Шпаргалка по "Налоговое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

Работа содержит 1 файл

ответы к блудовой.docx

— 150.50 Кб (Скачать)
  

 

Организация работы налоговой  службы предприятия  

Налоговое планирование как функция управления включает вопросы об объекте управления, применяемых  методах управления и др. Если рассматривать  вопрос об объектах налогового планирования более детально, то следует это  делать в рамках вопроса об объектах планирования вообще. 
Объекты планирования:

1. Ресурсы: собственные  источники (выручка от реализации)

2. Обязательства  (налоговые выплаты)

3. Активы (объекты  налогообложения)

4. Деятельность

- деятельность, влияющая на формирование объектов  налогообложения

- налоговая деятельность 
Важно отметить, что объектом налогового планирования должны быть не только собственно объекты налогообложения, но и процессы управленческой деятельности, так или иначе влияющие на их формирование. 
Поэтому объекты налогового планирования на предприятии можно рассматривать как две самостоятельные группы:

- объекты налогового  планирования в виде объектов  налогообложения (с выделением  соответствующих групп объектов);

- объекты налогового  планирования в виде процессов  управленческой деятельности, направленной  или влияющей на формирование  и/или изменение объектов налогообложения,  а также процессов деятельности  в области управления налогами (налоговой деятельности). 
Однако такой подход не вполне корректен, поскольку исключает из числа объектов планирования налоговую деятельность государства, которое, в свою очередь, является субъектом налоговой деятельности. Так как указанный объект не возникает и не может возникать в пределах деятельности предприятия, его следует выделить в самостоятельную группу объектов налогового планирования. 
Организация налоговой деятельности и выполнение работ по налоговому планированию невозможны без организации соответствующей службы или подразделения. Службы налогового планирования и налогового учета могут существовать отдельно как два самостоятельных подразделения, но представляется, что правильнее создавать единую налоговую службу предприятия, поставив во главе такой службы начальника, наделенного правами заместителя руководителя предприятия. 
Отдел организации налоговой деятельности фактически должен выполнять функции подразделения налоговой службы, на которое возложено планирование налоговой деятельности предприятия в целом и самой налоговой службы в частности.
 

38. Положение о налоговой  службе организации,  должностные инструкции  специалистов.

Группа или  отдел налогового планирования должен непосредственно замыкаться либо на первого руководителя или финансового  директора организации.  Работа налоговой  службы организации должна строиться  на основании положения, в котором  должны найти отражение права  и обязанности работников, порядок  взаимодействия с иными службами организации. Основной задачей подразделений и должностных лиц организации, ответственных за обеспечение корпоративного прогнозирования и планирования в налогообложении является обеспечение исполнения налоговых обязательств организации в полном объеме в соответствии с законодательством при одновременном обеспечении минимального уровня налоговых платежей.

С практической точки зрения управление налогами на предприятиях включает в себя следующие функции:

1) организация  надежного налогового учета, при  определении налоговых баз по  налогам; 2) расчет налоговых обязательств и контроль за правильностью их исчисления; 3) контроль за своевременностью предоставления налоговой отчетности в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды; 4) контроль за своевременностью перечислений налогов и сборов в бюджет, сверка платежей с налоговыми органами, оформление отсрочек; 5) обеспечение сохранности документов по исчислению налоговых обязательств;  6) взаимодействие с налоговыми органами по поводу запросов, проверок и иных действий со стороны контролирующих органов; 7) отслеживание сроков исковой давности по налоговым расчетам; 8) минимизация налогов в рамках действующего законодательства.

Работы, относящиеся  к первым шести функциям, могут  быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация налогов  требует, как правило, привлечения  квалифицированных сторонних специалистов. Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются серьезными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия (например, ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства; арифметические и счетные ошибки). Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологий внутреннего контроля налоговых расчетов, важными принципами которых являются следующие: • все решения по налогам принимаются с помощью выполнения определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового решения; • все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий и никто (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного решения. В случае изменения ситуации налоговое решение принимает группа экспертов (комиссия); • предприятие должно определить круг лиц, имеющих право выполнять действия и процедуры в отношении налогов; • любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом специального образца; • для уменьшения риска возникновения налоговой ошибки (максимально используются стандартизованные документы. При этом ни один документ не должен существовать в единственном экземпляре; • применение налоговых льгот к каждой сделке должно быть обосновано; • все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе Таблицы типовых хозяйственных ситуаций. В первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции в этой таблице; • нетиповая ситуация требует оформления Карты налоговых решений, которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению.

Нетрудно заметить, что воплощение в практику технологии внутреннего контроля налоговых  расчетов — основа налогового планирования в любой организации. При этом налоговое планирование базируется на трех основных подходах к минимизации налоговых платежей: • использование льгот по уплате налогов; • разработка учетной политики; • контроль за сроками уплаты налогов.

Использование льгот по уплате налогов  — это снижение налогового бремени, связанное в первую очередь с полноценным использованием всей совокупности налоговых льгот, предоставляемых российским законодательством. Определение и грамотное применение элементов учетной политики — одно из направлений эффективного налогового планирования. Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика применяется последовательно из года в год и существенно влияет на финансовые результаты работы предприятия. Для налогового планирования наибольший интерес представляют элементы учетной политики. Выбирая позицию, организация должна обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от отраженного в учетной политике способа учета.

Контроль  за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Поэтому в налоговом учете следует использовать налоговый календарь. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, то его надо менять, а налоги следует платить заранее. Сопровождение расчетов по налогам и проведение сверок с налоговыми органами занимает большой объем рабочего времени налоговой службы организации, если в ее структуру входит много филиалов и структурных подразделений, в том числе и в разных субъектах России. 

39. Информационное и  документальное обеспечение  налогового планирования  и прогнозирования.

Финансовый (налоговый) менеджмент может функционировать  лишь при наличии определенных видов обеспечения: законодательного, кадрового, организационного, информационного,  технического, программного и т. д.

Ниже приведена  краткая характеристика лишь тех  видов обеспечения, которые имеют  специфику, связанную с пониманием налога как правовой категории.

Законодательное обеспечение охватывает совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Сюда в первую очередь входят Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ.

В них закреплены основополагающие принципы налогообложения,  состав системы налогов,  участники налоговых отношений,  установлены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов,  исполнения налогоплательщиками этих обязанностей.

Законы включают в себя как законы общего действия, так и законы о конкретных налогах; в зависимости от уровня управления различают федеральные законы, законы и акты субъектов Федерации, ведомственные  нормативные акты и акты местного самоуправления.

Указы Президента РФ, во-первых, устанавливают самостоятельные нормы права, во-вторых, носят характер поручений органам управления но разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; рассчитывается индекс инфляции при расчете налогооблагаемой прибыли и базовой доходности по ЕНВД т. д.

Кроме национального  законодательства, отношения в налоговой  сфере регулируются и международно-правовыми договорами.

Нормативное обеспечение включает в себя акты Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы. В ряде случаев они имеют нормативное значение и нарушение их влечет за собой ответственность, но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т. п.

Письма, указания и разъяснения  ФНС носят сугубо нормативно-ме-тодический характер и служат для рассмотрения частных налоговых ситуаций, их назначение - регламентировать единообразные способы практической деятельности, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов.

Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда важны для регламентации отношении в налоговой сфере, а также защиты интересов налогоплательщиков.

Информационное  обеспечение системы управления предприятием включает в себя главный элемент — информационную базу, состоящую из различных блоков, в том числе:

бухгалтерского  учета; налогового учета; правоустанавливающих документов; производственных документов; распорядительных документов.

Иными словами  практически всех документов организации, связанных с определением наличия  объекта налогообложения и исчислением  его величины.

Безусловно, для  финансовых аналитиков приоритет имеет  блок бухгалтерской отчетности. Однако с позиции налогового менеджера  немаловажное значение имеют несистемные  данные официального налогового учета. Поэтому возникает проблема взаимодействия бухгалтерского и налогового учета.

Существуют различные  подходы к информации бухгалтерского учета, используемой в фискальных целях:

• налоговые  показатели формируются и исчисляются  лишь посредством данных бухгалтерского учета; эти показатели образуются путем корректировки бухгалтерских данных с использованием определенных методов (этим объясняется употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения»); применение «смешанного налогового учета»; расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об «абсолютном налоговом учете».

Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль организаций. Принципиально новым Является официальное признание налогового учета, который охватывает:

первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

В настоящее  время показатели, связанные с  исчислением облагаемой базы но налогу на прибыль, формируются по особым правилам налогового учета без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. В 2003 г. введен новый стандарт с целью, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли понять и оценить расхождения между суммами налога на прибыль, исчисленными но различным предписаниям системного и внесистемного учета, т. е. по правилам бухгалтерского учета и но налоговому законодательству. Таким образом, можно считать, что в 2002-2003 гг. произошло изменение правил ведения финансового и налогового учета и как следствие — содержательной стороны информационного обеспечения налогового менеджмента.

Следует отметить, что действия финансового менеджера но решению проблемы взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения, а также наиболее применимых методов управления движением денежных потоков, в том числе и для налоговых целей, необходимо рассматривать как сущностные компоненты корпоративного налогового менеджмента.

ПБУ 18/02 «Учет  расчетов по налогу на прибыль» вводит правило, согласно которому на счетах отдельными бухгалтерскими проводками отражаются:

а) сумма налога на прибыль, исчисленная но методике бухгалтерского учета;

б) суммы, корректирующие эту прибыль.

Для этого вводятся новые объекты бухгалтерского учета, а именно: постоянные налоговые обязательства, отложенный налоговый актив, отложенное налоговое обязательство.

Эти объекты  формируют информацию о влиянии  разниц в связи с различиями в  оценке активов и обязательств, времени  признания доходов и расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. Поэтому новый стандарт требует  изменения учетной политики организации, поскольку затрагивает рабочий  План счетов и систему аналитического учета.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговое право"