования систем наблюдения за развитием социально-экономических  процессов автором разработаны  концептуальные подходы и методическое обеспечение антикризисного налогового мониторинга, главная цель которого - обеспечение налоговых органов  полной, своевременной и достоверной  информацией о процессах, протекающих  в налоговой сфере, о состоянии  и изменении налогового потенциала региона. Антикризисный налоговый мониторинг включает: организацию наблюдения и получения достоверной информации о налоговой сфере и основных экономических процессах региона; оценку и системный анализ налоговой информации, выявление причин, вызывающих те или иные кризисные явления в экономике; анализ текущих тенденций в экономике региона, в финансово-кредитной и социальной сферах, выявление информационных взаимосвязей между макроэкономическими показателями, характеризующими состояние и тенденции развития экономики; организацию системы анализа отчетной информации субъектов хозяйствования, установление информационной связи между ними и параметрами экономической статистики; прогнозирование и моделирование изменения налогового потенциала региона; подготовку рекомендаций, направленных на преодоление кризисных процессов в регионе, и доведение их до соответствующих органов управления.

Предложенная  нами методика расширенного налогового мониторинга построена в развитие принципиальных подходов, представленных в "Методических рекомендациях проведения налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов"(1 Методические рекомендации проведения налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов. Приказ ФНС России от 23 июля 2009 г.).

Основной ее целью является внедрение в практику налоговых органов механизма  наблюдения, диагностики и анализа, позволяющего определять области риска  образования кризисных ситуаций и оценивать угрозы их возникновения на основе среднеотраслевых индикаторов для принятия антикризисных управленческих решений органами государственного регулирования.

Проведение полного  и налогового мониторинга информационно  обеспечивают современные формы  бухгалтерской и налоговой отчетности. Основные методические элементы во взаимосвязи  с мониторингом налоговых рисков, проводимого фискальными органами, нами представлены следующим образом.  Индикаторы мониторинга представлены шестью оценочными группами: оценка рыночной эффективности предприятия; оценка устойчивости предприятия; оценка эффективности использования активов предприятия; оценка структуры затрат; оценка использования труда; оценка налоговой нагрузки. Новизна представленной методики - в диагностических оценках расчетных показателей, в масштабах и способах подсчета. Рассмотрим содержание каждой группы индикаторов, способов расчета, наблюдения с целью выявления диагностируемых угроз.

36. Порядок внесения  изменений в годовой  налоговой план по результатам налогового мониторинга и итогам налоговых проверок

37. Налоговое прогнозирование  и планирование  как функция управления  организации, ее  содержание и закрепление  за структурами  фирмы.

В рамках финансового  управления налоговая деятельность может быть рассмотрена как деятельность с использованием финансовых, прежде всего налоговых инструментов для  обеспечения наиболее эффективных  результатов деятельности предприятия  и его взаимоотношений с государством. С одной стороны, предприятие  само выступает в роли объекта  воздействия со стороны государства, так как налоговые инструменты  используются государством для изъятия  части создаваемого дохода, стимулирования отдельных отраслей и т.п. С другой стороны, предприятие становится субъектом  использования налоговых инструментов в отношении своих собственных  служб, подразделений, филиалов, сфер бизнеса  и т.п.

В рамках управления финансами организации налоговая  деятельность реализуется как процесс  управления налогами, включая управление объектами налогообложения, процедурами  исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, на этом этапе фактически намечается значительный рост объектов налогообложения  по всем основным видам налогов. При  осуществлении ряда процедур можно  определить динамику и перспективы  налогового положения предприятия  в каждом из планируемых периодов и на весь стратегический период в  целом. Правильная организация работ  позволяет спрогнозировать предстоящие  налоговые выплаты и разработать  политику в части их оптимизации  в соответствии с действующим  законодательством и тенденциями  его развития.

С точки зрения налоговой деятельности определение  перспектив положения на рынке существенно  влияет на динамику оборота предприятия  и, соответственно, становится объектом изучения.

Инновационная деятельность и повышение производительности в результате ее осуществления практически  увеличивают долю добавленной стоимости  в создаваемом продукте, что, разумеется, сказывается на общей доходности и перспективах уплаты налога на прибыль.

Объемы привлекаемых материальных ресурсов и их движение, организация закупок и оборачиваемость  складских запасов прямо сказываются  на динамике остатков в запасах и  влияют на исчисление налога на имущество.

Проводимая кадровая политика и политика в отношении  интересов государства и общества прямо влияют на объемы социальных расходов и налоговых выплат.

Таким образом, вся совокупность деятельности на этапе  постановки стратегических и текущих  целей предприятия должна быть непосредственно  выражена в налоговых последствиях их реализации.

Текущие планы  финансово-хозяйственной деятельности предприятия должны сопровождаться комплектом налоговых расчетов и  планом предстоящих налоговых выплат.

Следует отметить, что в процессе управления немаловажную роль играет процесс сбора информации и регистрации данных. Эту функцию  на предприятии выполняет система  учета: бухгалтерского, производственного  и управленческого. В силу ряда заблуждений  система налогового учета не только не создается, но различным образом  подменяется суррогатами бухгалтерского учета. Безусловно, бухгалтерский учет является непосредственной информационной базой налогового учета, но не может заменить его. И попытки приравнять формулы бухгалтерского и налогового учета не представляются перспективными.

Налоговая политика и налоговый учет, хотя и являются существенной частью учетной политики и учетной деятельности организации, но не описывают всего многообразия и специфики учета и регистрации  всех фактов, совершаемых в процессе обычной финансово-хозяйственной  деятельности. Эта специфика описывается  двумя самостоятельными разделами: политикой в области производственного  и управленческого учета.

Производственный  учет описывает те факты и обстоятельства хозяйственной жизни предприятия, которые прямо связаны с его  деятельностью, занимаемым положением на рынке, отраслевой характеристикой  бизнеса, особенностями применяемых  при производстве продукции (работ, услуг) техники и технологий, требованиями к качеству продукции и услуг  и другими факторами.

Данные производственного  учета являются источником информации для формирования налоговой политики. Для исчисления налогов необходимо знать: правила учета запасов  и затрат на их приобретение (включая  доставку) и хранение; порядок документирования передачи материалов в производство; применение методов полуфабрикатного учета и методов нормативного учета затрат; правила и процедуры  оценки незавершенного производства, а также списание брака и оформление затрат на брак в производстве, недостачи  и порчи ценностей (прежде всего  готовой продукции) и др. При осуществлении  производственного учета также  необходимо включать описание процедур и документов по учету вспомогательных  производств всех видов.

Управленческий  учет, в свою очередь, представляет собой систему сбора и регистрации  всех данных, необходимых для принятия управленческих решений. Причем совокупность информации управленческого учета  гораздо шире, так как она не ограничивается одной сферой: финансовой, производственной или, скажем, логистикой. Более того, она не связана рамками  обязанности регистрации только свершившихся фактов хозяйственной  деятельности организации. Напротив, она  непосредственно включает в себя информацию прогнозного и перспективного характера, расчеты различных вариантов  ситуативных планов и т.п.

Вместе с тем  политика в области управленческого  учета предопределяет порядок планирования деятельности предприятия, принятия решений, применяемые формы и порядок  документооборота и др. Это существенно  для решения вопроса об отнесении  к числу затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, представительских  расходов, расходов на рекламу, командировки и других расходов.

Таким образом, наличие развитой структуры производственного  и управленческого учета на предприятии  предопределяет его возможности  в области налоговой деятельности и фактически становится условием ее реализации.

Еще более важной представляется реализация  задач  с точки зрения контроля налоговой  отчетности. Однако фактически эти  функции на предприятиях не исполняются. Налоговая отчетность составляется специалистами бухгалтерских служб  и редко подвергается последующей  проверке со стороны службы внутреннего  аудита. В то же время внешний  аудит проводит подтверждение и  проверку достоверности бухгалтерской  отчетности предприятия, причем налоговые  данные подвергаются проверке не более  чем как часть обязательств предприятия, отраженных в соответствующих статьях пассивов баланса.

 
Таким образом, рассматривая налоговую  деятельность вообще и налоговое  планирование в частности как  функцию управления, можно представить  основные направления налогового планирования на каждом этапе управленческого  цикла (см. таблицу).

Этап  цикла  
управления
Направление налогового планирования
Прогнозирование Расчеты и оценка налоговых последствий расширения масштабов бизнеса и изменения  его характера
Расчеты и оценка налоговых последствий  реализации инвестиционных планов и  программ
Построение  налоговой модели предприятия
Оценка  тенденций развития налогового законодательства и их влияния на налоговые платежи  предприятия
Планирование Выбор схемы  налогообложения
Разработка  налоговой политики
Разработка  налогового плана по всей совокупности объектов налогообложения
Разработка  графика налоговых платежей
Организация и  
координация
Уточнение схемы  налогообложения в связи с  внесением изменений в действующее  налоговое законодательство
Внесение  корректировок в налоговую политику предприятия
Разработка  оперативных налоговых планов (поквартально) и корректировка годовых и  оперативных планов в связи с  изменением динамики объектов обложения  и/или налоговой политики предприятия
Разработка  оперативных графиков налоговых  выплат
Организация и координация деятельности всех служб предприятия и принятие решений, существенно влияющих на формирование объектов налогообложения
Сбор  и  
регистрация  
данных
Разработка  модели налогового учета предприятия
Формирование  информационной модели налогового учета  и документооборота, связанного с  движением и изменением объектов налогового учета
Разработка  процедур формирования налоговой отчетности предприятия
Разработка  форм и методики заполнения налоговых  регистров
Контроль Планирование  мероприятий контроля налоговой  отчетности предприятия
Проверка  планируемых и фактических налоговых  выплат
Контроль  соблюдения графика налоговых выплат
Контроль  исполнения обязанностей специалистами  налоговой службы и иных служб, связанных  с реализацией задач налоговой  деятельности
Контроль  своевременности представления  информации, необходимой для реализации налоговой службой предприятия  поставленных перед ней задач
Анализ Выполнение  аналитических расчетов и выявление  факторов, влияющих на показатели налоговой  отчетности предприятия
Выявление причин расхождений между плановыми  и фактическими объемами налоговых  выплат
Анализ  причин несоблюдения графиков налоговых  выплат
Анализ  причин невыполнения задач налоговой  службы
Анализ  причин отклонений от установленного графика представления информации и документов
Регулирование Устранение  причин расхождений или ошибок в  данных налоговой отчетности
Устранение  причин отклонений от планов, корректировка  плановых расчетов
Устранение  причин отклонений от установленного графика выплат, ликвидация недоимок по налогам и причин неплатежей
Работа  с персоналом налоговой службы предприятия  для обеспечения эффективности  налоговой деятельности
Уточнение графиков представления документов и информации, принятие мер воздействия  при выявлении фактов халатности и недобросовестности работников предприятия

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговое право"